Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив) Конфликты и травля в школьной среде
Оценка 5

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив) Конфликты и травля в школьной среде

Оценка 5
Лекции +4
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
27.09.2021
Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив) Конфликты и травля в школьной среде
Конфликт ― столкновение противоположно направленных целей, взглядов, потребностей, интересов участников по какому-то вопросу. Такое столкновение сопровождается сильным противодействием участников и негативными эмоциями, выходит за рамки социальных норм и правил. Конфликт указывает на нереализованные потребности или на недостигнутые цели участников.
травля.docx

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив)

Конфликты и травля в школьной среде

Конфликт ― столкновение противоположно направленных целей, взглядов, потребностей, интересов участников по какому-то вопросу. Такое столкновение сопровождается сильным противодействием участников и негативными эмоциями, выходит за рамки социальных норм и правил. Конфликт указывает на нереализованные потребности или на недостигнутые цели участников.

Виды конфликтов

image

image

1.       Конфликты ― неотъемлемая часть жизни. 

2.       Самое страшное в конфликте-возникающие чувства(страх, гнев, обида)

люди не конфликтуют «просто так», из вредности. Конфликты возникают при столкновении интересов, а также в ситуациях, когда потребности кого-то из участников взаимодействия не удовлетворяются.

Когда конфликты негативно влияют на учебный процесс?

image

Особенности конфликтов между учениками

Часто начало школьного конфликта скрыто от взрослых: мы наблюдаем то, что стало последней каплей ― срыв - и воспринимаем этот как начало конфликта. Однако этому срыву предшествовало многое. Поэтому важно не только найти выход из конкретной ситуации, но также изменить отношение детей к конфликту, предотвратить повторение подобного в будущем, нормализировать отношения.

На течение конфликта влияет то, как к нему относятся окружающие, поэтому работать только с участниками (то есть непосредственно сторонами) конфликта не имеет смысла. Ведь если достигнутые договоренности и перемены не поддержит остальной класс и педагоги, ученики вернутся к привычным и принимаемым классом формам общения.

Важно уметь правильно распознавать и расшифровывать эмоции детей. Например, за смехом (который воспринимается взрослыми как неуважение и насмешка над их словами) дети часто скрывают чувство стыда.

Взрослым важно понимать, что конфликт не рождается из «пустяка». Любые переживания детей важны и значимы также, как и переживания взрослых. Многие ситуации ― первый социальный опыт в жизни ребенка. Из-за отсутствия социального опыта дети и подростки более драматично, чем взрослые, переживают то, что с ними происходит. Дети часто не умеют или опасаются уверенно говорить со взрослыми. Старайтесь быть внимательней и уважайте переживания детей.

image image

 

                image

 

                    Что такое восстановительный подход?

Он подразумевает проведение медиации (восстановительной встречи) конфликтующих сторон. Понятие «восстановительная» указывает, что важно восстановить человеческие отношения. Разрешение конфликта должно фокусироваться на восстановлении отношений пострадавшего и обидчика, на исцелении сторон от боли и страданий. Кроме того, обидчик должен загладить тот вред, который причинил пострадавшему.

Почему мы делаем акцент на восстановительном подходе?

После случившейся конфликтной ситуации дети продолжат встречаться в рамках класса или школы. Если восстановления отношений не произойдет, есть риск возникновения затяжного конфликта или травли.

Медиация ― основа восстановительного подхода

Для разбора конфликта нужен медиатор (ведущий примирительной встречи) ― нейтральный посредник, который помогает наладить конструктивный диалог между сторонами, чтобы найти путь к разрешению конфликта. Медиатор поддреживает обе стороны в равной степени. Важно понимать, что сначала происходит урегулирование конфликта или частичное его завершение, он становится менее острым. Только после этого может следовать разрешение конфликта.

Роль медиатора

Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или за то, какое решение они выработают. Все это ― ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы стороны конфликта поняли, в чем заключается предложенный восстановительный способ выйти из ситуации. После этого стороны должны сделать осознанный выбор ― воспользоваться предложенным способом или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы все возможные условия для взаимопонимания и примирения.

Базовые принципы восстановительного подхода

· Ответственность нарушителя перед жертвой.
· Исцеление жертвы.
· Участие социального окружения.
· Восстановление способности людей понимать друг друга.
· Сделать что-либо, чтобы подобное не повторилось.

