Рекомендации по развитию информационных умений младших школьников
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
14.11.2018
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.
Формирование умения работать с учебной книгой и другими источниками информации способствует совершенствованию информационных УУД младших школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.
форм-е инф умений.docx
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность
выбирать и реализовывать на практике адекватные способы ее получения, то есть быть
информационно грамотной личностью.
Формирование умения работать с учебной книгой и другими источниками
информации способствует совершенствованию информационных УУД младших
школьников, значимость которых отражена в ФГОС НОО.
По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения учителя должны
формировать умения работать с информацией.
Умение работать с информацией является общеучебным умением, сложным по
своей структуре, представляет совокупность взаимосвязанных компонентов, которые
своим содержанием конкретизируют умение работы с информацией.
Компоненты умения работать с информацией: поиск информации, анализ
информации,
интерпретация информации,
переформатирование информации,
обобщение информации, создание информации, представление информации, хранение
информации, передача информации.
В стандарте информационные умения определены как: готовность и способность
к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
То есть, учащийся должен уметь самостоятельно искать, анализировать,
отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом для
восприятия нового: именно в этом возрасте человек обретает способность сначала
обдумывать, а затем делать, происходит активизация развития познавательных
способностей, формирование содержательных обобщений и понятий.
Технология формирования умения работы с информацией реализует основные
положения теории поэтапного формирования умственных действий, и включает целевой,
структурносодержательный, деятельностный и рефлексивнооценочный компоненты.
Реализация технологии происходит поэтапно:
сначала формирование
первоначального умения под руководством учителя, потом применение полученных
знаний в деятельности по образцу на основе алгоритмического предписания, затем перенос способа действия в сходные ситуации, перенос умения в новые ситуации,
отличные от тех, при которых они формировались, наконец, перенос умения в новые
ситуации.
Задания, ориентированные на формирование умения работы с информацией,
предполагают применение таких приемов умственной деятельности, как сравнение,
анализ, обобщение, классификация, абстрагирование, что способствует формированию
умений выявлять главное, существенное, выявлять причинноследственные связи в
информации, обеспечивает овладение рациональными приемами работы с информацией.
Чаще всего в современной школе учителя используют следующие методы
формирования информационных умений: маркировка текста, инсерт, кластер; синквейн.
При работе с информацией учитель начальных классов может использовать
следующие приёмы: работа с текстовыми источниками информации, со
статистическими материалами, работы с динамическими экранными материалами, с
картографическими материалами.
Работа с текстовыми источниками включает в себя: комментированное чтение;
пересказ, рассказ по опоре; составление вопросника к тексту; составление плана
(разработка)
текста; составление
кроссвордов; подбор
таблиц; составление
иллюстраций к тексту; подборка афоризмов, пословиц и т.д.
Работа со статистическими материалами включает: анализ статистических
графиков,
диаграмм;
таблиц,
трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот; сбор
диаграмм; построение
графиков; построение
статистических данных и др.
В работу с динамическими экранными материалами входит: получение
информации; комментирование; озвучивание; организация практических работ; создание
мультимедийных презентаций.
В
работу
карты;
картографическое (топографическое) лото; наложение карт; разработка маршрутов;
картографическими материалами
входит: чтение
с
разработка тематических карт с новым содержанием; составление пазлов.
Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в
соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала. Таким образом, формирование информационных умений связывают не только с
непосредственным изложением учебной информации, но и способами ее получения.
Рекомендации по развитию информационных умений младших школьников
Рекомендации по развитию информационных умений младших школьников
Рекомендации по развитию информационных умений младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.