Решение задач по теме «Тепловые явления»

  • Документация
  • docx
  • 09.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели образования • предметные: обобщение и систематизация материала через решение качественных и количественных задач на теплообмен, изменение агрегатных состояний вещества, расчет количества теплоты; формирование умений по применению данных законов для решения практических задач повседневной жизни;
Иконка файла материала 10фи.docx

Решение задач по теме «Тепловые явления»

Предмет: физика

Класс: 8

Автор УМК: А. В. Пёрышкин

Цели образования

  • предметные: обобщение и систематизация материала через решение качественных и количественных задач на теплообмен, изменение агрегатных состояний вещества, расчет количества теплоты; формирование умений по применению данных законов для решения практических задач повседневной жизни;
  • метапредметные: организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников, в том числе, новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач.

Методическое обоснование темы

При изучении фактического материала в 8 классе закладываются важнейшие базовые понятия, такие как: теплообмен, внутренняя энергия, количество теплоты и т.д. Понимание сути изучаемых явлений и законов, умение применять их для решения разнообразных задач в перспективе определяют успешность обучающихся при освоении более сложных разделов физики в 9-11 классах: основы молекулярно-кинетической теории, термодинамика, электродинамика, квантовая физика.

Конструктивная особенность урока позволяет: во-первых, интегрировать различные учебные предметы; во-вторых, учащиеся составляют логичный «коллективный рассказ» о ранее изученных законах, что создает благоприятные и комфортные условия для сотрудничества в группах, реализации творческих способностей детей; в-третьих, готовит учащихся к экзаменам по физике в форме независимого оценивания (ГИА или ОГЭ).

Проведение урока осуществляется с применением авторского мультимедийного приложения.

Методические рекомендации по проведению урока и использованию электронных ресурсов

Презентация к уроку выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2010которая помогает: обеспечивать наглядность, четкое восприятие и понимание учебного материала; развивать у обучающихся учебную, познавательную и творческую активность; формировать универсальные учебные действия; дополнительно мотивировать учащихся и управлять их вниманием при обучении предмету; формировать информационную культуру.

Условные обозначения интерактивных объектов

п/п

Обозначение

Назначение

1.

 Рисунок 1

В ходе анимирования, в каждый кубик встроена функция триггеров, что позволяет управлять ими в произвольном порядке при клике левой кнопкой мыши.

2.

Рисунок 2

В ромбики также встроены триггеры, что дает возможность оценивать и фиксировать счет команд до 8 баллов.

3.

Рисунок 3

Гиперссылка (не активна, установить на ПК заново) на программу Aver Media, для трансляции на развернутый экран технологических карт и готовых решений посредством документ - камеры.

Материально-техническое обеспечение урока

  • мультимедийное оборудование: компьютер, проектор BenQ, документ-камера AVerVision.
  • прикладное программное обеспечениеMicrosoft Office Word 2010, Microsoft Office PowerPoint 2010, Aver Media.

Методическая разработка сценария урока решения задач по теме «Тепловые явления»

Номер слайда

Этап урока

1. Слайд №1

Рисунок 4

1, 2 этапы (3 минуты) 1 этап. Организационный.

Урок предполагает работу учащихся в группах по 5-6 человек, поэтому учащиеся класса накануне урока должны разделиться ровно на 6 групп, выбрать капитана команды.

2 этап. Инициация урока.

Формулирование темы и целей урока.

В начале урока создается проблемная ситуация, позволяющая рассмотреть место конкретного урока в изучаемой теме, для этого создается проблемная ситуация.

Слайд №2 нужно продемонстрировать первым. На слайде по щелчку появляются определенные слова и словосочетания, которые подведут учащихся к формулированию темы и цели урока. (Приложение 1)

Вопрос: Что может объединять данные слова и словосочетания?

Если вопрос вызвал затруднения, есть всплывающие подсказки (по щелчку) в виде некоторых формул по изучаемой теме.

Деятельность учащихся: учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. 

3 этап. Жеребьевка команд (2 минуты)

Мультимедиа сопровождение:

2. Слайд №2

Рисунок 5

3.Слайд №3

Рисунок 6

По щелчку мыши на слайде появляются шесть кубиков для жеребьевки. Клик левой кнопкой мыши по кубикам возможен в произвольном порядке, т.к. в каждом из них встроены функции триггеров.

Деятельность учащихся: представители команд выбирают кубик определенного цвета, при клике по которому появляется цифра, указывающая номер команды.  

4 этап. Мотивация и актуализация (8 минут)

Определение команд, получающих статус докладчика или рецензента.

Правила игры:

1. Для определения команд докладчиков и рецензентов проводятся отборочные туры в виде трех блиц – вопросов для каждых двух команд.

4. Слайд №4

Рисунок 7

5. Слайд № 5

Рисунок 8

6. Слайд №6.

Рисунок 9

В 1-м отборочной туре принимают участие 1 и 2 команды, соответственно во 2-м 3 и 4 команды, и в 3-м 5 и 6 команды.

2. Право ответа получает команда первой поднявшая руку.

3. В случае затруднений в выборе правильного ответа, принять участие в игре могут участники остальных команд.

4. Команда, получившая большее количество баллов принимает функции докладчика, другая команда функции рецензента.  

Критерий оценивания блиц - вопросов:

Каждый полный правильный ответ оценивается 2 баллами, неполный ответ 1 баллом.  

