Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899 г.
Он бывал здесь наездами, и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г.).
«Торжественное заседание Государ-ственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» — колоссальная по размерам картина, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками. По жанру — коллектив-ный портрет с 81 фигурой.
Размер картины — 400 х 877 см.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага,
в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним приста-нищем — под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Вторая жена художника — Наталия Борисовна Нордман (1863—1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
Она писала в завещании: «…дом ни в коем случае не должен быть обитаем. Картины и все те вещи, которые по усмотрению моих душеприказчиков могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича, а так же и моих должны быть оставлены на своих местах с целью придать домику вид музея и сохранить в нем отпечаток личности художника».
Сам художник в 1916 году внес «лепту» в размере около 30000 рублей на счет Академии на содержание будущего музея.
Однако разразилась Великая Октябрьская революция, внесшая в миропорядок свои коррективы:
Великое Финляндское княжество в декабре 1917 г. вышло из состава России, и Куоккала вмиг оказалась за рубежом, а русский художник стал гражданином Финляндии.
С 1908 г. на территории «Пенатов», недалеко от отца, в собственном доме с семьей проживал его сын — Юрий Репин, тоже живописец.
В 1922 году из Петрограда в «Пенаты» переехала и дочь Вера, помогавшая не только по хозяйству: в любом деле — от организации выставок до продажи картин она был ценным советником и деятельным помощником.
После смерти отца Вера Ильинична сохраняла нетронутой его мастерскую, показывала студию всем желающим.
Но, не смотря на труды, в 1930-х гг. имение постепенно приходит в упадок...30 ноября 1039 г. началась Советско-финляндская война.
Правительство Финляндии предложило местному населению пограничной зоны эвакуацию вглубь страны.
Вера и Юрий покинули усадьбу отца. События развивались стремительно — передовые войска вошли в опустевшую Куоккалу в первый же день перехода через границу.
Сама усадьба не пострадала, но в домах И.Е. Репина и Юрия оказались брошенными личные вещи, картины, наброски, важные документы...
Пограничники незамедлительно взяли усадьбу и находившиеся в ней художественные ценности под охрану.
В «Пенаты» срочно командировали сотрудников Научно-исследовательского музея — Иосифа Бродского и Шаю Меламуда, которые ознакомились с коллекцией картин, состоянием дома и парка.
Они составили подробную опись имущества, а картины и архив (фотографии, письма и документы) опечатали в отдельной комнате репинского дома.
Музей Пенаты
Усадьбе требовался ремонт, но в Академии художеств постановили, что в Пенатах, в кротчайшие сроки может быть организован музей, который был открыт 18 июня 1940 г. Невероятно, но только за два месяца функционирования культурного учреждения его гостями стали 40000 человек.Июнь 1941 – вновь война — Великая Отечественная. Последовала эвакуация экспонатов и предметов меблировки в Ленинград.Роковой июнь 1944 г.– «Пенаты», оказавшиеся в центре боевых действий сгорели дотла. С конца 1940-х годов началась большая подготовительная работа по воссозданию усадьбы. В 1949-м деревня Куоккала была переименована в Репино, и получила статус поселка. Вскоре после расчистки фундамента дома и уборки прилегающей территории здесь уже проводятся экскурсии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.