Какие действия педагога могут помочь в конфликтной ситуации?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Так вы можете заметить конфликт на ранней стадии. На что стоит обратить внимание: * вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе; * с недавних пор стала повисать неловкая пауза; * возникает ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с приятным сюрпризом к празднику; * ученики как будто отвлекают самих себя и вас от какой-либо темы, события, одноклассника; переводят тему. Своими ощущениями можно поделиться с коллегами, которые ведут уроки в том же классе или со школьным психологом. Тогда у вас будет поддержка и команда взрослых, которые смогут более чутко относиться к ситуации.

2. Честно и открыто выражайте свою позицию по отношению к ссорам и спорам, обращайте внимание на то, что видите. Такие действия помогают переводить конфликт из скрытого в явный для самих учеников. Вы продемонстрируете, что ситуация видима со стороны взрослого. В таком случае появляется возможность сесть за стол переговоров, разобраться в конфликте. Вы можете говорить, что вам не нравится, когда дети ругаются или оскорбляют друг друга; что вам грустно, когда у них не получается договориться; что вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость и т. д. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Для учеников важна позиция взрослого. Она должна восприниматься как ролевая модель, благодаря которой ученики сами могут выработать отношение к происходящему.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете предложить им варианты решения ситуации. Например, предложите обсудить конкретную ситуации или, наоборот, общую тему на классном часе. Вот несколько возможных форматов: * дискуссия: предложите детям обсудить актуальные для них спорные утверждения; * предложите ученикам вариант решения ситуации и поинтересуйтесь их мнением: как им такая идея? хотят ли они ее опробовать? * формат эксперимента: например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый», по имени и отчеству. После этого коротко обсудите результат.

4. Конфликт не разрешается и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято, со всем справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже по-настоящему эффективных действий одного человека недостаточно, чтобы разрешить конфликт. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно решить, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно пригласить психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». Привлекайте коллег и родителей, администрацию школы. Важно, чтобы они не пытались задавить конфликт, но выступали с позиции поддержки. Одна из эффективных технологий ― провести «Круга сообщества». Эта технология подходит, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с детьми в классе и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, помогают выбрать необходимые решения с опорой на ценности участников группы.

Травля (или буллинг) ― это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-либо в условиях неравенства силы и власти. Механизм травли ― выстраивание системы социальных статусов. Если в группе много напряжения и неопределенности, то образование полюсов «агрессор-жертва» наделяет двух (или более) людей самым высоким и самым низким статусом, позволяя остальным членам группы расположиться на промежуточных позициях.

В отличие от конфликта, в ситуации травли силы неравны, всегда есть жертва, которая страдает в сложившейся ситуации. Травля последовательна и поэтапна, а глубина полученной травмы намного превышает таковую от ссоры.

Роли в травле

Причины травли:

  • отсутствие в коллективе умения уважать и принимать другого человека;
  • недостаточно развитые навыки конструктивного взаимодействия;
  • опыт части коллектива самовыражаться за счет унижения другого человека. Поведение и личностные характеристики жертвы при этом не имеют значения.

Какие факторы внутри школы влияют на существование травли?

Исследования выявили следующие взаимосвязи:

  • Размеры школы: чем она больше, тем выше процент учеников, которые подвергаются травле.
  • Предельно строгая, нормативная и жесткая система правил. В такой ситуации буллинг ― это компенсаторный механизм, реакция на внешнее давление.
  • Особенности учительского поведения. По тем или иным причинам учителя могут либо потворствовать травле (фокусировать внимание класса на особенностях жертвы, полагая, что ученик исправится), либо не замечать ситуацию вообще, либо стараться не обращать на нее внимание, полагая, что это нормальное явление. Таким образом ребенок-жертва остается без поддержки и защиты со стороны учителя, а ребенок-агрессор получает сигнал, что его поведение допустимо.

Факторы внутри семьи, влияющие на существование травли

Наиболее существенный фактор ― эмоциональные отношения в семье. Социо-культурный и экономический факторы представляются менее существенными. Частые конфликты внутри семьи, физическое и психологическое насилие напрямую связаны с вовлечением ребенка в травлю в школе.

Семьи школьников, которые подвергаются травле, можно описать как семьи со слабой внутренней структурой. Между членами семей нет четких личных границ, нет согласованности в действиях родителей. Зачастую отсутствуют единые ценности и этические стандарты, или же они противоречат фактическому поведению родителей и формам коммуникации в семье.

