Раздел долгосрочного плана: Основы электростатики |
Школа: |
|
|||
Дата: |
|
ФИО учителя: |
|
||
Класс: |
|
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||
Тема урока |
Решение задач на тему «Электрическое поле, напряженность электрического поля» |
||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
объяснять физический смысл понятия «электрическое поле» и определять его силовую характеристику; изображать графически электрическое поле посредством силовых линий. |
||||
Цели урока |
Все смогут смогут объяснить чем создается электрическое поле и изобразить графически силовые линии электрического поля, созданного положительным, отрицательным и разноименными зарядами. Большинство учащихся смогут перечислить свойства электрического поля и объяснить физический смысл напряженности электрического поля.. Некоторые учащиеся смогут применить формулу расчета напряженности электрического поля при решении задач. |
||||
Критерии оценивания |
Учащиеся смогут: графически представить электрическое поле, созданное положительным, отрицательным и разноименными зарядами. применить формулу расчета напряженности электрического поля при решении задач.
|
||||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: однородное поле, пробный заряд, силовые линии,
- напряженность поля точечного заряда q на расстоянии r от него. Полезные выражения для диалогов и письма: Электростатическое поле - это особая форма материи, которая возникает вокруг неподвижного электрического заряда. Сила, с которой поле действует на пробный заряд в данной точке поля, называется напряженностью электростатического поля Напряженность поля - векторная величина. Силовые линии обладают следующими свойствами: ü силовые линии электростатического поля никогда не пересекаются. ü силовые линии электростатического поля всегда направлены от положительных зарядов к отрицательным. ü густота линий тем больше, чем больше напряжённость. Электрическое поле называют однородным, если вектор напряжённости одинаков во всех точках поля. |
||||
Привитие ценностей |
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов |
||||
Межпредметные связи |
Математика (прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимость между величинами) |
|
|||
Предварительные знания |
Электризация тел |
|
|||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|
0-10 мин |
Решение тестовых задач 1. Маленькая капелька масла, заряженная отрицательно, помещена в однородное электрическое поле (см. рисунок). Какая стрелка правильно указывает направление движения капельки? Силой тяжести, действующей на капельку, можно пренебречь, начальная скорость капельки равна нулю.
A. 1 B. 2 C. 3 D. 4 2. Чему равна величина напряженности Е электрического поля (в международной системе единиц СИ), созданного точечным зарядом Q в точке на расстоянии r от этого заряда? (k= 9‧109 (Н‧м2)/Кл2) |
https://online.mephi.ru/courses/sge/data/18/v1.html
|
|
|
3. Для нахождения напряженности электрического поля, созданного некоторыми зарядами, берут пробный заряд . Как изменится напряженность поля, найденная с помощью этого пробного заряда, если пробный заряд увеличить вдвое и изменить его знак? A. Увеличится вдвое, не изменится по направлению B. Уменьшится вдвое, изменится по направлению C. Не изменится по величине, изменится по направлению D. Не изменится 4. Что такое силовые линии электрического поля? A. Это траектории движения зарядов в этом поле B. Это линии одинаковой напряженности C. Это линии одинакового потенциала D. Это линии, касательные к которым совпадают с вектором 5. Выберите рисунок на котором правильно изображены силовые линии электрического поля, созданного положительным зарядом Q.
6. Выберите рисунок на котором правильно изображены силовые линии электрического поля, созданного отрицательным зарядом Q.
|
|
|
10-15 мин
15-35 мин |
Предоставление обратной связи учащимся 1. С 2. А 3. D 4. D 5. C 6. A Решение расчетных задач Менее способные учащиеся решают задачи: 1. Как изменится напряженность электрического поля, созданного точечным зарядом, при: А) увеличении расстояния от него в 2 раза? Б) уменьшении расстояния от него в 3 раза? В) увеличении заряда в 4 раза, не меняя расстояние? Г) уменьшении заряда в 3 раза, не меняя расстояние?
2. На рисунке показано направление вектора напряженности электрического поля в точке А, равноудаленной от равных по модулю точечных зарядов q1 и q2. Какие знаки имеют заряды? (Ответ: q1 <0, q2>0)
3. Определите напряженность E электрического поля, создаваемого точечным зарядом Q=10 нКл на расстоянии r=10 см от него. Диэлектрик — масло (ε=2,2). (Ответ: Е=4 кН/Кл)
|
|
|
|
4. Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку, в которой напряженность электрического поля равна 2 ? (Ответ: 24 мкКл)
5. Найти напряженность поля заряда 36 нКл в точках, удаленных от заряда на 9 и 18 см. (Ответ: Е=0,44 МН/Кл, Е=0,1 МН/Кл)
6. Сколько избыточных электронов содержит пылинка в электростатическом поле с напряженностью 1,5·105 В/м, если на нее действует сила 2,4·10-10 Н? (Ответ: 10000)
7. На каком расстоянии от точечного заряда 10 нКл находится точка, в которой напряженность поля равна 250 Н/Кл? (Ответ: r=0,6 м=60 см)
Более способные учащиеся решают следующие задачи: 1. 1. Одинаковые по величине и по знаку заряды расположены в двух вершинах равностороннего треугольника. Вектор напряженности в третьей вершине треугольника направлен... (Ответ: вправо)
2. Одинаковые по величине и по знаку заряды расположены в двух вершинах равностороннего треугольника. Вектор напряженности в третьей вершине треугольника направлен... (Ответ: вниз)
3. На каком расстоянии от небольшого заряженного шара напряженность электростатического поля в воде с диэлектрической проницаемостью 81 будет такой же, как в вакууме на расстоянии 18 см от центра шара? (ответ: 2 см)
|
https://infourok.ru/material.html?mid=52986
http://fizmat.by/kursy/jelektrichestvo/naprjazhennost/test229/test229
Рымкеевич Сборник задач 10-11 класс |
|
35-40 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям |
|
|
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|
- каким образом |
– как Вы |
|
|
Вы планируете |
планируете |
|
|
оказать больше |
проверить |
|
|
поддержки? |
уровень |
|
|
Какие задачи Вы |
усвоения |
|
|
планируете |
материала |
|
|
поставить перед |
учащимися? |
|
|
более |
|
|
|
способными учащимися? |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.