Решение генетических задач по схемах родословных

  • Подготовка к тестированию
  • pptx
  • 22.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка к ЦТ. Решение генетических задач по схемам родословных
Иконка файла материала Решение генетических задач по схемам родословных.pptx

Подготовка к ЦТ. Решение генетических задач по схемам родословных

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Примеры заданий

2007 ЕГЭ
По родословной , представленной на рисунке, установите характер наследования признака , выделенного черным цветом ( доминантный или рецессивный .сцепленный или не сцеплен с полом ) ,генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении.

2017 ЕГЭ

Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Символы, применяемые при составлении родословных

Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Правила составления родословных

 

Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими.
2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом.
4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства.
6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек.
8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной).
10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.
11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.
 

Пример родословной

1.Составление схемы родословной



Пример 1.
Пробанд страдает гемофилией.У его матери и
отца нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет .

Пример 2.
Пробанд дальтоник , имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение .

Пример 3.По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.

2.Решение задач на моногибридное
скрещивание и составление родословных



Пример 1.
Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака , если смуглый цвет кожи- доминантный признак.
Пример 2.
В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица.
Известно , что мать женщины имела европеоидный тип глаз , а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей.
3.Анализ родословных


1.Аутосомно-доминантный тип наследования.

1. Больные встречаются в каждом поколении.

2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.

3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны.

4.Вероятность
Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%.

Особенности разных типов наследования

Полидактилия
Веснушки
Курчавые волосы
Карий цвет глаз

Аутосомно-рецессивный тип наследования

1. Больные встречаются не в каждом поколении.

2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины.

3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену.

4. У здоровых родителей больной ребенок

5. Часто проявляется при близкородственных браках.

Фенилкетонурия
Серповидно- клеточная анемия
Голубой цвет глаз

Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования

1. Больные встречаются в каждом поколении.

2. Болеют в большей степени женщины.

3. Если отец болен, то все его дочери больны.

4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетеро­зиготна.

5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%.

Особая форма рахита.

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования.

1. Больные встречаются не в каждом поколении.

2. Болеют, в основном, мужчины.

3.У здоровых родителей больные дети.

4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%.

Гемофилия
Дальтонизм анемия, Мышечная дистрофия

Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование)

1. Больные встречаются в каждом поколении.

2. Болеют только мужчины.

3. Если отец болен, то все его сыновья больны.

4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.


Ихтиоз
Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев,
Перепонки между пальцами на ногах

Ограниченные полом наследования

1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных;

2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется, но может передаваться сыну

3.Задачи на определение типа наследования



1.Определить тип наследования признаков.

Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования.

Ответ задачи № 2:родословная голандрического типа наследования

Этапы решения задачи

Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный.

Ответьте на вопросы:

Признак встречается во всех поколениях или нет?

Часто ли признак встречается у членов родословной?

Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется?

Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают?

Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом.

Ответьте на вопросы:
Как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)?
Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак?

3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.
4. Исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.