Семьи детей-агрессоров, как правило, характеризуются как конфликтные, дезорганизованные. Родительский контроль в них слабый, но может при этом заменяться суровыми системами наказаний

Почему важно вовремя обратить внимание на травлю?

Исследования показывают, что систематическая травля, которую не пресекли вовремя, ведет к негативным последствиям для всех участников ситуации, влияя на их мироощущение, поведение и ожидания от других людей.

Характеристики жертвы

Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, сталкиваются с апатией, головными болями и энурезом, совершают попытки суицида. Они начинают считать окружающий мир опасным, а себя ― незащищенными. Жертвами становятся дети, которые отличаются от большинства ― внешним видом, весом, успеваемостью, национальностью. Таким образом, ребенка маркируют как «неправильного» на основании определенных наглядных качеств: толстый, худой, заучка, плохо одет и т.д. Здесь важно понимать, что жертвой может стать любой ребенок. Жертвы травли, как правило, не предпринимают активных действий, чтобы бороться со сложившейся ситуацией, пытаются игнорировать ее, не ищут поддержки или помощи, никому не жалуются, поскольку опасаются, что этими шагами они только усугубят положение. Семьи таких детей можно охарактеризовать как семьи с нарушенной коммуникацией. Часто в семьях жертв присутствует много формального контроля и критики вместо личной вовлеченности в жизнь ребенка.

Характеристики агрессора

Дети, которые занимаются травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение (драки, воровство, вандализм, прогулы школы, употребление алкоголя и табака). Для агрессоров характерна высокая агрессивность и отсутствие сострадания. При этом они довольно хорошо распознают эмоциональное состояние других и склонны использовать это для манипуляций. Травлей чаще всего занимаются, чтобы приобрести высокий статус в классе, поднять самооценку. Дети-агрессоры убеждаются в том, что прав тот, в чьих руках власть. В дальнейшем они переносят этот опыт на другие отношения, готовясь к тому, что кто-то более сильный будет унижать их так же, как это делают они с другими детьми.

Характеристики свидетелей травли

Дети, которые становятся свидетелями травли, испытывают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие. Вместе с тем у них возникает желание присоединиться к гонениям, иллюзорно поддержав тем самым свою персональную безопасность. Если ни дети, ни взрослые не прекращают травлю, это ведет к снижению у свидетелей способности к эмпатии, к ухудшению социального климата в школе (семье, сообществе). В итоге непрекращенная травля способствует росту в обществе «молчаливого большинства», отсутствию людей с выраженной гуманистической позицией. Люди с детства привыкают к тому, что их участие пассивно, и даже если их много ― это ничего не значит.

Поведение детей-жертв:

  • 10% рассказывают о травле родителям;
  • 3% — учителям;
  • 43% старается игнорировать сам факт травли.
  • Среди тех, кто игнорирует травлю:
  • 30% опасаются просить о помощи, опасаясь, что это может усилить издевательства;
  • 23% имеют установку, что жаловаться на одноклассников ― неприемлемый вариант поведения;
  • 20% не знают, что им делать в сложившейся ситуации.

Последствия травли для класса

В случае, если травлю не прекратить, с негативными последствиями столкнется весь класс:

  • формируется неблагоприятная среда для учебной деятельности ― это сказывается как на отдельных учениках, которые активно вовлечены в травлю, так и на общеклассовой успеваемости;
  • дисциплина в классе ухудшается, авторитет учителя снижается;
  • у учеников значительно возрастает риск получить физическую травму;
  • значительно повышается риск антиобщественного и аутоагрессивного поведения учеников, которое в крайних случаях может принять формы экстремистской направленности или привести к попыткам суицида;
  • серьезный удар по психике, личностным и профессиональным качествам учеников.

