Конструкт урока по математике
УМК: Школа России
Тема урока: Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действия.
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности, смыслообразование.
· Метапредметные: обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий под руководством учителя; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя, умеют работать в парах; умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, умеют выражать свои мысли, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; выделяют необходимую информацию)
·
Предметные: обучающиеся демонстрируют умение вычислять
числовые выражения в пределах ста, находить неизвестное уменьшаемое и
вычитаемое, решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
Цель: познакомить обучающихся с решением задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
Задачи:
· Воспитательная: воспитывать интерес к уроку математики, интерес к учебной деятельности, смыслообразование.
· Развивающая: развивать умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществлять контроль своих действий под руководством учителя; осуществлять волевую саморегуляцию; адекватно воспринимать оценку учителя, умение работать в парах; слушать и вступать в диалог, выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, выражать свои мысли, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; выделять необходимую информацию.
· Образовательная: актуализировать знание о том, вычислять числовые выражения в пределах ста, как находить неизвестное уменьшаемое и вычитаемое, научить решать задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
· Создание положительного эмоционального подъёма
· Принцип стимулирования активности
· Принцип учета индивидуальных и половозрелых особенностей, личностных характеристик и возможностей детей
Принципы обучения
Методы обучения
Методы организации учебно-познавательной деятельности
Методы получения новых знаний
· Беседа
Методы выработки учебных умений и накопления опыта
· Упражнения
Методы закрепления и повторения изученного материала
· Повторение
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
Методы эмоционального стимулирования
· Создание ситуации успеха
· Поощрение и порицание
Методы развития познавательного интереса
· Формирование готовности к восприятию
Методы формирования ответственности и обязательности
· Предъявление педагогических требований
Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности
· Беседа
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения:
Демонстрационные: мультимедийная презентация «Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого», памятка с компонентами вычитания.
Индивидуальные: Учебник, тетрадь, карточки с задачами.
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
3. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 112 с. : ил. – (Школа России).
4. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.]. — 2-е изд. перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 124 с.
5. Задачи в стихах: https://infourok.ru/matematicheskie-zadachi-v-stihah-2275924.html
Структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация опорных знаний и способов действий
3. Постановка цели и задач
4. Решение проблемы
5. Первичное закрепление
7. Рефлексия учебной деятельности
Макет доски:
Тема
|
Классная работа. |
|
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Методы обучения и воспитания |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат |
1)Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Здравствуйте, ребята. Проверим, все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал. - Присаживайтесь. - Для того чтобы отработать написание цифр предлагаю вам на карточках продолжить ряд, состоящий из цифр 3 и 4. Посмотрите внимательно: между каждой цифрой отступ в одну клетку и цифры чередуются. (1 – 1,5 минуты на прописывание) - Закончили прописывать первую строку, посмотрим на вторую. На ней изображен узор. Нам необходимо тоже его продолжить – рисуем две клеточки вверх, одну вправо, две клетки вниз и одну вправо и так далее. Кому непонятно? - Закончили рисовать узор. Передайте, пожалуйста, мне свои карточки, я хочу посмотреть, как у вас получились цифры и узор.
- Сейчас давайте откроем тетради. Отступите четыре клеточки вниз от предыдущей работы. Запишите дату. Ниже пишем классная работа. Закройте тетради, отодвиньте на край парты. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности, смыслообразование. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию, выделяют необходимую информацию
|
2)Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать имеющиеся знания
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Для того чтобы вспомнить сложение и вычитание чисел, мы выполним устный счет. На доске будет показываться выражение, вам нужно его решить в уме и показать ответ на счетном материале.
1. 22+7=29 (Коррекционная работа: Мы к 22 прибавляем 7. Если мы уберем 20, останется 2+7. Сколько будет 2+7? 9. Да вернем 20, сколько получается? 29) 2. 30+5=35 3. 59-6=53 4. 47-5=42 5. 63+5=68 6. 74+4=78 7. На деревьях грибы сохли: 40 желтеньких маслят, Да 3 рыжие лисички – Очень милые сестрички. Вы, ребята, не молчите, Сколько всех грибов? Скажите! 8. Кормушки повесели дети для птиц Туда прилетели 12 синиц, Да 6 снегирей, Кто же нам здесь ответит быстрей, Сколько же птичек увидели дети? 9. Под шатром ветвистой ели Белка сделала качели. И на белкины качели Собрались лесные звери: 20 зайцев, 5 зайчат На качели все спешат. Вы, ребята, не зевайте, Всех зверей пересчитайте! 10. Тридцать три груши Саша сорвал, Три груши подарил Наташе. Сколько их теперь у Саши? - Отлично, мы решили все выражения и задачи. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий под руководством учителя; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя) Предметные: обучающиеся демонстрируют умение вычислять числовые
выражени |
3) Постановка цели и задач. Задача: поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися.
