Решение задач по теме «Тепловые явления»
Предмет: физика
Класс: 8
Автор УМК: А. В. Пёрышкин
Цели образования
При изучении фактического материала в 8 классе закладываются важнейшие базовые понятия, такие как: теплообмен, внутренняя энергия, количество теплоты и т.д. Понимание сути изучаемых явлений и законов, умение применять их для решения разнообразных задач в перспективе определяют успешность обучающихся при освоении более сложных разделов физики в 9-11 классах: основы молекулярно-кинетической теории, термодинамика, электродинамика, квантовая физика.
Конструктивная особенность урока позволяет: во-первых, интегрировать различные учебные предметы; во-вторых, учащиеся составляют логичный «коллективный рассказ» о ранее изученных законах, что создает благоприятные и комфортные условия для сотрудничества в группах, реализации творческих способностей детей; в-третьих, готовит учащихся к экзаменам по физике в форме независимого оценивания (ГИА или ОГЭ).
Проведение урока осуществляется с применением авторского мультимедийного приложения.
Методические рекомендации по проведению урока и использованию электронных ресурсов
Презентация к уроку выполнена в программе Microsoft Office PowerPoint 2010, которая помогает: обеспечивать наглядность, четкое восприятие и понимание учебного материала; развивать у обучающихся учебную, познавательную и творческую активность; формировать универсальные учебные действия; дополнительно мотивировать учащихся и управлять их вниманием при обучении предмету; формировать информационную культуру.
№ п/п |
Обозначение |
Назначение |
1. |
|
В ходе анимирования, в каждый кубик встроена функция триггеров, что позволяет управлять ими в произвольном порядке при клике левой кнопкой мыши. |
2. |
|
В ромбики также встроены триггеры, что дает возможность оценивать и фиксировать счет команд до 8 баллов. |
3. |
|
Гиперссылка (не активна, установить на ПК заново) на программу Aver Media, для трансляции на развернутый экран технологических карт и готовых решений посредством документ - камеры. |
Номер слайда |
Этап урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Слайд №1
|
1, 2 этапы (3 минуты) 1 этап. Организационный. Урок предполагает работу учащихся в группах по 5-6 человек, поэтому учащиеся класса накануне урока должны разделиться ровно на 6 групп, выбрать капитана команды. 2 этап. Инициация урока. Формулирование темы и целей урока. В начале урока создается проблемная ситуация, позволяющая рассмотреть место конкретного урока в изучаемой теме, для этого создается проблемная ситуация. Слайд №2 нужно продемонстрировать первым. На слайде по щелчку появляются определенные слова и словосочетания, которые подведут учащихся к формулированию темы и цели урока. (Приложение 1) Вопрос: Что может объединять данные слова и словосочетания? Если вопрос вызвал затруднения, есть всплывающие подсказки (по щелчку) в виде некоторых формул по изучаемой теме. Деятельность учащихся: учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. 3 этап. Жеребьевка команд (2 минуты) Мультимедиа сопровождение: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Слайд №2
3.Слайд №3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По щелчку мыши на слайде появляются шесть кубиков для жеребьевки. Клик левой кнопкой мыши по кубикам возможен в произвольном порядке, т.к. в каждом из них встроены функции триггеров. Деятельность учащихся: представители команд выбирают кубик определенного цвета, при клике по которому появляется цифра, указывающая номер команды. 4 этап. Мотивация и актуализация (8 минут) Определение команд, получающих статус докладчика или рецензента. Правила игры: 1. Для определения команд докладчиков и рецензентов проводятся отборочные туры в виде трех блиц – вопросов для каждых двух команд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Слайд №4
5. Слайд № 5
6. Слайд №6.