Профилактические меры по борьбе с травлей:

  • Внимательно относиться к проблеме, демонстрировать нетерпимость к любым проявлениям психологического и физического насилия, быть нацеленным на работу с проблемой.
  • Поддерживать открытую и доброжелательную обстановку в классе. В ее основе ― личный пример и учительский авторитет.
  • Строгие дисциплинарные меры к ученикам-агрессорам малоэффективны: ученик озлобляется, может пойти на усугубление конфликта. Наиболее эффективный метод – создать такие условия, в которых большинство сможет открыто выражать свое неодобрение. Вместе с тем дети-агрессоры и их родители должны осознавать, что поведение ребенка будет иметь определенные последствия ― в соответствии с правилами школы и законодательством РФ.
  • Совместно с учениками выработать правила взаимодействия учеников друг с другом и учителем. В процессе этой работы ученики должны самостоятельно взять на себя ответственность следовать правилам.
  • Выстроить системы коммуникации между учителями, которые позволят делиться опытом и оказывать взаимную поддержку, бороться с травлей системно, на всех уроках.
  • Проводить мероприятия, которые способствуют сплочению коллектива, формированию комфортных взаимоотношений между учениками.
  • Обучать детей младшей школы положительным взаимоотношениям друг с другом: уметь заниматься и играть вместе, четко говорить, если что-то не нравится и чутко реагировать на слова и действия других участников коллектива, заботиться друг о друге.
  • Проводить регулярные психологические тренинги и дискуссии под руководством школьного психолога.

Цели таких тренингов:

  • Сформировать представление о равенстве прав учащихся, о праве на безопасность и самовыражение.
  • Обсуждать возможные способы поведения в ситуации травли. Нормализировать и поддерживать поведение ребенка, которое направлено на конструктивное решение ситуации; помогать избавиться от мысли, что игнорирование ― правильная позиция (касается и жертвы, и наблюдателей).
  • Обсуждать возможные причины сложившейся ситуации с ребенком-агрессором. Обговорить возможные альтернативы достижения собственных целей, исключающие травлю и агрессивное поведение по отношению к окружающим.
  • Развитие осознанности, укрепление психологических границ и работу с самооценкой учеников.

Конфликт между учеником и учителем качественно отличается от детского конфликта: стороны изначально находятся в неравных позициях.

Причины конфликтов

Непонимание цели обучения

Дети и подростки могут сопротивляться просьбам и требованиям, когда не понимают целей того, чем им предлагаю заниматься. Ученикам важно понимать, как связана тема урока с их жизнью или с будущей работой. Объясняйте, как темы уроков связаны с реальной жизнью ― это поможет преодолеть сопротивление. Подробней о том, как проводить связь между учебным материалом и профессиональным развитием, можно узнать в курсе по развитию личностных УУД.

Непонимание требований учителя

К конфликтам могут приводить неясные критерии оценивания, отсутствие четких требований к качеству работы, непоследовательность в требованиях взрослого. Четкость, ясность и последовательность, следование установленным правилам принципиально важно для учеников, особенно для подростков. Если взрослый что-то требует от детей, но не следует собственным правилам, меняет правила взаимодействия на ходу, это вызывает у подростков недоумение, недоверие ко взрослому. В таком случае они будут стремиться сделать все наперекор.

Чрезмерные требования

Спор может произойти, если объем заданий и требований непомерно высокий для ученика. Если ребенку кажется, что его услия не воспринимают всерьез и не ценят, у него закономерно возникает мысль: «Какой смысл вкладываться?» За этим следует закономерный протест против кажущейся несправедливости.

Личные качества

Иногда поводом для конфликта становятся мировоззрение, ценности или личные качества учителя или ученика. Между сторонами возникает недопонимание, и каждая из сторон стремится доказать исключительно собственную правоту.

Также случаются ситуации, когда учитель из-за некоторых личных обстоятельств (накопившийся на работе стресс, выгорание, неблагоприятные жизненные обстоятельства) может среагировать резче, чем обычно, неверно истолковав ситуацию. Чтобы не доспустить профессионального выгорания, может быть полезно узнать о способах профилактики в нашем курсе "Эмоциональное выгорание педагогов".

Анализ конфликта: факты и интерпретации

В ситуации конфликта с учеником взрослому важно отделять факты от интерпретаций и эмоций. Необходимо попытаться выяснить и понять причину тех или иных действий, а также истоки собственной реакции. Например, иногда подростки могут резко высказываться, чтобы проверить границы дозволенного или степень доверия во взаимоотношениях, либо пытаться таким образом рассказать о своих потребностях (то есть буквально докричаться до взрослого). У взрослого больше социального опыта и психолого-педагогических навыков, чтобы успешно урегулировать конфликт. Поэтому ответственность за разрешение конфликта и лежит в первую очередь на нем.

