Решение задач по теме «Тепловые явления»
Оценка 4.6

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Оценка 4.6
Документация
docx
физика
8 кл
09.12.2019
Решение задач по теме «Тепловые явления»
Цели образования • предметные: обобщение и систематизация материала через решение качественных и количественных задач на теплообмен, изменение агрегатных состояний вещества, расчет количества теплоты; формирование умений по применению данных законов для решения практических задач повседневной жизни;
10фи.docx

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Предмет: физика

Класс: 8

Автор УМК: А. В. Пёрышкин

Цели образования

  • предметные: обобщение и систематизация материала через решение качественных и количественных задач на теплообмен, изменение агрегатных состояний вещества, расчет количества теплоты; формирование умений по применению данных законов для решения практических задач повседневной жизни;
  • метапредметные: организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников, в том числе, новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач.

Методическое обоснование темы

При изучении фактического материала в 8 классе закладываются важнейшие базовые понятия, такие как: теплообмен, внутренняя энергия, количество теплоты и т.д. Понимание сути изучаемых явлений и законов, умение применять их для решения разнообразных задач в перспективе определяют успешность обучающихся при освоении более сложных разделов физики в 9-11 классах: основы молекулярно-кинетической теории, термодинамика, электродинамика, квантовая физика.

Конструктивная особенность урока позволяет: во-первых, интегрировать различные учебные предметы; во-вторых, учащиеся составляют логичный «коллективный рассказ» о ранее изученных законах, что создает благоприятные и комфортные условия для сотрудничества в группах, реализации творческих способностей детей; в-третьих, готовит учащихся к экзаменам по физике в форме независимого оценивания (ГИА или ОГЭ).

Проведение урока осуществляется с применением авторского мультимедийного приложения.

Методические рекомендации по проведению урока и использованию электронных ресурсов

Презентация к уроку выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2010которая помогает: обеспечивать наглядность, четкое восприятие и понимание учебного материала; развивать у обучающихся учебную, познавательную и творческую активность; формировать универсальные учебные действия; дополнительно мотивировать учащихся и управлять их вниманием при обучении предмету; формировать информационную культуру.

Условные обозначения интерактивных объектов

п/п

Обозначение

Назначение

1.

 Рисунок 1

В ходе анимирования, в каждый кубик встроена функция триггеров, что позволяет управлять ими в произвольном порядке при клике левой кнопкой мыши.

2.

Рисунок 2

В ромбики также встроены триггеры, что дает возможность оценивать и фиксировать счет команд до 8 баллов.

3.

Рисунок 3

Гиперссылка (не активна, установить на ПК заново) на программу Aver Media, для трансляции на развернутый экран технологических карт и готовых решений посредством документ - камеры.

Материально-техническое обеспечение урока

  • мультимедийное оборудование: компьютер, проектор BenQ, документ-камера AVerVision.
  • прикладное программное обеспечениеMicrosoft Office Word 2010, Microsoft Office PowerPoint 2010, Aver Media.

Методическая разработка сценария урока решения задач по теме «Тепловые явления»

Номер слайда

Этап урока

1. Слайд №1

Рисунок 4

1, 2 этапы (3 минуты) 1 этап. Организационный.

Урок предполагает работу учащихся в группах по 5-6 человек, поэтому учащиеся класса накануне урока должны разделиться ровно на 6 групп, выбрать капитана команды.

2 этап. Инициация урока.

Формулирование темы и целей урока.

В начале урока создается проблемная ситуация, позволяющая рассмотреть место конкретного урока в изучаемой теме, для этого создается проблемная ситуация.

Слайд №2 нужно продемонстрировать первым. На слайде по щелчку появляются определенные слова и словосочетания, которые подведут учащихся к формулированию темы и цели урока. (Приложение 1)

Вопрос: Что может объединять данные слова и словосочетания?

Если вопрос вызвал затруднения, есть всплывающие подсказки (по щелчку) в виде некоторых формул по изучаемой теме.

Деятельность учащихся: учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. 

3 этап. Жеребьевка команд (2 минуты)

Мультимедиа сопровождение:

2. Слайд №2

Рисунок 5

3.Слайд №3

Рисунок 6

По щелчку мыши на слайде появляются шесть кубиков для жеребьевки. Клик левой кнопкой мыши по кубикам возможен в произвольном порядке, т.к. в каждом из них встроены функции триггеров.

Деятельность учащихся: представители команд выбирают кубик определенного цвета, при клике по которому появляется цифра, указывающая номер команды.  

4 этап. Мотивация и актуализация (8 минут)

Определение команд, получающих статус докладчика или рецензента.

Правила игры:

1. Для определения команд докладчиков и рецензентов проводятся отборочные туры в виде трех блиц – вопросов для каждых двух команд.

4. Слайд №4

Рисунок 7

5. Слайд № 5

Рисунок 8

6. Слайд №6.

Рисунок 9

В 1-м отборочной туре принимают участие 1 и 2 команды, соответственно во 2-м 3 и 4 команды, и в 3-м 5 и 6 команды.

2. Право ответа получает команда первой поднявшая руку.

3. В случае затруднений в выборе правильного ответа, принять участие в игре могут участники остальных команд.

4. Команда, получившая большее количество баллов принимает функции докладчика, другая команда функции рецензента.  

Критерий оценивания блиц - вопросов:

Каждый полный правильный ответ оценивается 2 баллами, неполный ответ 1 баллом.  

