Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"
Оценка 4.8

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.11.2018
Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"
Изложенные рекомендации должны заинтересовать социальных педагогов и воспитателей социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних. Специалисты, работающие с детьми "группы риска", стараются найти пути смягчения сердец этих непростых подростков. Материалы, собранные в данной работе, могут быть использованы в их нелегкой работе.
Поощрение детей группы риска.docx
«Использование поощрений в работе с детьми «группы риска» (методические рекомендации для специалистов) ВВЕДЕНИЕ В   работе   с   детьми   «группы   риска»,   ориентированной   на   социальную   компетенцию, важную   роль   играет   постоянное   и   правильное  подчеркивание   хороших   сторон   ребенка, выделение его положительных поступков, одобряемого поведения, желания измениться в лучшую сторону. С этой целью все специалисты, работающие с данной категорией детей, должны хорошо владеть системой поощрения, использованием слов похвалы и поддержки. Существуют отличия в понимании поддержки, похвалы и награды. Не всякие похвала и   награда   являются   поддержкой,   которая  необходима   для   того,   чтобы   подчеркнуть позитивные   изменения  в   поведении   ребенка.   Для   того   чтобы   специалисты   учреждения правильно   использовали   все   виды   поощрений,   необходимо   разграничить   их   смысл   и особенности применения в работе с детьми. ВИДЫ ПООЩРЕНИЙ            Поощрение­ это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки   и   привычки.   Действие   этого   метода   основано   на   возбуждении   положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.  При   работе   с   детьми   «группы   риска»   можно   использовать   следующие   виды поощрений:       Награда – это вид поощрения, которое дается ребенку за то, что он сделал что­то очень хорошо, например, лучше всех, в соответствии с нормами, правилами, достижениями других. Награда дается при сравнении достижений детей тому, кто выполнил лучше всех не   только   в   данном   коллективе,   но   и   по   сравнению   вообще   с   возрастом.   Взрослые пользуются   наградой   тогда,   когда   хотят  подчеркнуть   наивысшие   достижения   детей   в определенный период  времени.  Наградить — это значит, даровать, жаловать за какую­то заслугу,   за   службу   (государеву,   например),   за   подвиги   и   т.д.   Награда   применяется довольно редко в работе с детьми группы риска и за выдающиеся заслуги и достижения детей.          Похвала ­  используется в работе с данной категорией  детей не  очень часто, и ребенок всегда должен знать, за что его могут хвалить. При частом использовании похвалы дети   научаются   приспосабливаться   к   требованиям,   правилам,   нормам,   диктуемым взрослыми. Иногда это может быть и приспособление к выполнению  асоциальных форм поведения,   когда   значимые   взрослые   хвалят  ребенка,   например,   за   воровство,   обман, хитрость и т.д.         Поддержка –  это фактор подчеркивания способностей и возможностей ребенка, его положительных сторон. Она призвана к  тому, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность,   значимость.   Поддержать   —   означает   служить   опорой,   не   дать   рушиться  и упасть, держать в прежнем виде. ("Не поддержать доброй молвы о себе — уронить себя", словарь Ожегова.) Поддержка может  оказываться   при   любой   попытке   или   небольшом прогрессе. В практике работы с детьми в нормальных семьях типичная поддержка может выражаться   в   гиперопеке,   создании   зависимости  ребенка   от   взрослого,   навязывании нереальных стандартов, стимулировании соперничества со сверстниками и просто другими детьми и людьми. Это приводит к переживаниям ребенка, мешает нормальному развитию. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ В РАБОТЕ  С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»           У специалистов  наибольшую трудность по установлению  контакта  вызывают дети «группы риска».  Как же установить контакт с детьми «группы риска»?           Будьте   чувствительны   к   миру   ребенка   (выслушайте   его,   помогите   раскрыться). Предлагайте   ребенку   ответственность,   соизмеримую   с   его   психофизическими возможностями реагировать соответственно (учитывайте интерес, возможности, уровень развития,   состояние     здоровья   и   настроения,   особенности   дефекта).   Найдите   к   нему «ключик»,   чтобы   он   смог   следовать   за   Вами   (мыслями,   действиями...).   Используйте похвалу,   поддержку   взглядом,   вопросом,   шуткой.   Помогайте   ребенку   приобрести уверенность в себе («Я здесь, я слышу тебя, я понимаю тебе не все равно, что происходит с тобой, я хочу, могу тебе помочь»). Улыбайтесь. Лицо Ваше должно быть живым. Излучайте теплоту,   дружеское   расположение   в   интонации   и   выражении   лица.   Не   проецируйте   на ребенка тревожность, взволнованность.  Используйте облегчающие реакции общения: Скажи мне сам, правильно ли ты... Тебе хочется знать, правильно ли ты... Ты не уверен, правильно ли... Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как... Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли... Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...  Помните о правилах поддержки ребенка        : 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку. 5. Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам. 6. Проводить больше времени с ребенком индивидуально. 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком (особенно при неудачах). 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9.Уметь находить взаимодействие с ребенком. 10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять эмпатию и веру в ребенка. 14. Демонстрировать оптимизм. 15. Забыть о прошлых неудачах. 16.   Позволить   начать   с   "нуля",   опираясь   на   веру   в   себя   в   любой  момент работы с детьми. Поддержка может осуществляться посредством: ­   отдельных   слов   (красиво,   аккуратно,   прекрасно,   здорово,   вперед,   продолжай, молодец, о'кей, фантастично, удачно, супер, способный и т.