Вопросы для понимания фактов

Чтобы отделить факты от интерпретаций, задайте себе следующие вопросы.

  • Что именно я увидел?
  • Какая фраза (дословно) была сказана?
  • Какой жест, действие я увидел?
  • Что эти слова или действия говорят мне?
  • Какой посыл они несут?
  • Когда я вижу что-либо или слышу что-либо, мне кажется, это означает...
  • И когда я вижу или слышу что-либо и для меня это что-то значит, я чувствую гнев/радость/стыд/вину и т.д.

Вопросы для понимания интерпретаций

Чтобы понять истоки собственных реакций, полезно задать себе следующие вопросы.

  • Что происходит в моей жизни? Как обстоят дела в вашей жизни в целом? Как у вас со здоровьем? С финансами? Как дела в семье? В вашем сообществе? На работе? Довольны ли вы происходящим?
  • Что происходит со мной прямо сейчас? Как вы себя чувствуете сейчас, в данный момент? У вас ничего не болит? Вы голодны? Испытываете стресс? Вы опаздываете на встречу?
  • Что происходит между вами и учеником? Какие у вас отношения? Вы ладите? Между вами есть напряжение? Чувствуете ли вы себя обманутым, обиженным? Вы расслаблены? Нервничаете? Как вы относитесь к ученику? Что для вас важно в собственной деятельности? Что-то угрожает вашим ценностям? Каким из них??
  • Чтобы разделить ответственность за какую-либо ситуацию, мотивировать человека принять этe ответственность, Шэрон Мельник предлагает технику «У.З.О.Р»в «Стрессоустойчивость»

·         Tips & Tricks (из книги А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети учились»)

Педагоги Адель Фабер и Элейн Мазлиш в своей книге «Как говорить, чтобы дети учились» размышляют над способами, которые помогают построить взаимодействие с детьми. Анализируя свой опыт, они обнаружили, что часто одергивают детей, которые ведут себя на уроке неподобающе. Вместо объяснения материала они делают замечания. Это отнимает примерно треть драгоценного времени урока и зачастую только ухудшает ситуацию: ученики с каждым разом ведут себя все более вызывающе. Обсуждая с другими педагогами, как же вести себя с классом, они поняли, что многие привычные учительские фразы ранят или задевают учеников ― поэтому у них пропадает желание учиться. Тогда были разработаны приемы, которые помогут наладить контакт с учеником и построить продуктивное взаимодействие. 

 

·         Активное слушание ― это еще один способ понять другого человека (ученика, родителя или коллегу) и сложившуюся ситуацию, достойно выйти из конфликтной ситуации.

Когда мы говорим о конфликтах с родителями, важно учитывать сразу несколько факторов.

Страх осуждения

В рамках нашей культуры родителю почти никогда не скажут, что он хороший. Вокруг очень много представлений о том, как нужно воспитывать детей. В результате как бы не вел себя родитель, всегда найдется кто-нибудь, кто будет критиковать. Согласно исследованиям «Центра исследования современного детства НИУ ВШЭ» тревога родителей усиливается после рождения ребенка, далее ― в возрасте его 2–3 лет, затем перед поступлением в детский сад, перед поступлением в школу, при переходе из начальной школы в среднюю и в выпускных классах.

Страх осуждения, страх оказаться «плохим родителем» вызывает у родителей наших учеников тревогу за свой образ, свою семью и будущее ребенка. Это и приводит к нападкам в сторону педагогов, конфронтации с ними (поскольку именно с их стороны родители ждут оценки своих действий и опасаются ее).

Поэтому важно быть на стороне родителей ― и не только на словах. Старайтесь не осуждать родителей, а искать в них союзников: скорее всего, они делают максимум из того, что могут. Дайте родителям понять, что хотите одного и того же ― помочь ребенку, дать ему лучшее.

Негативные воспоминания о школе

У всех родителей есть личный опыт учебы в школе. Этот опыт влияет на взаимодействие родителей с учителями, на отношение ребенка к школе и на его обучение в целом. Поэтому важно использовать картирование при работе с родителями. Объясняйте, зачем ребенку нужны тот или иной предмет, тема. Причем не только в логике ЕГЭ, но и в связке с метапредметными и личностными компетенциями, а также «гибкими навыками» (soft skills).

