Рельеф
Виды,законы,построение
Подготовила Осетрова А.В., преподаватель СПО КДДИ при РГХПУ им. С.Г. Строганова
Рельеф-скульптурное изображение на плоскости.
Происходит от итальянского, в переводе “выступ, выпуклость”.
Данное явление стало возможным из-за
бинокулярного
“несовершенства” зрениявидеть глубину мы не можем
Изображение объемов в рельефе содержит две возможности:
-первая относится к выбору степени сокращения глубины реальных объемов в рельефе, выражается в понятиях барельефа и горельефа;
-вторая относится к выбору характера пространственнолинейного сокращения и определяет понятия перспективного и ортогонального рельефов.
Если изображение предметов преподносится так, как мы их видим, и
пространственные сокращения имеют место, то такое
изображение называется перспективным. Построение выполняется с учетом пространственной перспективы
Если допустить, что изображаемое тело будет восприниматься не посредством пучка лучей, сходящихся в одной точке (глаз), как это имеет место в перспективном, а параллельными лучами перпендикулярно плоскости фона, то изображение такого тела будет лишено перспективных сокращений , а рельеф будет ортогональным.
Также вне зависимости от характера
заполнения
пространства
рельеф может быть
При многоплановом ортогональном рельефе композиция развертывается перед плоскостью фона в 2 или более рядов, которые называют планами. Ближний к зрителю ряд изображений называют первым планом, а стоящий в глубине за ним ряд-вторым и т.д. Каждый план имеет свою степень сокращения, единую для данного плана. Изображение последующих планов находится в определенной пропорциональной зависимости от степени сокращения изображений первого плана. Плоскость фона сохранена, но выглядит отодвинутой вглубь.
При высоком рельефе плоскости 2 и 3 плана по вертикали не сокращаются (не уменьшаются в перспективе). Восприятие перспективного сокращения происходит путем ракурсных сокращений. Степень сокращения определяется по разным принципам(к примеру, по золотому сечению или по
отношению осей эллипса)
При одноплановом перспективном рельефе
плоскость фона не учитывается, она как бы отсутствует вообще.
Объемы своей невидимой частью как бы заходят на другую сторону фона,
“проламывая” его. Изображение строится так , что средняя секущая плоскость совпадает с фоном, являясь как бы серединой объемов.
Изображение находится как бы в воздушной среде. Этот вид рельефа часто применяется при портретных изображениях и в медальерных произведениях.
При многоплановом перспективном рельефе плоскость фона
“разрушается”, она включается в композицию рельефа для изображения места действия. Сама композиция строится по общим законам
пространственной перспективы, сокращение объемов осуществляется по тем же принципам, что и для ортогональных рельефов.
-роль пластической основы;
-фон, перед которым развертывается действие , ограничивает развитие
изображения в глубину;
-слагаемый элемент изображения, когда наличие плоскости дает возможность перспективы, пейзажных или архитектурных мотивов, а также многофигурных и многоплановых композиций.
Плоскость фона в роли пластической основы
Фон, перед которым развертывается действие , ограничивает развитие
изображения в глубину
Применение в архитектуре ортогонального рельефа, сохраняющего плоскость фона нетронутой, или перспективного рельефа «разрушающего» фон, «проламывающего» стену, принципиально отличаются. Выбор их зависит от задачи, которую они призван выполнить в архитектуре.
Если необходимо заполнить плоскость стены рельефным изображением и при этом не нарушить ее архитектоничности, применяют ортогональный рельеф.
Если возникает необходимость в увеличении пространственного, глубинного восприятия, — используют особенности перспективного рельефа его картинное начало.
Наиболее распространенным является монументальный рельеф .
Монументальность — это своеобразие пластического мышления, свойство художественно-образного строя.
Произведения монументального искусства призваны выражать возвышенные идеи, утверждать позитивные социальные ценности, воспевать величие человека. Такая направленность произведений монументального искусства требует от них соответствующей художественной формы.
Рельефы монументального характера создаются для определенной архитектурной среды или самостоятельных монументальных памятников. Их назначение — конкретизировать изобразительными средствами идейное содержание здания или памятника.
