Тема: решение генетических задач
Цель: формировать навыки решения генетических задач
Задачи:
Образовательные: показать на примерах задач проявление генетических законов Менделя;
Развивающие: развивать умения пользоваться генетической символикой;
Воспитывающие: воспитывать точность, аккуратность, уважение к лучшим традициям своей родословной.
Ход урока:
Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлых уроках?
(изучали законы Менделя, решали задачи)
Да, мы с вами изучали законы Менделя. Давайте посмотрим, кто как понял изученный материал.
Кто считает, что изученный материал знает очень хорошо.
Кто сомневается, выполнят задания на карточке.
Кто возьмет карточки?
Постановка проблемы. Целепологание.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами изучали законы Менделя. А для чего же изучаются вообще законы?
(Чтобы объяснить какие-то явления природы; чтобы использовать их на практике).
А как мы можем использовать законы Менделя?
(прогнозировать признаки будущих потомков, понимать свою родословную, в наблюдениях, в решении генетических задач.)
А вам нравится решать задачи?
(Да)
Итак, сегодня мы с вами будем решать генетические задачи на моно-, дигибридное скрещивание.
1) Давайте вспомним первый закон Менделя.
(При скрещивании гомозиготных родителей в первом поколении проявляется только доминантный признак, поэтому все особи единообразны по фенотипу и генотипу).
2) Как называют еще первый закон Менделя? (закон единообразия)
3) Какая окраска томата доминирует, если родители гомозиготны? (красный)
4) Какая окраска кроликов доминирует, если родители гомозиготны? (темная)
Каковы генотипы родителей? (АА, аа )
Каковы генотипы гибридов первого поколения? (Аа)
Полностью ли исчезает белая окраска кроликов? (нет)
Что же происходит при скрещивании между собой гибридов первого поколения? (происходит расщепление)
5) И теперь нам нужно вспомнить второй закон Менделя.
После скрещивания потомков первого поколения между собой происходит расщепление
в полном доминировании по фенотипу 3:1 и по генотипу 1:2:1
при неполном доминировании 1:2:1
6) Какие кролики появляются во втором поколении, и с какими генотипами?
3.Изложение нового материала:
Теперь будем решать задачи.
Задача №1
7) Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной диабетом.
А –здоров. АА – здоров.
а –больн. Аа – здоров. аа – больн.
Аа Х Аа
Г А, а А, а
аа
Гаметы |
А |
а |
А |
АА Здор. |
Аа Здор. |
а |
Аа Здор. |
аа больн |
По генотипу: 1АА:2Аа:1аа
По фенотипу: 3 здор.: 1 больн.
Вывод: Когда может родится больной ребенок? (Если родители гетерозиготны по генотипу). Вероятность рождения больного ребенка 25%.
Задача №2
8) У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
А – длин. АА – длин.
а – корот. Аа – длин. аа – корот.
аа
Аа Х аа
Г А, а а
Гаметы |
а |
А |
Аа длин. |
а |
аа корот. |
По генотипу: 1Аа:1аа
По фенотипу: 1 длинн.:1 корот.
Вывод: При скрещивании гетерозиготного организма и гомозиготного организма соотношение 1:1 и по фенотипу, и по генотипу. Как назывется такой вид скрещивания? (Анализирующее скрещивание)
Но мы с вами знаем, что организмы друг от друга отличаются не одним, а многими признаками. Чтобы установить механизм наследования двух ( и более) пар альтернативных признаков Мендель провел опыты по дигибридному скрещиванию.
9) Вспомните третий закон Менделя.
(При дигибридном скрещивании у гибридов расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других признаков)
Теперь решим задачу на дигибридное скрещивание.
Задача №3
Задача №4
. Любовь к физкультуре и неприязнь к математике – признаки доминантные. Учительница физкультуры, у которой в детстве по математике были одни пятёрки, вышла замуж за учителя истории, который не знает, что уравнения бывают квадратными и который спортивные состязания не любит смотреть даже по телевизору. В семье родились двое детей. Один захотел пойти в математическую школу и стал заниматься плаванием, а другой до ночи мог играть во дворе футбол даже зимой, но считать количество забитых мячей не любил.
4.Рефлекция
Решив генетические задачи, к какому выводу вы пришли?
- признаки наследуются по наследству
- могут проявлятся неожидаемые признаки т.е. рецессивные признаки
- наследуются разные признаки.
Нежелаемые признаки тоже могут наследоваться. Но самообразование, самовоспитание школьников в современном обществе является важнейшим фактором. Вы самое лучшее должны наследовать своих родителей, передать своим детям, а ваши дети должны быть еще прекраснее, умнее… Тогда наша страна будет могущественной, высокоразвитой, непобедимой.
5.Оценки
6. Домашнее задание:
1. Выбрать себе карточки задачами разного уровня.
2.Составить родословную по цвету глаз или по цвету волос, или по другим признакам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.