Рекомендации по развитию информационных умений младших школьников

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 14.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью. Формирование умения работать с учебной книгой и другими источниками информации способствует совершенствованию информационных УУД младших школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.
Иконка файла материала форм-е инф умений.docx
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.  Формирование   умения   работать   с   учебной   книгой   и   другими   источниками информации   способствует   совершенствованию   информационных   УУД   младших школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.  По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения учителя должны формировать умения работать с информацией. Умение  работать   с   информацией   является   общеучебным   умением,   сложным   по своей  структуре,   представляет   совокупность   взаимосвязанных   компонентов,   которые своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.    Компоненты   умения   работать   с   информацией:  поиск   информации,   анализ информации,  интерпретация   информации,  переформатирование   информации, обобщение информации,  создание информации,  представление информации,  хранение информации, передача информации. В стандарте информационные умения  определены  как:  готовность  и  способность к  самостоятельной  и  ответственной  информационной  деятельности,  включая  умение ориентироваться   в   различных   источниках   информации,   критически   оценивать   и интерпретировать  информацию,  получаемую  из  различных  источников.  То     есть,    учащийся     должен     уметь    самостоятельно    искать,    анализировать, отбирать,  обрабатывать и  передавать необходимую  информацию.  Младший   школьный   возраст   является   наиболее   сензитивным     периодом   для восприятия   нового:   именно   в   этом   возрасте     человек   обретает   способность   сначала обдумывать,   а   затем   делать,   происходит   активизация   развития   познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий. Технология   формирования   умения   работы   с   информацией   реализует   основные положения теории поэтапного формирования умственных действий, и включает целевой, структурно­содержательный, деятельностный и рефлексивно­оценочный компоненты. Реализация   технологии   происходит   поэтапно:   сначала   формирование первоначального   умения   под   руководством   учителя,   потом   применение   полученных знаний   в  деятельности   по   образцу   на   основе   алгоритмического   предписания,   затемперенос  способа   действия   в   сходные   ситуации,   перенос   умения   в   новые   ситуации, отличные  от тех,  при которых  они формировались,  наконец, перенос умения  в  новые ситуации. Задания,   ориентированные   на   формирование   умения   работы   с   информацией, предполагают   применение   таких   приемов   умственной   деятельности,   как   сравнение, анализ,  обобщение,  классификация,  абстрагирование,   что   способствует  формированию умений   выявлять   главное,   существенное,   выявлять   причинно­следственные   связи   в информации, обеспечивает овладение рациональными приемами работы с информацией.    Чаще   всего   в   современной   школе   учителя   используют   следующие   методы формирования информационных умений: маркировка  текста, инсерт, кластер; синквейн.  При  работе  с  информацией  учитель  начальных  классов  может  использовать   следующие     приёмы:     работа     с     текстовыми     источниками     информации,     со статистическими  материалами,  работы  с  динамическими  экранными  материалами,  с картографическими  материалами. Работа  с  текстовыми  источниками  включает  в  себя: комментированное  чтение; пересказ,   рассказ   по   опоре; составление   вопросника   к   тексту; составление   плана   (разработка) текста;   составление     кроссвордов;   подбор     таблиц;   составление   иллюстраций  к  тексту; подборка  афоризмов,  пословиц  и  т.д.   Работа     со     статистическими   материалами     включает:   анализ     статистических   графиков,     диаграмм; таблиц,   трансформация     текста     в     таблицу,     диаграмму,     график     и     наоборот;   сбор   диаграмм;   построение     графиков;   построение   статистических  данных  и  др.   В     работу     с     динамическими   экранными     материалами     входит:   получение информации; комментирование; озвучивание; организация  практических  работ; создание мультимедийных  презентаций. В     работу     карты; картографическое   (топографическое)   лото; наложение   карт; разработка   маршрутов;   картографическими   материалами     входит:   чтение     с   разработка  тематических  карт  с  новым  содержанием; составление  пазлов. Комбинируя  методические  приемы,  учитель  может  планировать  свои  уроки  в соответствии  с  уровнем  развития  учеников  и  объемом  материала.Таким  образом,  формирование информационных  умений  связывают  не только  с непосредственным  изложением  учебной  информации,  но  и   способами  ее  получения.