Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)
Оценка 4.8

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Оценка 4.8
Лабораторные работы
docx
география
6 кл
29.01.2018
Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)
Решение географических задач в 6 классе по темам: «Способы изображения Земли» и «Градусная сетка Земли» Основная цель закрепить знания обучающихся о видах масштаба, научить выбирать способы решения задач с использованием масштаба, применять полученные знания в практических заданиях; -закрепить знания обучающихся о градусной сетке, отработать навыки и умения учащихся определять географические координаты объектов; - закрепить знания учащихся об абсолютной и относительной высоте, бергштрихах, горизонталях; отрабатывать навыки определения абсолютной высоты и вычислению относительной, определять наклон и направление склона по взаимному расположению горизонталей, умение работать с атласами; - повторить и закрепить знания и умения учащихся по определению географических координат; отрабатывать умения определять расстояния между объектами по карте при помощи масштаба, определять расстояний между объектами, расположенными на одной параллели и на одном меридиане (в градусах и километрах), при помощи курвиметра; -закрепить умения определять азимуты по карте между объектами. Этот материал можно использовать и в старших классах, при подготовке к экзамену и олимпиаде, на факультативах по географии, на практических работах.
Решение географических задач в 6 классе по темам.docx
Решение географических задач в 6 классе по темам: «Способы изображения Земли» и «Градусная сетка Земли»                                  Теоретическая часть Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к его действительной  длине на местности. Выделяют следующие виды масштабов:  Численный масштаб (записывается, например, 1:50000) ­ одна единица  длины на карте соответствует 50 тысячам тех же единиц на местности. То  есть 1 см на карте масштаба 1:50 000 представляет 50 000 см на местности.  Именованный (словесный) масштаб — вид масштаба, словесное указание  того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте. Например,  записывается как в 1 см 100 км– один сантиметр карты равен 100 км на  местности.  Линейный масштаб имеет вид простой линии или полосы, разделенной на  единицы длины – масштабная линейка. Этот масштаб (масштабная линейка)  приводится в нижней части карты. Нужно измерить линейкой (циркулем)  расстояние между искомыми объектами, приложить линейку с измеренной  длиной к масштабной линии и считать на ней значение реального расстояния.  Например, на карте в правом нижнем углу указаны все три вида масштаба:  1:20000000, в 1 см 200 км и линеечка (в низу карты в правом или левом углу). Практическая часть Задача   1.  Длина   отрезка   на   карте   3см.   Найдем   длину   соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1:1000000. Решение. Обозначим длину отрезка на местности (в сантиметрах) буквой х и найдем отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности. 3см: х=1:1000000.  Решив уравнение, получим х=3см×1000000=3000000см, но 3000000см=30000м=30км. Ответ: 30км. Задача 2. Длина отрезка на местности 4,5км. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1:100000? Решение.  Обозначим   длину   (в   километрах)   отрезка   на   карте   буквой  х  и составим пропорцию х:4,5=1:100000.   получим  х=4,5:100000=0,000045,   но уравнение,   Решив 0,000045км=0,045м=4,5см. Ответ: длина отрезка на карте 4,5 см. Задача 3. Улица длиной 2 км на плане показана линией в 8см. Какой масштаб плана? Дано:                L = 2 км                              Записываем, как относятся расстояния на плане и  L плана=8 см ____________ М плана ­ ?          М=  Решение: Переведем км в см: 2 км = 200000см на местности:          L плана               8 см                1  =  =  L местности     200000 см 2500                              Выражаем ответ числовым масштабом­  М 1:2500 Ответ: масштаб плана ­ 1:25 000. Решение: S прямоугольника = а×b Выразим стороны прямоугольника в масштабе плана: Задача   4.  Площадь   леса   на   плане   с   масштабом   1:100   000   имеет   форму прямоугольника со сторонами 42 мм и 57 мм. Определите площадь леса в га. Дано:                М1: 100000 а = 42 мм b = 57 мм              1) а = 4,2 см ×100000 = 420000 см, т.е. 4200 м __________           2) b = 5,7 см ×100000 = 570000 см, т.е. 5700 м S = ? (га) В масштабе плана а = 4200 м, b = 5700 м.                                3) S ABCD = 4200 м × 5700 м = 23940000 кв. м                                1 га=10000 кв. м                                 4) 23940000 кв. м: 10000 кв. м = 2394 га. Ответ: площадь леса равна 2394 га.   