Мультимедиа сопровождение:

На слайдах 4-6 по клику мыши появляются последовательно три вопроса.

Количество полученных баллов фиксируется при помощи встроенных триггеров (слева вверху 8 – конечные звезды). 

Деятельность учащихся: принимают участие в отборочных турах за право получения статуса докладчика.

4 этап (2 тур).

Выполнение основного задания (12 минут)

У обучающихся формируется читательская компетенция при работе с текстом, осуществляется отработка практических навыков решения задач с выбором ответа, с кратким и с развернутым ответом идет на основе технологических карт, которые составлены с соблюдением структуры контрольно-измерительных материалов ГИА (ОГЭ) по физике.

(Приложение 2)

Капитаны команд получают технологические карты с заданием:

1 и 2 команды (1 вариант), 3 и 4 команды (2 вариант), 5 и 6 команды (3 вариант).

5 этап. Отчет команд о проделанной работе

(15 минут, 5 минут каждая команда).

Функции докладчика – представить полное и обоснованное решение.

Для доклада команда делегирует одного человека.

Функции рецензента – задать уточняющие вопросы, дать оценку команде за доклад, при необходимости представить правильное решение. 

План для рецензирования:

1. Полнота ответа.

2. Логика изложения.

3. Наличие (отсутствие) логических ошибок.

4. Языковая грамотность.

5. Организованная работа группы.

 Критерий оценивания ответа докладчика:

№ задания

А1

А2

В1

С1

Дополнительные баллы рецензента

Максимальное количество баллов

1

1

2

3

1

8

Критерий оценивания ответа рецензента:

1.Грамотно построены уточняющие вопросы

2.Объективность в оценке докладчика, отмечены достоинства и недостатки.

3.Корректность в высказываниях.

0,5 балла

 

4. Организованная работа группы.

0,5 балла

 Ответы к заданиям из технологических карт:

№ варианта

№ задания

А1

А2

В1

С1

1

4

2

13

65 °С

2

3

4

34

6,8 т

3

2

2

25

4 кг

8. Слайд № 7.

Рисунок 10

9. Слайд № 8.

Рисунок 11

10. Слайд № 9.

Рисунок 12

 Мультимедиа сопровождение:

1.Для представления докладов используется документ-камера (Слайд №7, гиперссылка справа внизу), транслирующая, готовые решения на экран.

2.Количество баллов полученных командами фиксируются на слайде №7 при помощи триггеров.

Деятельность учащихся: работа в группах; анализ текста; решение задач с выбором ответа, с катким и развернутым ответом; представление доклада или рецензирование работы.

6 этап. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок. Обсуждение домашнего задания (5 минут).

Вопросы:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Чему вы научились?

3. Что вы хотели прочитать или изучить самостоятельно по заявленной теме?

4. Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом (по пятибалльной шкале) сегодня на уроке?

Деятельность учащихся: рефлексия, оценка и самооценка учащихся внутри каждой группы.

Самоанализ урока

Класс, в котором проводился данный урок, является физико-математическим и учащиеся в основном мотивированы к изучению физики. На протяжении всего урока дети были заинтересованы, дисциплинированы, самостоятельны в приобретении новых знаний и при решении разноплановых физических задач. Обучающиеся с увлечением вживались в различные роли, которые предстояло выполнять исходя из сценария урока: капитан команды, докладчик, рецензент.

Цели урока реализованы.

Обучающиеся владеют навыками постановки целей, планирования своей деятельности; приобретения опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников, в том числе, новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Учащиеся накануне урока организованно распределились по группам, обсудили роли участников группы, поэтому жеребьевка команд и получение заданий прошло в более короткий срок, чем было предусмотрено.

При решении некоторых блиц-вопросов учащиеся, несмотря на то, что знают фактический материал, испытывали затруднения, также как и при решении качественных задач А3. Это связано с тем, что иногда не получается построить логические цепочки и недостаточен кругозор учащихся, значит, подобные задания разного уровня сложности необходимо чаще разбирать на уроках.

Хороший уровень коммуникации прослеживался во время работы в группах, а также успешно осуществлялось межгрупповое взаимодействие во время работы капитана и докладчика. Более тяжело дается роль рецензента, где нужно дать обоснованную оценку докладчику, хотя уроки такого типа уже проводились. Для освоения данных навыков был предложен план рецензирования.

При отчете команд выявилось, что у учащихся сформированы читательские компетенции. Задания при работе с текстом выполнены в основном правильно. Задания на соответствие, составленные на основе анализа графика, выполнены на хорошем уровне, что говорит о том, что сформированы метапредметные компетенции. При решении задач с развернутым ответом лучше всего были решены задачи на КПД различных тепловых процессов. Задача на теплообмен при смешивании воды разной температуры вызвала затруднения. Это связано в основном со знаками количества теплоты в уравнении теплового баланса.

В ходе рефлексии выяснился тот факт, что дети могут дать оценку не только работы другой команде, но владеют навыками самооценки результатов своей деятельности.

В целом обучающиеся показали хороший уровень подготовки по теме «Тепловые явления», получили довольно высокие оценки за работу на уроке. Необходимо учесть тот факт, что задания были составлены и для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, но и в формате контрольно-измерительных материалов ГИА по физике. Полученный результат позволяет сделать прогноз того, что учащиеся успешно справятся с поставленной задачей в ходе проведения независимого оценивания ГИА по физике.

 

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Решение задач по теме «Тепловые явления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2019