Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
Оценка 4.6
Памятки
doc
воспитательная работа
1 кл
14.05.2019
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников. Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.
учителям 1кл.doc
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен
помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым
рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой,
адекватной психологическим и физиологическим
возможностям
первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания
ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как
невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять
своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не
делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать
внимание на положительных проявлениях ученика.
Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять
задания только с помощью взрослого,
который подсказывает
последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой
ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень
«школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности
поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и
сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей,
испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся
как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся
классноурочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие
впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие
требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим
авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать
и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку
и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что
взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на
это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное
отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов
ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно
оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие
учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с
учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать
и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами,
также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку,
самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать
на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую
нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов –
этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования
произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого
ему для обучения. Рекомендации учителям
по адаптации первоклассников:
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что
длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья.
обеспечить своевременную смену видов деятельности;
не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете,
монотонных движений;
отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с
наглядностью;
использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические
упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных
упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир
школьной жизни, освоить новую социальную роль школьника.
3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими
трудности в адаптации.
4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим
особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе):
леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от
обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует
себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и
одноклассниками.
6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе
атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую
детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в
общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8.Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность
действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных
учеников, но не в качестве наказания.
9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им чтото непонятно. Снисходительно
относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их
радостей и переживаний.
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.