Теоретическая часть Глобус  —   модель   Земли,   в   общих   чертах   отображающая   её   форму, уменьшенную в десятки миллионов  раз. На глобусе все материки, океаны, моря соответствуют их положению на земном шаре. Школьные глобусы имеют обычно масштаб 1:50000000. Масштаб глобуса одинаков   во   всех   точках   изображения.   Расстояния   на   глобусе   и   меряют гибкой   металлической   линейкой   или   ниткой.   Интервалы   в   сантиметрах переводят по именованному масштабу в расстояние на местности. Как определить масштаб глобуса? 1.Длину экватора найти из справочной литературы. 2. Длину экватора на глобусе измерить подручными средствами, например линейкой, портновским метром, ниткой.  Практическая часть Задача 1. Определить масштаб глобуса, если длина экватора составляет 80  см.       Решение:     на местности: Дано:                L экватора на  глобусе = 80 см           Переведем, 40 000 км  = 4 000 000 000 см                                  Записываем, как относятся расстояния на глобусе и  Lэкватора Земли  =  40 000 км  ___________ М глобуса ­ ?          М=               L плана                80 см                                 1               =                         =       L местности    4000000 000см   50000000 Выражаем ответ числовым масштабом М1:500 Ответ: масштаб глобуса ­ 1:500. Это означает, что 1см на глобусе соответствует 50000000 см на земном шаре, т.е. 500км. Тема. Определение географических координат. Теоретическая часть Градусная сетка  – это линии параллелей и меридианов на глобусе и карте, они позволяют определить адрес любой точки земной поверхности.   Полюс – это точка пересечения земной оси с поверхностью Земли. На Земле два полюса – северный и южный.  Экватор – это линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей  через центр Земли перпендикулярно оси её вращения. Это слово происходит  от латинского слова «эквус», что значит «равный». Экватор делит земной шар  на северное и южное полушарие. Длина его 40076 км. Меридиан   –   это   линии,   условно   проведённые   на   земной   поверхности   от одного полюса до другого по кратчайшему пути. Все меридианы равны по длине,   их   длина   составляет   40000км.  А   1  градус   меридиана   составляет   в среднем   111км.   Начальный   меридиан   проходит   через   Гринвич,   предместье Лондона, где расположена обсерватория. Параллели  –   это   линии,   условно   проведённые   на   земной   поверхности параллельно экватору. Самая длинная параллель экватор; длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.Географическая широта – угол между отвесной линией в данной точке и плоскостью экватора. Она изменяется от 0 градусов на экваторе до 90 градусов на полюсе. Различают северную и южную широту, сокращённо записывают с.ш. и ю.ш. К югу от экватора любая точка будет иметь южную широту, к северу от – экватора – северную. Определить географическую широту любой точки – это значит определить широту параллели, на которой она находится. На картах широту параллелей подписывают   на   правой   и   левой   рамках.   Географическая   долгота   –   угол между   плоскостью   меридиана,   проходящего   через   данную   точку,   и плоскостью   начального   меридиана.   Начальный   (нулевой   или   Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. К востоку от этого меридиана долгота всех точек восточная, к западу – западная. Долгота изменяется от 0 до 180 градусов. Сокращённо записывается в.д. и з.д.  Определить географическую долготу любой точки – это значит определить долготу меридиана, на котором она находится. На картах долготу меридианов подписывают на верхней и нижней рамке, а на карте полушарий – на экваторе. Практическая часть Задание 1.  По физической карте мира  определите географические объекты по их координатам. 1.   В   1896г.   английский   путешественник   Давид   Ливингстон   совершил замечательное открытие в точке 18ºю.ш. 26ºв.д. 2. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами 6ºс.ш. 61ºз.д. 3. Этот остров имеет несколько названий – Рапа – Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают   под   другим   названием.   Каким?   Координаты   острова   27ºю.ш. 109ºз.д. 4. Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты горы 3ºю.ш. 38º в.д. 5. Один из самых крупных вулканов с высотой 3794 м находится на материке с координатами 78ºю.ш. 178ºз.д. 6. На этом острове с координатами 8ºю.ш. 140º в.д. русский путешественник Миклухо – Маклай изучал обычаи и традиции папуасов. 7. Этот пролив, координаты которого 57ºю.ш. 70ºз.д. открыл мореплаватель, которого   называли   «Пират   ее   Величества».   Его   именем   был   назван   этот географический объект. Задание 2. Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем   материкам   и   океанам   Земли.   Выполняя   задания,   вы   познакомитесь   с некоторыми из них. 1.Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами 20ºю.ш. 159ºз.д. Назовите этот остров. 2. Шхуна «Пилигрим» находилась в районе с координатами 44ºю.ш. 175ºз.д. В каком океане и на какие острова попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан»? 3.Из   какого   города   отправились   герои   романа   «Таинственный   остров»   в путешествие на воздушном шаре, если его координаты 38ºс.ш. 78ºз.д.? 4.С   какого   острова   герои   романа   «Пять   недель   на   воздушном   шаре» поднялись в воздух? Его координаты 20ºю.ш. 45ºв.д. Задание 3. Определите координаты объектов вулкан Эребус Устье реки Амазонки о.Петра I Александрия Баку впадина – 405м мыс Горн 77°ю.ш. 168°в.д. 0°ш. 50°з.д. 68°ю.ш. 92°з.д. 32°с.ш. 30°в.д. 40°с.ш. 50°в.д. 33°с.ш. 36°в.д. 57°ю.ш. 65°з.д. Тема.   Измерение   расстояний   на   карте   с   помощью   градусной   сетки   и масштаба  Теоретическая часть. Для расчета расстояний по карте или глобусу можно использовать следующие величины: длина дуги 1° меридиана и 1° экватора равна приблизительно 111 км.   Для   меридианов   это   верно   всегда,   а   длина   дуги   1°   по   параллелям уменьшается к полюсам (величина дуги в 1° параллели на экваторе равна 111 км, на 20° северной или южной широты – 105 км и т.д.). На полюсах она равна 0 (т. к. полюс – это точка). Поэтому необходимо знать число километров, соответствующее   длине   1°   дуги   каждой   конкретной   параллели.  Это   число написано   на   каждой   параллели   на   карте   полушарий.   Чтобы   определить расстояние   в   километрах   между   двумя   пунктами,   лежащими   на   одном меридиане,   вычисляют   расстояние   между   ними   в   градусах,   а   затем   число градусов умножают на 111 км. Для определения расстояния между двумя точками   на   экваторе   также   нужно   определить   расстояние   между   ними   в градусах, а затем умножить на 111 км. Измерение расстояний с помощью масштаба. Протяженность   географического   объекта   можно   определить   также   и   с помощью масштаба. Масштаб карты показывает, во сколько раз расстояние на карте уменьшено относительно реального расстояния на местности. Поэтому, прочертив прямую линию (если нужно узнать расстояние по прямой) между двумя точками и с помощью линейки измерив это расстояние в сантиметрах, следует   умножить   полученное   число   на   величину   масштаба.   Например,   на карте масштаба 1:100000 (в 1см 1км) расстояние равно 5см, т. е. на местности это расстояние составляет 1×5=5 (км). Измерять расстояние по карте можно и с   помощью   циркуля­измерителя.   В   этом   случае   удобно   пользоваться линейным масштабом. Измерение   по   карте   длины   кривой   линии   (например,   длины   реки).   Для измерения   можно   использовать  циркуль­измеритель   курвиметр    или тонкую влажную нитку.  Предположим,  измерение   проводится  по   карте масштаба 1:5000000 (в 1см 50км). Циркулю­измерителю придают маленький раствор (2–3мм), для того чтобы была возможность измерить мелкие изгибы реки,   и   шагают   им   вдоль   реки,   считая   шаги.   Затем,   умножив   величину раствора циркуля (например, 3мм) на количество шагов (предположим, 49), находят общую длину реки на карте: 3мм×49=147мм=14,7см. Таким образом, длина реки будет равна 50км×14,7=735км. Можно измерить длину реки  курвиметром  –  специальным прибором для измерения длин кривых линий на картах и планах. Колесико курвиметра прокатывают по кривой линии (реки, дороги и т. п.), а счетчик курвиметра считает обороты, указывая искомую длину линии. Можно   измерить   длину   кривой   влажной   тонкой   ниткой.   Ее выкладывают по всем извилинам реки. Затем, выпрямив нитку без сильного натяжения,   измеряют   ее   длину   в   сантиметрах,   а   по   масштабу   определяют длину реки в действительности. Если производится измерение длины реки по мелкомасштабной карте, то полученный результат оказывается меньше реальной длины этой реки. Это связано   с   тем,   что   на   мелкомасштабных   картах   невозможно   показать   все мелкие   изгибы   ее   русла.   Топографические   же   карты   дают   больше возможности отразить все изгибы русла, к тому же искажения на них очень малы. Поэтому наиболее точные результаты измерения можно получить по топографическим картам. Практическая часть Задача   1.   Определить   протяженность   острова   Новая   Гвинея   по   140°в.д. двумя способами: с помощью градусной сетки и с помощью масштаба. Решение: Способ 1. Остров Новая Гвинея расположен между параллелями 2°ю.ш. и 8°ю.ш. Длина дуги в 1° на меридиане составляет 111 км. 111км × (8°­2°)=111×6=666км Способ 2.  При   помощи   линейки   определяем   протяженность   острова   по   140°в.д.   Это составляет 0,75см. Масштаб карты 1:90000000, т.