В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.
Формирование умения работать с учебной книгой и другими источниками информации способствует совершенствованию информационных УУД младших школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность
выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть
информационно грамотной личностью.
Формирование умения работать с учебной книгой и другими источниками
информации способствует совершенствованию информационных УУД младших
школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.
По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения учителя должны
формировать умения работать с информацией.
Умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по
своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов, которые
своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.
Компоненты умения работать с информацией: поиск информации, анализ
информации,
интерпретация информации,
переформатирование информации,
обобщение информации, создание информации, представление информации, хранение
информации, передача информации.
В стандарте информационные умения определены как: готовность и способность
к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
То есть, учащийся должен уметь самостоятельно искать, анализировать,
отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для
восприятия нового: именно в этом возрасте человек обретает способность сначала
обдумывать, а затем делать, происходит активизация развития познавательных
способностей, формирование содержательных обобщений и понятий.
Технология формирования умения работы с информацией реализует основные
положения теории поэтапного формирования умственных действий, и включает целевой,
структурносодержательный, деятельностный и рефлексивнооценочный компоненты.
Реализация технологии происходит поэтапно:
сначала формирование
первоначального умения под руководством учителя, потом применение полученных
знаний в деятельности по образцу на основе алгоритмического предписания, затемперенос способа действия в сходные ситуации, перенос умения в новые ситуации,
отличные от тех, при которых они формировались, наконец, перенос умения в новые
ситуации.
Задания, ориентированные на формирование умения работы с информацией,
предполагают применение таких приемов умственной деятельности, как сравнение,
анализ, обобщение, классификация, абстрагирование, что способствует формированию
умений выявлять главное, существенное, выявлять причинноследственные связи в
информации, обеспечивает овладение рациональными приемами работы с информацией.
Чаще всего в современной школе учителя используют следующие методы
формирования информационных умений: маркировка текста, инсерт, кластер; синквейн.
При работе с информацией учитель начальных классов может использовать
следующие приёмы: работа с текстовыми источниками информации, со
статистическими материалами, работы с динамическими экранными материалами, с
картографическими материалами.
Работа с текстовыми источниками включает в себя: комментированное чтение;
пересказ, рассказ по опоре; составление вопросника к тексту; составление плана
(разработка)
текста; составление
кроссвордов; подбор
таблиц; составление
иллюстраций к тексту; подборка афоризмов, пословиц и т.д.
Работа со статистическими материалами включает: анализ статистических
графиков,
диаграмм;
таблиц,
трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот; сбор
диаграмм; построение
графиков; построение
статистических данных и др.
В работу с динамическими экранными материалами входит: получение
информации; комментирование; озвучивание; организация практических работ; создание
мультимедийных презентаций.
В
работу
карты;
картографическое (топографическое) лото; наложение карт; разработка маршрутов;
картографическими материалами
входит: чтение
с
разработка тематических карт с новым содержанием; составление пазлов.
Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в
соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.Таким образом, формирование информационных умений связывают не только с
непосредственным изложением учебной информации, но и способами ее получения.