д.); ­ высказываний (я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; это действительно прогресс; я рада твоей помощи; спасибо, все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я   рада,   что   ты   в  этом участвуешь; я рада, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал); ­ прикосновений (похлопать, потрепать по плечу, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, обнять его и т.д.); ­ совместных действий, физического соучастия (сидеть или стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним и т.д.);       ­  выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.). При   использовании   поддержки   специалисты   не   всегда   могут   применять   только положительные   высказывания,   можно   использовать   и   слова   разочарования,   например такого плана: 1. Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше; 2. Ты мог бы сделать это намного лучше; 3. Эта идея никогда не может быть реализована; 4. Это для тебя слишком трудно, поэтому я сама это сделаю. Можно использовать и просто полезные высказывания: 1. Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим; 2. Даже если что­то произошло  не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком; 3.   Все   мы   люди   и   все   совершаем   ошибки.   В   конце   концов,   исправляя   свои ошибки, ты тоже учишься;   4. Это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему; 5. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов(а) ли ты начать? 6.Зная тебя, я уверен (а), что ты все сделаешь хорошо. Специалисты, работающие с детьми группы риска, довольно  часто затрудняются в том, за что похвалить ребенка и как его  поддержать в данную минуту. Это объясняется тем,   что   ребенок,  попадая   в   учреждения   социально­педагогической   поддержки,   часто демонстрирует такое поведение, за которое его хвалили и уважали в своей среде или сообществе, что не согласуется с нормами и правилами в обществе. Поэтому количество проступков, неодобряемого поведения превышает положительные поступки, что приводит к затруднению выбора того, за что можно похвалить. Для этой цели необходимо иметь список фраз поощрений и поддержки.  90 фраз поощрений и поддержки: 1.Ты делаешь это очень хорошо. 2.Ты сейчас на правильном пути. 3.Великолепно! 4.У тебя получилось это дело! 5.Правильно! 6.Это хорошо. 7. Супер! 8.Именно так! Точно так! 9.Я горжусь тем, как ты сегодня работаешь. 10. Намного лучше! 11. Хорошая работа! 12. Я счастлив(а) видеть такую твою работу! 13. Ты делаешь это значительно лучше. 14. Ты делаешь хорошую работу. 15. Ты близок к истине! 16. Это лучшее из того, что у тебя получалось. 17. Мои поздравления! 18. Это то, что надо. 19. Я знал (а), что ты можешь сделать это, 20. Это неплохое улучшение. 21. Сейчас ты это понял. 22. Значительно! 23. Наконец­то! 24. Неплохо. 25. Ты быстро учишься. 26. Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего. 27. Это хорошо для тебя. 28. Я не смог бы сделать лучше. 29. Еще немного времени, и у тебя это получится. 30. Ты сделал это легко. 31. Ты действительно сделал работу шутя. 32. Это правильный путь, чтобы сделать работу. 33. С каждым днем у тебя получается лучше. 34. Ты делал это так недолго! 35. Это неплохо! 36. Да! 37. Это способ! 38. Ты ничего не упустил! 39. Этот способ лучше. 40. Так держать! 41. Необыкновенно! 42. Прекрасно! 43. Это лучше всего! 44. Совершенно! 45. Прекрасный ход работы. 46. Сейчас ты это понял отлично. 47. Сенсационно! 48. Это лучше. 49. Теперь ничто тебя не остановит. 50. Отлично! 51. Это была первая классная работа! 52. Замечательно! 53. Еще лучше! 54. Ты только что сделал это? 55. Это лучше, чем всегда. 56. Твой мозг поработал на славу. 57. Ты действительно добьешься успеха! 58. Это выдающееся открытие! 59. Фантастика! 60. Ужасно здорово! 61. Это называется прекрасной работой! 62. Ты сделал это очень хорошо! 63. Ты, наверное, долго тренировался? 64. Ты, наверное, долго практиковался? 65. Ты делаешь это красиво! 66. Ты так много сделал? 67. Правильно! 68. Ты действительно улучшил ... что­либо. 69. Превосходно! 70. Хорошо заполнил! 71. Поздравляю! 72. Ты прав. 73. Держись так! 74. Ты сделал это как раз вовремя. Ты сделал сегодня много работы. 75. Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку. 76. Мне нравится ход твоих мыслей. 77. Я очень горжусь тобой! 78. Очень приятно разговаривать с такими умными детьми. 79. Большие тебе спасибо. 80. Ты превзошел сам себя сегодня. 81. Я никогда не видел ничего лучшего. 82. Ты понял это очень быстро. 83. Твоя работа принесла мне много радости. 84. Чудно! 85. Ол раит! О'кей! (Полный порядок, все хорошо!). 86. Так и только так! 87. Я верю в тебя, у тебя всегда будет получаться не хуже, чем сейчас. 88. Вот этого я еще не видел. 89. Красивая мысль. 90. Мощный прорыв. ЗАКЛЮЧЕНИЕ            Использование слов поддержки в работе специалистов учреждения поможет ребенку приобрести уверенность в себе, увидеть свои достижения, возможности; изменить себя и свое поведение. Помимо   слов   поддержки,   можно   использовать   и   другие   формы   работы,   например, создать   «Галерею  достижений».   Еженедельно   или   ежемесячно   на   листе   бумаги   можно вывешивать то, чего достиг каждый ребенок учреждения. Дети начинают гордиться собой, у них возникает желание выполнять все необходимое хорошо, чтобы все могли прочитать его достижения, которые вывешены. Учитывая, что дети «группы риска» редко испытывали поддержку и похвалу в своей прежней жизни, такое их использование дает им новый опыт социального одобрения, который им так необходим. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. Спб.: 2. Петрова Л.И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. «Владос», 2008. Р.н/Д.: «Феникс», 2013. 3.  Технологии разрешения социально - психологических проблем развития детей «группы риска»: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"

Рекомендации по использованию поощрений в работе с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018