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса · Формирование готовности к восприятию |
- Ребята, а какую задачу мы решали последней - на сложение или вычитание? Вычитание, верно. - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Что мы уже делали? (решали примеры)) - Мы будем решать задачи и отрабатывать решение выражений на сложение и вычитание. - И тема нашего урока – Решение задач. - Что будет целью нашего урока? (потренироваться решать задачи и решать выражения) |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности, смыслообразование. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию, умеют выражать свои мысли |
4) Решение проблемы Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации.
Физминутка Задача: снятие мышечной усталости, переключение на другой вид деятельности |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Беседа Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы закрепления и повторения изученного материала · Повторение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований
|
- Для того чтобы быстро и правильно вычитать числа, давайте вспомним компоненты вычитания. - *Имя*, прочитай выражение. Какое число является уменьшаемым? Какое - вычитаемым? Какое - значением разности? - Если мы закроем уменьшаемое, то как его можно найти? (к значению разности прибавить вычитаемое: 3+2=5. Если затрудняются: уменьшаемое всегда больше, чем вычитаемое и значение разности)
- Давайте потренируемся находить уменьшаемое. __ - 4 = 5 - Что нужно сделать, чтобы найти уменьшаемое? (к значению разности прибавить вычитаемое). Попробуем полным ответом: чтобы найти уменьшаемое, нужно к значению разности 5 прибавить вычитаемое 4. Сколько получится? (9). Значит уменьшаемое в этом выражении – 9. Давайте проверим, правильно ли мы посчитали. Сколько будет 9-4? Такой же получился ответ? (да).
___ - 5 = 31 - Попробуйте найти уменьшаемое. Сколько получилось? (36) Как ты это сделал? (чтобы найти уменьшаемое, нужно к значению разности 31 прибавить вычитаемое 5). Давайте проверим: сколько будет 36-5? 31, верно, и ответ в примере такой же, значит, мы правильно нашли уменьшаемое.
- Вернемся к компонентам вычитания. Закроем вычитаемое. Что нужно сделать, чтобы найти вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть значение разности). Давайте попробуем: 5-3? Получается 2, верно. Еще раз, что мы сделали, чтобы найти вычитаемое?
- Потренируемся находить вычитаемое.
29 - __ = 20 - Что нужно сделать, чтобы найти вычитаемое? (из уменьшаемого вычесть значение разности). Попробуем полным ответом: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого 29 вычесть значение разности 20. Сколько получится? (9). Значит вычитаемое в этом выражении – 9. Давайте проверим, правильно ли мы посчитали. Сколько будет 29-9? Такой же получился ответ? (да).
47 - ___ = 42 - Найдите вычитаемое. Сколько получилось? (5) Как ты это сделал? (чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого 47 вычесть значение разности 42). Давайте проверим: сколько будет 47-5? 42, верно, и ответ в примере такой же, значит, мы правильно нашли вычитаемое.
- Мы потренировались находить уменьшаемое и вычитаемое. Сейчас давайте встанем со своих мест. Повторяйте движения за мной.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать - Давайте повторим еще раз. - Присаживайтесь на места.
- Чем мы занимались до физминутки? (решали выражения и повторяли компоненты вычитания). Что нам еще нужно сделать на уроке? (решать задачи) - Придвиньте к себе тетради, откройте. Под классной работой запишите №1. Посмотрите, на слайде текст задачи. *Имя* прочитает задачу, остальные внимательно следите .
«На тарелке 13 слив. Несколько слив съели, и осталось 4 сливы. Сколько слив съели?»