Если с кем-то из родителей наладить контакт совсем не получается, могут оказаться полезными принципы ненасильственного общения, которые мы рассмотрим в этом модуле.

Что такое «ненасильственное общение»

Клинический психолог Маршалл Розенберг выявил определенный подход к общению, точнее, к построению речи, основанный на сопереживании. Он назвал этот подход «ненасильственным общением». Розенберг противопоставлял такое общение оценочному, моралистическому, в рамках которого принято осуждать тех, кто не соответствует определенной системе ценностей. Розенберг говорит, что критическое описание других ― это неудачная попытка описать собственные ценности и потребности. Неудачной эта попытка становится потому, что критика заставляет защищаться от тех людей, от которых нам нужна поддержка.

Цель ННО ― установить отношения, основанные на честности и эмпатии, которые позволяют удовлетворять потребности всех участников. В этом подходе фокус внимания находится на словах, на том, как мы выражаем свои мысли и слушаем других.

Четыре базовых принципа ННО

1.   Наблюдение за происходящим: какие поступки и слова других людей улучшают нашу жизнь, а какие ― нет.

2.   Анализ: какие чувства вызывает то, что мы наблюдаем.

3.   Анализ: какие потребности связаны с теми чувствами, которые у нас возникли.

4.   Пожелание или просьба, адресованные другому человеку ― о некотором действии, которое могло бы улучшить совместную жизнь или совместную деятельность.

На основе этих принципов можно строить честную коммуникацию и достичь сопереживания.

Первый компонент ННО ― наблюдение без оценки.

Розенберг считает, что когда мы смешиваем в одной фразе наблюдение и оценку, люди воспринимают это как осуждение и критику. А значит, они будут стараться защититься. Перед нами не стоит задача все время быть объективными. Но важно научиться отделять наблюдение фактов от интерпретаций.

Какие речевые маркеры помогут распознать оценку?

Это слова «часто», «никогда», «всегда», «редко» и т. п. Например: «Он никогда меня не слушает!», «Он всегда все делает по-своему».

Почему так важно разделять наблюдения и интерпретации?

Когда мы интерпретируем, легко допустить ошибку: ведь мы опираемся на свое представление о человеке, но не на реальную ситуацию. Кроме того, находясь в плену оценивающей позиции, очень сложно заметить изменения, происходящие в собеседнике.

Второй компонент ННО ― выражение чувств.

Этот навык полезен:

  • чтобы видеть неудовлетворенные потребности, стоящие за возникающими эмоциями и чувствами;
  • чтобы помочь собеседнику понять, какие ценности и потребности есть у него в сложившейся ситуации, вместе выработать наиболее конструктивную стратегию поведения.
  • Выражать чувства достаточно сложно ― это отдельный навык, которому нужно учиться. Чувства и эмоции часто подлежат оценке, так как есть «неудобные» переживания, с которыми люди не знают, как обходиться. Например, в обществе не разрешается злиться на родителей, а детские слезы могут пугать. Все это приводит к тому, что мы затрудняемся назвать собственные чувства. Например, когда соседи включают перфоратор поздно вечером, мы скорее всего скажем «Это возмутительно!» вместо «Я сержусь, потому что это мешает мне отдыхать».

Чем выражение чувств отличается от оценки своего состояния?

В ННО проводят различия между словами, которые выражают чувства и словами, которые являются оценкой нашего состояния. Сравните: Описание оценки: «Я чувствую, что я не способен к математике» / «Я ― гуманитарий». В этом случае оцениваются способности к математике, но не выражаются чувства. Выражение переживаний и чувств: «Я чувствую разочарование/огорчение из-за того, что у меня нет способностей к математике».

Как научиться распознавать и выражать чувства

Чтобы точно описывать свои чувства, нужно расширять словарь чувств и эмоций. В этом поможет следующее упражнение. Каждую 59-ую минуту часа задавайте себе вопрос: какие эмоции и чувства я сейчас испытываю? Используйте формулу «Я чувствую…, потому что мне важно…». В этом упражнении вам поможет дополнительный материал, который можно найти ниже (см. «Перечень чувств, которые испытывает человек, когда потребности удовлетворены и неудовлетворены») . Постепенно вводите эту формулу и в повседневные беседы: пробуйте выяснять у собеседника, что он чувствует в связи с той или иной ситуацией.