Станковый рельеф не связан с архитектурой и носит самостоятельный характер. Его идейнохудожественная выразительность определяется собственным содержанием. Он выступает главным образом в качестве экспонатов для музеев и выставок. Пластическая моделировка форм у станковых рельефов рассчитана на длительное и детальное рассмотрение
(Декоративный) Медальерный рельеф, как своеобразная разновидность изобразительного искусства,
возник с появлением монет в VII в. до нашей эры в Древней Греции. Позже, в ХIV
в. в Италии, получает самостоятельное развитие особый вид памятного знака
—медаль (итальянское “металл”).
Медальерному рельефу присущ ряд особенностей. В композиционном отношении — это необходимость вписать изображение в заданный формат (круг для медали или прямоугольник для плакетки), необходимость сочетать изображение с надписями, учитывать двустороннее решение, использовать возможность введения аллегорий, символов, эмблематики.
Особенности в конструктивно-пластическом отношении —это выразительная обобщенность пластической лепки, мягкость градации форм, зависимость пластических решений от техники литья или штамповки.
В процессе широкого развития в пластике медальерного рельефа появилась характерная плоскорельефность изображений. Такой способ изображений строится не по законам сокращения объемов, а исключительно на светотени отдельных форм, составляющих этот объем. При этом контурные границы объемных форм расположены на одной плоскости.
ОСОБЕННОСТИ
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО РЕЛЬЕФА
Монументально- декоративный рельеф создается для конкретной архитектурной среды. Выступая в синтезе с архитектурой, монументально- декоративный рельеф должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему архитектурой. Они сводятся к следующему:
1. Выразить художественно-образными средствами основное идейное содержание и назначение сооружения. Войти в гармоничное соподчинение с архитектурой.
2. Заполнить определенную плоскость стены рельефным изображением и при этом не нарушить ее архитектоничности, а, наоборот, подчеркнуть ее природу.
Архитектонические требования архитектуры определяют пластические особенности и характер построения изображений монументальнодекоративного рельефа. Они находят отражение в некоторых условностях, обязательных при построении этого вида рельефа:
➢ плоскость фона должна быть сохранена;
➢ изображение располагается перед плоскостью фона;
➢ самые высокие точки изображения должны лежать на одинаковой высоте по отношению к плоскости фона.
Если представить себе рельеф, заключенный между двумя параллельными плоскостями, одна из которых, реальная, является фоном, а вторая, воображаемая, замыкает изображение снаружи, соприкасаясь с наиболее выступающими точками изображения (и наружным краем плинта), как это произошло бы при прикладывании листа стекла к рельефу, то весь рельеф окажется находящимся в пространственном слое, равном его глубине. При профессиональном выполнении рельефа число наиболее высоких точек, соприкасающихся с воображаемой плоскостью, будет не менее трех, как необходимое число точек, определяющих положение плоскости в пространстве. Чем их больше, тем архитектонические будет восприниматься рельеф. В пределах этого пространственного слоя строятся все объемы рельефа. Высота его произвольная и соответствует замыслу скульптора, согласующего свои задачи с требованиями архитектуры.
Каждый объем изображения (или несколько объемов — при многоплановом рельефе), в свою очередь, слагается из нескольких меньших пространственных слоев, стоящих друг за другом, толщина которых уменьшается по мере удаления в глубину от первого плана. Сокращение изображаемых объемов и уходящих в глубину планов изображения происходит по законам перспективного сокращения. При этом в сложных композиционных рельефах глубинные расстояния между фигурами и объемами
Композиция рельефа с самого начала должна быть задумана как объемная с учетом гармонии объемных форм, а не как плоский рисунок, которому впоследствии придумана объемность.
Развитие навыков стоит начинать с выполнения простейших геометрических орнаментов— сделать вариант греческого меандра или какого-либо другого прямолинейного , простого орнамента. очень полезно компоновать простые геометрические розетки в плоскостях: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, эллипсе.
Очень полезно делать композиции розеток, используя растительные мотивы, вкомпоновывая их в определенные геометрические плоскости. Особенно полезно использовать несимметричные объемы.
Освоив композицию орнаментов, надо приступить к композиции однофигурных , декоративных рельефов. Главная задачанаучиться размещать человеческую фигуру на различных фонах(квадрат, круг, треугольник и прочее).
Следующий этап- лепка рельефов на
сюжеты, взятые из советской или русской классической литературы. Для начала
горельеф и 2-3 персонажа. Постепенно усложняя.