- О чем говорится в задаче? (о сливах). Чтобы лучше понять задачу, сделаем краткую запись. - Сколько слив было на тарелке? (13) Напишем «Было – 13 с.» - Сколько слив осталось? (4) Напишем «Ост. – 4 с.» - Что нужно найти? (сколько слив съели). Напишем «Съели - ? с.» Было – 13 с. Ост. – 4 с. Съели – ? с. - Каким действием будем решать задачу: сложением или вычитанием? (вычитанием, т.к. осталось меньше, чем было). - Во сколько действий решается задача? (в одно) - Как найти неизвестное вычитаемое? (чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности). Значит, что из чего нужно вычесть? Из 13 – 4. Запишем: 13 – 4 = Сколько получится? 9, верно. 13 – 4 = 9 (с.) - съели - Мы нашли количество съеденных слив? (да). Запишем краткий ответ. В следующей клеточке напишите: ответ: 9 слив съели.
- Сейчас решим еще задачу. Запишите номер 2. «Мама сварила 11 банок малинового варенья и 5 банок яблочного. После того как она отнесла несколько банок бабушке, у неё осталось 10 банок варенья. Сколько банок варенья мама отнесла бабушке?»
- Сделаем краткую запись. Сколько банок малинового варенья сварила мама? (11). Запишем: Мал. – 11 б. Запишите это в своих тетрадях. - Сколько было банок яблочного варенья? (6). Ниже пишем: Ябл. – 6 б. - Сколько банок осталось у мамы? (10). Ост – 10 б. - Что там нужно узнать? (сколько банок мама отнесла). В следующей строчке пишем: отн. - ? б. Мал. – 11 б. Ябл. – 6 б. Ост. – 10 б. Отн. - ? б. - Сможем ли мы на вопрос задачи ответить сразу? (нет) Значит, задача какая? (составная/сложная) и решается она в несколько действий. - Что можно узнать, зная, что яблочного варенья 6 банок и малинового 11 банок? (сколько всего банок варенья). Как мы это сделаем? (сложим малиновое и яблочное варенье). - Что найдем после этого? (сколько банок мама отнесла). Как это сделаем? (из всех банок вычтем то, что осталось).
- Сейчас вам нужно в парах решить эту задачу и записать решение в тетрадь. Как мы работаем в парах? (советуемся друг с другом, не мешаем другим). Можете начинать, даю вам три минуты.
- Если у вас возникают затруднения, можете обратиться к карточкам у себя на парте. Но если знаете, как решать, то продолжайте самостоятельно. Карточка: «План решения задачи: 1. Узнать, сколько всего банок варенья сварила мама. 2. Узнать, сколько банок варенья отнесла мама бабушке.»
- Кто хочет записать решение задачи на доске? - Итак, какое получилось первое действие? У всех получилось также? 1) 11 + 6 = 17 (б.) – всего. Мы нашли, сколько всего было банок варенья. Если у вас не так, исправьте.
- Какое получилось второе действие? 2) 17 – 10 = 7 (б.) – отнесли. Мы нашли, сколько банок мама отнесла бабушке. Поднимите руку, у кого получилось так же. Если не так, исправьте.
- Что нам нужно было найти? Сколько банок варенья мама отнесла бабушке. Мы решили задачу? Да. Какой ответ вы записали? Ответ: 7 банок варенья отнесли. - Хорошо! Мы потренировались решать задачи на вычитание. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий под руководством учителя; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя), умеют работать в парах; умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, умеют выражать свои мысли), понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; выделяют необходимую информацию) Предметные: обучающиеся демонстрируют умение вычислять числовые
выражени
|
5) Первичное закрепление Задача: организовать закрепление способа действия при решении типовых задач.
. |
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Беседа Методы выработки учебных умений и накопления опыта · Упражнения Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Создание ситуации успеха · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности · Беседа
|
- Сейчас мы сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы наши ручки отдохнули. Давайте потрем мизинец. Безымянный. Средний, указательный и большой палец. Также на другой руке. Сожмем. Разожмем и встряхнем.
- Чтобы отработать умение решать задачи, попробуем сделать это самостоятельно.
- Посмотрите, на вашей парте лежат три карточки. Если вы не уверены в своих умениях и хотите закрепить знания, выберите карточку под номером 1. Если считаете, что хорошо научились решать задачи, выберите карточку под номером 2. А если чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания – выберите карточку под номером 3.
- Пододвиньте к себе выбранную карточку. На каждой написано задание, можете приступать к выполнению.
