Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Оценка 4.8
Памятки
docx
психологическая работа +1
5 кл
14.10.2018
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года. Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками. Возрастная психология
Социально-психологический статус учащегося 5 класса10 лет – конец детства, период предшествующий подростковому возрасту.
Непосредственность, открытость, доверчивость отличают детей этого возраста. В основном, уравновешены и спокойны, признают авторитет взрослого, ждут от взрослых помощи и поддержки.
Рекомендации педагогам по организации работы с
пятиклассниками в начале учебного года.
Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и
соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную
особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства
ответственности ребёнка. Однако, если лёгкое волнение перед выполнением задания
или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога,
наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения
задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому, очень важно в этот период
проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие,
последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они
необходимы, согласовать требования учителейпредметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения
детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно
“ориентированность на ошибку”, которая нередко подкрепляется неправильным
отношением взрослых к ошибкам, как к недопустимому наказуемому явлению, одна
из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть
направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев
успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых,
оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым
ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам
поведения в них. Рекомендации учителямпредметникам
по организации работы с пятиклассниками.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать
На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика
Учитывайте трудности адаптационного периода.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство
удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями,
дифференцируйте их.
материал.
единый речевой режим).
Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка
достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к
учению, а не ее снижению.
(нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу
класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы
в своей работе.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за
контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом
личностных особенностей и достижений каждого ученика.
(«молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите
индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность
записей, ежедневно в конце урока проверяйте наличие задания на следующий день.
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников,
грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в
дневнике.
ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
двоек.
работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах
Не допускайте педагогического манипулирования.
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка:
темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности
внимания, двигательная активность и т. д.
своевременно прийти на помощь.
бесконфликтным». Учитесь учить не уча.
Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть
Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала,
Возрастная психология
Социальнопсихологический статус учащегося 5 класса
10 лет – конец детства, период предшествующий подростковому возрасту.
Непосредственность, открытость, доверчивость отличают детей этого возраста. В основном,
уравновешены и спокойны, признают авторитет взрослого, ждут от взрослых помощи и поддержки.
Переход в среднее звено – накладывает осложнения в отношении «учительученик», так как
появляются учителя – предметники и кабинетная система. Это шанс начать новую жизнь.
Происходит рост самостоятельности, начало сознательного отношения к себе, сравнения себя с
другими.
Высокий уровень активности, самостоятельности. На первое место – кодекс товарищества,
важно быть такими же как все, проявляется желание выделиться, стремление заслужить авторитет,
дружбу, уважение сверстников.
Расширение школьных знаний и умений, ощущение себя не малолеткой, формирование
интересов (спад в учебе, но интерес к внеучебным делам), развитие навыков сотрудничества со
сверстниками.
Правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, формирование
умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в
себе, формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями
развития.
Идет овладение приемами понятийного мышления.
Устанавливают причинноследственные связи между изучаемыми учебными понятиями.
Навыки логических операций: обобщения, классификации, аналогии, переноса и систематизации
знаний более совершенны.
Начинается освоение методов теоретического мышления, творческого мышления. Склонность к
фантазированию, собственный авторский замысел – самая яркая черта характеристики учащихся 10
– 12 лет.
Следует развивать творческие способности и переводить на более высокий уровень: создание
собственных творческих работ, проектов, произведения.
Развивается исследовательская жилка, формируется способность к смене стратегии, гипотезы в
процессе решения учебной проблемы.
Речь связная, грамотная со словарным богатым запасом.
Аккуратность оформления письменных работ. Сохраняют работоспособность и учебную
активность в течение всего урока, предпочитают насыщенность и высокий темп проведения урока.
Способны длительно подчинять поведение намеченной цели, умения сдерживать эмоции,
моральная регуляция поведения.
Появляется способность принимать ответственные решения. Начинает развиваться мотив
самообразования, связанный с жизненными перспективами.
Устойчивое эмоциональное отношение, если нет противоречий между требованиями семьи и
группы сверстников, между возможностями и желаниями.
Взрослые часто «овзросляют » пятиклассников и в то же время подчеркивают их « детскость».
Это создает двойственность, противоречивость к выполнению требований. Дети учатся
манипулировать другими людьми. Период изучения детей, их индивидуальных психофизических особенностей. Важно обсуждать с
детьми данные особенности. Объяснять, почему медлительность или импульсивность мешают
усвоению знаний, робость и чрезмерная чувствительность отталкивают сверстников.
Самостоятельность в управлении классным коллективом (выборность старосты, редколлегии,
членов спортивного сектора и других).
Работа над юмором, воспитание доброго отношения к окружающим, на основе позитивного
отношения к себе.
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.