Как это помогает решать конфликты

Существует миф, что говорить об эмоциях стыдно и недопустимо. Но если люди честно обозначают свои эмоции, это снижает остроту конфликта, делает отношения более доверительными и крепкими. Например, обозначение эмоций и связанных с ними потребностей помогает ученикам понять последствия собственных действий и поступков, границ приемлемого поведения. Родителям это позволяет увидеть в учителе не только оценивающую фигуру, но и человека, заинтересованного в своих учениках.

Третий компонент ННО ― подтверждение потребностей, которые лежат за чувствами и переживаниями. Этот компонент помогает фокусироваться на том, какие чувства мы впускаем в свою жизнь, а какие ― нет.

В этом контексте Розенберг говорит о четырех способах восприятия негативного сообщения.

Предположим, вам говорят: «Вы плохо объясняете материал, мой ребенок ничего не понимает».

  • Способ 1: обвинить себя. В таком случае мы соглашаемся со словами собеседника и обвиняем себя. Это ставит под угрозу нашу самооценку, мы испытываем обиду и чувство вины.
  • Способ 2: обвинить других. Это попытка отрицать то, что до вас хотят донести. В этот момент мы испытываем злость или раздражение.
  • Способ 3: контакт со своими потребностями. Когда мы сосредотачиваемся на своих потребностях, мы осознаем те ценности, которые отстаиваем.
  • Способ 4: понимание другого, его чувств и потребностей.
  • Ориентация как на свои потребности, так и на потребности другого позволяет нам понять, что другие люди могут быть стимулом, но не причиной наших переживаний. Причина кроется в том, что какая-то из наших потребностей не удовлетворена.

Розенберг приводит большой перечень потребностей, которые есть у каждого человека ― его можно будет найти ниже.

Стадии развития эмоциональной ответственности

Развитие эмоциональной ответственности у любого из нас проходит три стадии:

1.   Эмоциональное рабство: человек считает себя ответственным за чувства других.

2.   Вызов: мы признаем, что наши чувства и потребности нам важны. Но зачастую на этом этапе происходит столь яркая демонстрация этих потребностей, что это выглядит как вызов или провокация.

3.   Эмоциональная свобода: мы понимаем, что несем ответственность за свои чувства, но не за чувства других. При этом осознаем, что мы не можем удовлетворить потребности за счет других.

imageРазвитие эмоциональной осознанности происходит не сразу. Это самая сложная практика в ННО, чтобы ей обучиться, нужны усилия и время ― однако результаты окупаются сполна.

 

 image image

Когда наши потребности неудовлетворены, мы стараемся сказать о том, что наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся, чтобы попросить о каком-то действии, которое изменит нашу (и собеседника) жизнь к лучшему.

  • Однако все не так просто: нужно уметь формулировать свою просьбу позитивно ― то есть прямо, избегая формулировок через отрицание.
  • Кроме того,просьба должна быть максимально конкретна и описывать точные действия. В таком случае она не вызовет у собеседника сопротивления или желания защищаться.
  • Просьбы также важно не превращать в требования, иначе коммуникация будет затруднена.

Формулируем просьбы: разбор кейса

Разберем пример, который привел Розенберг в книге «Язык жизни: Ненасильственное общение».

Учительница увидела ученика, подошла к нему и сказала следующее: «Я проверяла свою почту и увидела, что ты не прислал мне домашнее задание, которое надо было сдать неделю назад. Мог бы ты остаться после уроков на консультацию?».
Ученик пробурчал: «Ладно, я понял» и отвернулся.
Учительница решила прояснить, что именно он понял: «Скажи, мог бы ты повторить, что я сказала?»
Ученик ответил с еще большим недовольством: «Вы сказали, что мне нужно пропустить тренировку и остаться после уроков, потому что недовольны моим домашним заданием». ”.
Очевидно, что ученик неправильно понял изначальное сообщение и произошло недопонимание. При этом фраза вроде «Нет, я не это сказала» или аналогичные приведут к тому, что ученик еще больше закроется.
Учительница смогла подобрать корректный ответ: «Спасибо, что пересказал мне услышанное. Я вижу, что выразилась не так ясно, как хотела бы, давай я попробую еще раз. Мог бы ты зайти ко мне в кабинет на десять минут после уроков и до твоей тренировки?»