1. «1) Реши задачу. Воспользуйся алгоритмом решения задач: 1. Определи, что известно и что неизвестно в задаче. 2. Сделай краткую запись. 3. Составь план решения задачи (что нужно узнать сначала? Что потом?) 4. Реши задачу. Вспомни, как найти вычитаемое: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности. В автобусе ехало 29 человек. Когда несколько человек вышло, осталось 22. Сколько человек вышло? 2) Реши задачу. Воспользуйся алгоритмом решения задач. На карусели каталось 12 девочек и 7 мальчиков. Когда несколько детей ушло, осталось кататься 17 детей. Сколько детей ушло с карусели?».
2. «1) Вспомни, как найти вычитаемое. Реши задачу. В автобусе ехало 29 человек. Когда несколько человек вышло, осталось 22. Сколько человек вышло? 2) Реши задачу. На карусели каталось 12 девочек и 7 мальчиков. Когда несколько детей ушло, осталось кататься 17 детей. Сколько детей ушло с карусели?».
3. «1) Придумай вопрос к задаче. Реши задачу. В автобусе ехало 29 человек. Когда несколько человек вышло, осталось 22. 2) 1) Придумай вопрос к задаче. Реши задачу. На карусели каталось 12 девочек и 7 мальчиков. Когда несколько детей ушло, осталось кататься 17 детей.»
- Кто хочет решить задачу у доски? (два обучающихся). Остальные решают в тетради, потом проверим.
- Я вижу, что все закончили. Давайте посмотрим, как решили первую задачу на доске. «В автобусе ехало 29 человек. Когда несколько человек вышло, осталось 22. Сколько человек вышло?» - *Имя*, прочитай краткую запись. Было – 29 ч. Ост. – 22 ч. Вышло - ? ч. - Ребята, которые решали эту задачу, поднимите руку, если у вас такая же краткая запись. - Проверим решение: 1) 29-22=7 (чел.) – вышло. Поднимите руку, у кого такое же решение. Отлично. У кого не так – исправьте. - И какой получился ответ? Ответ: 7 человек вышло из автобуса. - Хорошо, присаживайся. Те, кто решили задачу правильно, тоже молодцы.
- Проверим вторую задачу. «На карусели каталось 12 девочек и 7 мальчиков. Когда несколько детей ушло, осталось кататься 17 детей. Сколько детей ушло с карусели?»
- Сейчас проверяют те, кто решал эту задачу. *имя*, прочитай краткую запись. Дев. – 12 д. Мал. – 7 д. Ост. – 17 д. Ушло - ? д. - У кого такая же краткая запись? Хорошо. - Что делали первым действием? Находили, сколько всего мальчиков и девочек. 1) 12+7=19 (д.) – было. У кого такое же первое действие? - Что делали вторым действием? Находили, сколько детей ушло с карусели. 2) 19-17=2 (р.) – ушли. У кого такое же второе действие? - Какой получится ответ? Ответ: 2 ребенка ушли.
- Отлично, присаживайся. Молодцы те, кто правильно решил задачу. - Закройте тетради, отодвиньте на край парты. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; осуществляют контроль своих действий под руководством учителя; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя), умеют работать в парах; умеют слушать и вступать в диалог, выстраивают продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, умеют выражать свои мысли), понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; выделяют необходимую информацию) Предметные: обучающиеся демонстрируют умение вычислять числовые
выражени
|
6) Рефлексия учебной деятельности Задача: оценить результаты деятельности.
|
Методы организации учебно-познавательной деятельности Методы получения новых знаний · Беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования · Поощрение и порицание Методы формирования ответственности и обязательности · Предъявление педагогических требований Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности · Беседа |
- Итак, ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? Решали примеры и задачи, правильно. Нашей целью было решить выражения сложение и вычитание и решить задачи. Мы это сделали? Да.
- Посмотрите, на доске написаны незаконченные предложения. Вам нужно выбрать одно и закончить его. «Я научился…» «Я смог…» «Сегодня на математике я…»
- Я благодарю вас за работу на уроке, до свидания. |
Личностные: обучающиеся демонстрируют интерес к уроку математики, демонстрируют интерес к учебной деятельности Метапредметные: обучающиеся демонстрируют понимают и принимают учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; демонстрируют волевую саморегуляцию; адекватно воспринимают оценку учителя), умеют слушать и вступать в диалог, умеют выражать свои мысли), понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.