Рерих. Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности.
Оценка 4.6

Рерих. Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности.

Оценка 4.6
docx
07.01.2023
Рерих. Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности.
61483c324ba13.docx

Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности.

Автор: Миронова Наталья Александровна, искусствовед, преподаватель высшей категории УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ГОРЛОВКА

Ключевые слова: музей, культура, индивидуальные ценностные установки, актуальность, стратегия музейной коммуникации, взаимодействие музей и общества, культура участи.

Аннотация: музей как механизм многоуровневого культурного воздействия на человеческое общество и отдельные его элементы.

     Имя и работы Николая Константиновича Рериха широко известны и высоко оценены в мировом художественном и искусствоведческом сообществе. Н.К.Рерих - художник исследователь. Все его творчество пронизано символами и шифрами поэтому может трактоваться субъективно. В своем выступлении я не буду касаться биографических или искусствоведческих аспектов его творчества. Я предлагаю рассмотреть «второе» направление жизненного пути Н.К.Рериха, а именно его взгляды на музейное дело, его предмет, методы и формы музейной практики, а также культурную деятельность в целом. Для нас, как работников культуры именно этот момент считаю наиболее важным и актуальность его неоспорима.

     Николай Константинович Рерих является автором оригинального учения о Культуре. Для Рериха музей, это не просто собрание предметов, имеющих культурную ценность, это обитель муз всех направлений человеческого творчества. Музей, это точка соприкосновения человека с живой культурной и исторической традицией, тайнами и опытом всего человечества. В современном обществе бытует мнение, что музей выступает как «охранитель» определенного творческого достояния. Но это представление ограниченно узкой составляющей. На самом деле истина такова, что музей – это сокровищница культурного достоинства человека. Музей- это стабильность и нерушимость. В современных реалиях в условиях развития нашей информационной цивилизации резко возрастает потребность в традиционных образовательных институтах. Именно музей, как уникальный феномен современного общества должен занимать важную роль в воспитании духовных и эстетических потребностей личности. Он является древним «институтом человеческой памяти». Каждый экспонат, составляющий музейное собрание, является по своей сути уникальным отголоском различных наций и эпох. Подлинные экспонаты обладают удивительным магнетизмом, они способны притягивать к себе внимание. Это свойство ежечасно и повсеместно актуально вследствие чего следует вновь пересмотреть вопрос роли музейной коммуникации.

     Положение музея в обществе во многом зависит от налаживания коммуникационной стратегии партнерства.
     На данный момент в мировом сообществе возросла роль местного сообщества как важнейшего партнера музея.  Современное информационное общество ждет от музея новых подходов в его работе, вовлечения сообщества в непосредственное участие в жизни музея и в создание личностью собственных культурных смыслов. В нашей жизни музей становится механизмом многоуровневого воздействия на человеческое общество и отдельные его элементы. Существуют обособленные группы людей, отличающихся по тем или иным признакам: этническая или религиозная принадлежность, возможные ограничения здоровья, индивидуальные ценностные установки. Осознав и приняв эти группы можно допустить их рассмотрение как самостоятельных культур, которые посредством музея могут быть включены в единое культурное пространство.

Категории единой традиции и будущего, самопознания и самоусовершенствования, сотрудничества и творчества – основные в культуроохранной и музейной идеологии и деятельности Н.К. Рериха. Ключевой опорой такой практики является ответственность. По Рериху, этика - это и есть ответственность, жизненное соответствие своему внутреннему творящему единству. В завершении мысли хочется процитировать Н.К.Рериха, который призывает деятелей культуры быть универсальными, открытыми для нового и доступными каждому человеку, независимо от расы или вероисповедания, желающему постичь таинство именуемое Культура:

«В служении великой Культуре мы не должны ограничивать себя одною стандартной программою. Каждый стандарт ведет к тирании. Основное пламя Культуры будет едино, но искры его в жизни будут индивидуально и драгоценно многообразны. Как заботливый садовник, истинный носитель Культуры не будет вырывать те цветы, которые расцвели не со стороны главной дороги, если они принадлежат к тем ценным породам, которые он охраняет.
Выявления Культуры так же многообразны, как бесчисленны разнообразия самой жизни. Они облагораживают Бытие. Они, как истинные ветви единого священного древа, корни которого держат мир».

Н.К. Рерих // Сожжение тьмы. Привет Молодым. Март 1930 г.

 


 

Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности

Музей как посредник между прошлым и будущим в воспитании духовных и эстетических потребностей личности

Музей- это стабильность и нерушимость

Музей- это стабильность и нерушимость

В завершении мысли хочется процитировать

В завершении мысли хочется процитировать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2023