Литература:

1.   Агравал, Рада. Вместе. Как найти единомышленников, создать сообщество и ощутить связь со всем миром.

2.   ИО НИУ ВШЭ, «Пока мы говорим, что ненависть обусловлена инстинктами, человек не перестанет ненавидеть»

3.   Коновалов А. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений».

4.   Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети учились

5.   Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение


 

Скачано с www.znanio.ru

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив)

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив)

Часто начало школьного конфликта скрыто от взрослых : мы наблюдаем то, что стало последней каплей ― срыв - и воспринимаем этот как начало конфликта

Часто начало школьного конфликта скрыто от взрослых : мы наблюдаем то, что стало последней каплей ― срыв - и воспринимаем этот как начало конфликта

Что такое восстановительный подход?

Что такое восстановительный подход?

Медиатор поддреживает обе стороны в равной степени

Медиатор поддреживает обе стороны в равной степени

Вы можете говорить, что вам не нравится, когда дети ругаются или оскорбляют друг друга; что вам грустно, когда у них не получается договориться; что вам…

Вы можете говорить, что вам не нравится, когда дети ругаются или оскорбляют друг друга; что вам грустно, когда у них не получается договориться; что вам…

Травля (или буллинг) ― это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-либо в условиях неравенства силы и власти

Травля (или буллинг) ― это целенаправленное регулярное агрессивное поведение в адрес кого-либо в условиях неравенства силы и власти

Факторы внутри семьи, влияющие на существование травли

Факторы внутри семьи, влияющие на существование травли

Характеристики агрессора Дети, которые занимаются травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение (драки, воровство, вандализм, прогулы школы, употребление алкоголя и табака)

Характеристики агрессора Дети, которые занимаются травлей, чаще сверстников демонстрируют девиантное поведение (драки, воровство, вандализм, прогулы школы, употребление алкоголя и табака)

Последствия травли для класса

Последствия травли для класса

Выстроить системы коммуникации между учителями, которые позволят делиться опытом и оказывать взаимную поддержку, бороться с травлей системно, на всех уроках

Выстроить системы коммуникации между учителями, которые позволят делиться опытом и оказывать взаимную поддержку, бороться с травлей системно, на всех уроках

Объясняйте, как темы уроков связаны с реальной жизнью ― это поможет преодолеть сопротивление

Объясняйте, как темы уроков связаны с реальной жизнью ― это поможет преодолеть сопротивление

Например, иногда подростки могут резко высказываться, чтобы проверить границы дозволенного или степень доверия во взаимоотношениях, либо пытаться таким образом рассказать о своих потребностях (то есть…

Например, иногда подростки могут резко высказываться, чтобы проверить границы дозволенного или степень доверия во взаимоотношениях, либо пытаться таким образом рассказать о своих потребностях (то есть…

Что для вас важно в собственной деятельности?

Что для вас важно в собственной деятельности?

Поэтому важно быть на стороне родителей ― и не только на словах

Поэтому важно быть на стороне родителей ― и не только на словах

Анализ: какие потребности связаны с теми чувствами, которые у нас возникли

Анализ: какие потребности связаны с теми чувствами, которые у нас возникли

Например, когда соседи включают перфоратор поздно вечером, мы скорее всего скажем «Это возмутительно!» вместо «Я сержусь, потому что это мешает мне отдыхать»

Например, когда соседи включают перфоратор поздно вечером, мы скорее всего скажем «Это возмутительно!» вместо «Я сержусь, потому что это мешает мне отдыхать»

В этом контексте Розенберг говорит о четырех способах восприятия негативного сообщения

В этом контексте Розенберг говорит о четырех способах восприятия негативного сообщения

Развитие эмоциональной осознанности происходит не сразу

Развитие эмоциональной осознанности происходит не сразу

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив) Конфликты и травля в школьной среде

Рекомендации(лекция, родительское собрание, классный коллектив) Конфликты и травля в школьной среде

Когда наши потребности неудовлетворены, мы стараемся сказать о том, что наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся, чтобы попросить о каком-то действии, которое изменит нашу (и собеседника)…

Когда наши потребности неудовлетворены, мы стараемся сказать о том, что наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся, чтобы попросить о каком-то действии, которое изменит нашу (и собеседника)…

Мог бы ты остаться после уроков на консультацию?»

Мог бы ты остаться после уроков на консультацию?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2021