Мультимедиа сопровождение:

На слайдах 4-6 по клику мыши появляются последовательно три вопроса.

Количество полученных баллов фиксируется при помощи встроенных триггеров (слева вверху 8 – конечные звезды). 

Деятельность учащихся: принимают участие в отборочных турах за право получения статуса докладчика.

4 этап (2 тур).

Выполнение основного задания (12 минут)

У обучающихся формируется читательская компетенция при работе с текстом, осуществляется отработка практических навыков решения задач с выбором ответа, с кратким и с развернутым ответом идет на основе технологических карт, которые составлены с соблюдением структуры контрольно-измерительных материалов ГИА (ОГЭ) по физике.

(Приложение 2)

Капитаны команд получают технологические карты с заданием:

1 и 2 команды (1 вариант), 3 и 4 команды (2 вариант), 5 и 6 команды (3 вариант).

5 этап. Отчет команд о проделанной работе

(15 минут, 5 минут каждая команда).

Функции докладчика – представить полное и обоснованное решение.

Для доклада команда делегирует одного человека.

Функции рецензента – задать уточняющие вопросы, дать оценку команде за доклад, при необходимости представить правильное решение. 

План для рецензирования:

1. Полнота ответа.

2. Логика изложения.

3. Наличие (отсутствие) логических ошибок.

4. Языковая грамотность.

5. Организованная работа группы.

 Критерий оценивания ответа докладчика:

№ задания

А1

А2

В1

С1

Дополнительные баллы рецензента

Максимальное количество баллов

1

1

2

3

1

8

Критерий оценивания ответа рецензента:

1.Грамотно построены уточняющие вопросы

2.Объективность в оценке докладчика, отмечены достоинства и недостатки.

3.Корректность в высказываниях.

0,5 балла

 

4. Организованная работа группы.

0,5 балла

 Ответы к заданиям из технологических карт:

№ варианта

№ задания

А1

А2

В1

С1

1

4

2

13

65 °С

2

3

4

34

6,8 т

3

2

2

25

4 кг

8. Слайд № 7.

Рисунок 10

9. Слайд № 8.

Рисунок 11

10. Слайд № 9.

Рисунок 12

 Мультимедиа сопровождение:

1.Для представления докладов используется документ-камера (Слайд №7, гиперссылка справа внизу), транслирующая, готовые решения на экран.

2.Количество баллов полученных командами фиксируются на слайде №7 при помощи триггеров.

Деятельность учащихся: работа в группах; анализ текста; решение задач с выбором ответа, с катким и развернутым ответом; представление доклада или рецензирование работы.

6 этап. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок. Обсуждение домашнего задания (5 минут).

Вопросы:

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Чему вы научились?

3. Что вы хотели прочитать или изучить самостоятельно по заявленной теме?

4. Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом (по пятибалльной шкале) сегодня на уроке?

Деятельность учащихся: рефлексия, оценка и самооценка учащихся внутри каждой группы.

Самоанализ урока

Класс, в котором проводился данный урок, является физико-математическим и учащиеся в основном мотивированы к изучению физики. На протяжении всего урока дети были заинтересованы, дисциплинированы, самостоятельны в приобретении новых знаний и при решении разноплановых физических задач. Обучающиеся с увлечением вживались в различные роли, которые предстояло выполнять исходя из сценария урока: капитан команды, докладчик, рецензент.

Цели урока реализованы.

Обучающиеся владеют навыками постановки целей, планирования своей деятельности; приобретения опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников, в том числе, новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Учащиеся накануне урока организованно распределились по группам, обсудили роли участников группы, поэтому жеребьевка команд и получение заданий прошло в более короткий срок, чем было предусмотрено.

При решении некоторых блиц-вопросов учащиеся, несмотря на то, что знают фактический материал, испытывали затруднения, также как и при решении качественных задач А3. Это связано с тем, что иногда не получается построить логические цепочки и недостаточен кругозор учащихся, значит, подобные задания разного уровня сложности необходимо чаще разбирать на уроках.

Хороший уровень коммуникации прослеживался во время работы в группах, а также успешно осуществлялось межгрупповое взаимодействие во время работы капитана и докладчика. Более тяжело дается роль рецензента, где нужно дать обоснованную оценку докладчику, хотя уроки такого типа уже проводились. Для освоения данных навыков был предложен план рецензирования.

При отчете команд выявилось, что у учащихся сформированы читательские компетенции. Задания при работе с текстом выполнены в основном правильно. Задания на соответствие, составленные на основе анализа графика, выполнены на хорошем уровне, что говорит о том, что сформированы метапредметные компетенции. При решении задач с развернутым ответом лучше всего были решены задачи на КПД различных тепловых процессов. Задача на теплообмен при смешивании воды разной температуры вызвала затруднения. Это связано в основном со знаками количества теплоты в уравнении теплового баланса.

В ходе рефлексии выяснился тот факт, что дети могут дать оценку не только работы другой команде, но владеют навыками самооценки результатов своей деятельности.

В целом обучающиеся показали хороший уровень подготовки по теме «Тепловые явления», получили довольно высокие оценки за работу на уроке. Необходимо учесть тот факт, что задания были составлены и для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, но и в формате контрольно-измерительных материалов ГИА по физике. Полученный результат позволяет сделать прогноз того, что учащиеся успешно справятся с поставленной задачей в ходе проведения независимого оценивания ГИА по физике.