|
В 1-м отборочной туре принимают участие 1 и 2 команды, соответственно во 2-м 3 и 4 команды, и в 3-м 5 и 6 команды. 2. Право ответа получает команда первой поднявшая руку. 3. В случае затруднений в выборе правильного ответа, принять участие в игре могут участники остальных команд. 4. Команда, получившая большее количество баллов принимает функции докладчика, другая команда функции рецензента. Критерий оценивания блиц - вопросов: Каждый полный правильный ответ оценивается 2 баллами, неполный ответ 1 баллом. Мультимедиа сопровождение: На слайдах 4-6 по клику мыши появляются последовательно три вопроса. Количество полученных баллов фиксируется при помощи встроенных триггеров (слева вверху 8 – конечные звезды). Деятельность учащихся: принимают участие в отборочных турах за право получения статуса докладчика. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 этап (2 тур). Выполнение основного задания (12 минут) У обучающихся формируется читательская компетенция при работе с текстом, осуществляется отработка практических навыков решения задач с выбором ответа, с кратким и с развернутым ответом идет на основе технологических карт, которые составлены с соблюдением структуры контрольно-измерительных материалов ГИА (ОГЭ) по физике. (Приложение 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Капитаны команд получают технологические карты с заданием: 1 и 2 команды (1 вариант), 3 и 4 команды (2 вариант), 5 и 6 команды (3 вариант). 5 этап. Отчет команд о проделанной работе (15 минут, 5 минут каждая команда). Функции докладчика – представить полное и обоснованное решение. Для доклада команда делегирует одного человека. Функции рецензента – задать уточняющие вопросы, дать оценку команде за доклад, при необходимости представить правильное решение. План для рецензирования: 1. Полнота ответа. 2. Логика изложения. 3. Наличие (отсутствие) логических ошибок. 4. Языковая грамотность. 5. Организованная работа группы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерий оценивания ответа докладчика:
Критерий оценивания ответа рецензента:
Ответы к заданиям из технологических карт:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Слайд № 7.
9. Слайд № 8.
10. Слайд № 9.
|
Мультимедиа сопровождение: 1.Для представления докладов используется документ-камера (Слайд №7, гиперссылка справа внизу), транслирующая, готовые решения на экран. 2.Количество баллов полученных командами фиксируются на слайде №7 при помощи триггеров. Деятельность учащихся: работа в группах; анализ текста; решение задач с выбором ответа, с катким и развернутым ответом; представление доклада или рецензирование работы. 6 этап. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок. Обсуждение домашнего задания (5 минут). Вопросы: 1. Что нового вы узнали на уроке? 2. Чему вы научились? 3. Что вы хотели прочитать или изучить самостоятельно по заявленной теме? 4. Как вы оцениваете свою работу и работу класса в целом (по пятибалльной шкале) сегодня на уроке? Деятельность учащихся: рефлексия, оценка и самооценка учащихся внутри каждой группы. |
Класс, в котором проводился данный урок, является физико-математическим и учащиеся в основном мотивированы к изучению физики. На протяжении всего урока дети были заинтересованы, дисциплинированы, самостоятельны в приобретении новых знаний и при решении разноплановых физических задач. Обучающиеся с увлечением вживались в различные роли, которые предстояло выполнять исходя из сценария урока: капитан команды, докладчик, рецензент.
Цели урока реализованы.
Обучающиеся владеют навыками постановки целей, планирования своей деятельности; приобретения опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников, в том числе, новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Учащиеся накануне урока организованно распределились по группам, обсудили роли участников группы, поэтому жеребьевка команд и получение заданий прошло в более короткий срок, чем было предусмотрено.
При решении некоторых блиц-вопросов учащиеся, несмотря на то, что знают фактический материал, испытывали затруднения, также как и при решении качественных задач А3. Это связано с тем, что иногда не получается построить логические цепочки и недостаточен кругозор учащихся, значит, подобные задания разного уровня сложности необходимо чаще разбирать на уроках.
Хороший уровень коммуникации прослеживался во время работы в группах, а также успешно осуществлялось межгрупповое взаимодействие во время работы капитана и докладчика. Более тяжело дается роль рецензента, где нужно дать обоснованную оценку докладчику, хотя уроки такого типа уже проводились. Для освоения данных навыков был предложен план рецензирования.
При отчете команд выявилось, что у учащихся сформированы читательские компетенции. Задания при работе с текстом выполнены в основном правильно. Задания на соответствие, составленные на основе анализа графика, выполнены на хорошем уровне, что говорит о том, что сформированы метапредметные компетенции. При решении задач с развернутым ответом лучше всего были решены задачи на КПД различных тепловых процессов. Задача на теплообмен при смешивании воды разной температуры вызвала затруднения. Это связано в основном со знаками количества теплоты в уравнении теплового баланса.
В ходе рефлексии выяснился тот факт, что дети могут дать оценку не только работы другой команде, но владеют навыками самооценки результатов своей деятельности.
В целом обучающиеся показали хороший уровень подготовки по теме «Тепловые явления», получили довольно высокие оценки за работу на уроке. Необходимо учесть тот факт, что задания были составлены и для формирования познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, но и в формате контрольно-измерительных материалов ГИА по физике. Полученный результат позволяет сделать прогноз того, что учащиеся успешно справятся с поставленной задачей в ходе проведения независимого оценивания ГИА по физике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.