Учебное задание — натюрморт — служит также переходным этапом от изучения характера сокращения в рельефе объемов геометрических тел к изображению в рельефе человека.
В изобразительном искусстве творческий процесс, в том числе и учебный, имеет две стадии: восприятие и воспроизведение. Началу работы всегда предшествует художественно-образное осмысление первого впечатления от объекта изображения, аналитического изучения его строения и пластических особенностей. Внимательное изучение предмета перерастает в определенное представление о нем. После подготовительного периода можно приступить непосредственно к воспроизведению.
Процесс работы над данным натюрмортом будет происходить по этим же стадиям. Начнем с изучения предметов, входящих в композицию. Призма как объем не вызывает затруднений в восприятии. Она лежит на своей боковой грани и видна ее торцовая плоскость. Следует лишь обратить внимание на композиционное расположение призмы по отношению к вазе — как близко к ней и под каким углом она находится к плоскости фона.
Сама ваза представляет сложную структуру, состоящую из нескольких объемов, имеющих свои особенности построения. На рис. 18 показано, как следует проводить анализ форм: ваза представлена как бы в «разобранном виде». Каждый из ее элементов в поперечном сечении имеет круг. Таким образом, форма каждого из составных элементов зависит от контура его образующей и может быть представлена то как цилиндр, то как срезанный конус или часть тора и т. д. На рис. видны особенности построения каждого из составных объемов. Следует обратить внимание, что каждый отдельный объем имеет свою ось, совпадающую с осью целого — с осью вазы. Об этом часто забывают при построении ее изображения в рельефе.
Получив необходимое представление о предметах натюрморта— о характере их объемов и их взаимосвязи, можно приступить к воспроизведению. Начинают работу над рельефом с рисунка. Будем считать, что к началу задания щит подготовлен, набит глиной,плоскость фона выровнена.
В соответствии с заданной величиной рельефа выбирают размер величин предметов,
«вписывают» изображение в заданный формат — создается общая композиция натюрморта. Задача ответственная, от которой во многом зависит успех работы. Рисунок выполняют в ортогональной проекции, т. е. без перспективных сокращений. В рисунок вводится композиционное основание натюрморта— плинт. Выполняется рисунок, как и вся последующая работа над рельефом, с одной точки зрения.
Прежде чем перейти непосредственно к работе в глине, осталось найти оптимальную высоту рельефа, т.е. установить степень сокращения предметов в рельефе — определить пространственных слой, в котором разместится изображение натюрморта. Высоту рельефа выбирают по чувству, но это не значит, что он может быть произвольным в полном смысле этого слова. Высота рельефа зависит от условий и требований архитектурной среды, от размере рельефа и, главное, от самого изображения, от его содержания. Прокладывать следует сразу весь рельеф — изображения вазы к призмы, а также плинт, чтобы достичь композиционно-пластического единства рельефа.
Начинают прокладку одновременно с низких и высоких точек объемов, приводя в пространственное соотношение точки, находящиеся между ними, т. е. начало построения объемов ведут из глубины к переднему плану и от первого плана в глубину одновременно.
При построении в глине изображения вазы следует сразу выявить среднюю секущую плоскость. Она всегда будет параллельна плоскости фона и разделит пространственный слой на две части (на два плана), находящиеся в отношении как 5:3 {при высоком рельефе) или как 4:3 (при низком рельефе). Кроме того, по средней секущей плоскости пройдет контурный поворот форм от видимой части изображения к его невидимой части.
В композиции данного натюрморта доминирующим предметом является ваза, а призма — соподчиненным. Поэтому при построении изображения призмы высота ее рельефа будет находиться в композиционной зависимости от высоты рельефа вазы.
Плинт входит в композицию как равноправный элемент и несет функцию опоры. Его высота совпадает с высотой наиболее выступающих точек, т. е. равна общей высоте рельефа, что способствует восприятию общей архитектоники рельефа.
При правильном построении изображений всех элементов композиции и верно найденных их пропорциональных соотношений к целому и между собой, при тонкой пластической моделировке всех форм, изображенных в рельефе, будет достигнута убедительная иллюзия объема предметов, входящих в композицию. В этом заключена основная задача данного учебного задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.