е. в 1см 900км 900км ×0,75см=675км. Задача 2. Определить протяженность Африки по экватору. Решение: Африка расположена между меридианами 9°в.д. и 43°в.д. Длина дуги 1° по параллели 0° составляет 111, 3км 111,3км×(43°­9°)=111,3×34=3784,2км Задача   3.  Определить   в   градусах   и   километрах     протяженность   Южной Америки по параллели 20°ю.ш. Тема: Решение задач на определение азимута по карте Теоретическая часть Азимут – это угол (направление движения)  в градусах между северным  концом меридиана по ходу часовой стрелки и заданной линией. Азимуты  ◦ измеряются от 0  до 360 . ◦ Для определения расстояния от одной точки до другой, необходимо  выполнить следующие действия.  Берем линейку и измеряем расстояние по  прямой от  А до Б – 10 см (рис.1). По именованному масштабу нам известно,  что в 1 см на карте 100 м в действительности. Значит, чтобы найти расстояние надо 100 м * на 10 см. = 1000 м или 1 км. Для определения по карте азимута, по которому надо идти от точки Б до  точки высоты 32 м (рис.1).  Необходимо  запомнить, что  транспортир надо  прикладывать не горизонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А  центр – это точка, от которой мы находим азимут. Далее определяем азимут  по образцу на рис. 1.  Ответ: азимут от точки Б до точки 32 равен 42 градуса. Для определения обратного азимута, по которому надо идти от точки 32 м до  точки Б (рис.1), то есть 360° – 42° = 318° . Рис.1   Практическая часть Задание 1. Определить  по карте азимут, по которому надо идти от точки Б  до точки высоты 27 м (рис.2). Ответ:Здесь надо помнить, что определяют по кругу по часовой стрелке от  севера. Это значит, что 180 градусов уже есть. Плюс еще 100 градусов. Итого  – 280° Задание 2. Определить по карте азимут, по которому надо идти  от точки А  до точки Б (рис.2) Задание 3. Определить по карте азимут, по которому надо идти от точки А до точки 32.0 (рис.2).  Задача 5. Определите по фрагменту карты азимут от родника на дом лесника (рис.3) Рис.2 Рис.3 Тема. Определение абсолютной и относительной высоты местности  Теоретическая часть Высота местности, отчислена от уровня моря. За начало отсчета высот на Земле принят уровень Балтийского моря. Высоту местности, определенную от   уровня   Балтийского   моря,   называют  абсолютной   высотой.   Абсолютная высота точек, расположенных выше уровня моря, ­ положительная, а ниже ­ отрицательная.   Так,   выше     расположены   горы   суши,   ниже   ­   отдельные низменности. Например, абсолютная положительная высота самых высоких гор   мира   Гималаев   равна   8848   м   над   уровнем   моря,   а   абсолютная отрицательная высота составляет ­395 м. Это уровень Мертвого моря. С давних времен для выяснения вопроса, выше или  ниже расположен объект, использовали прибор ­ уровень. Более ста лет назад люди соединили уровень с трубой и получили  новый геодезический инструмент ­ нивелир. Это слово французского   происхождения,   в   переводе   означает   «выравнивать».   Чтобы определить абсолютную высоту какой­ либо точки, не обязательно каждый раз ехать к Балтийскому морю. На отдельных сооружениях при нивелировании устанавливают специальные знаки. Высоту данной местности. Вне населенных пунктов   по   линиям   нивелирования   примерно   через   5­8   км   закладывают грунтовые реперы. Кроме абсолютной высоты местности, большое практическое значение имеет относительная высота. Эта высота показывает, на сколько одна точка земной поверхности   выше   другой   по   вертикали.   Другими   словами,   относительная высота   равна   разности   абсолютных   высот   этих   точек,   например,   между высотой горной вершины и уровнем дна ближайшей долины. Для   определения   абсолютной   высоты   любой   точки   на   карте необязательно   всю   карту   заполнять   отметками   высот,   а   можно   показать   с помощью  горизонталей  –  линий   на   карте,   соединяющих   точки   с одинаковой высотой над уровнем моря (т.е. с одинаковой абсолютной высотой). При помощи горизонталей на плане местности определить формы рельефа,  такие как холм или впадина. Чем  ближе горизонтали друг к другу, тем склон  круче и наоборот. Бергштрихи – черточки у горизонталей, показывающие направление вниз по склону. Если черточки наружу – это холм; если во внутрь – это впадина. Умение определять относительную высоту местности нужно человеку в его хозяйственной деятельности, в частности при строительстве дорог, высотных сооружений, прокладке тоннелей, мостов через реки и т.д. Практическая часть Задание 1. Определите, какие формы рельефа (А и Б) изображены на рисунке 1. Выберите правильный ответ. А) А и Б – холмы; Б) А – впадина, Б – два холма; В) А и Б – впадины. Задание 2. Даны три описания неровностей земной поверхности. Определите, к какому изображению (рис. 2) подходит каждое из них. 1) Холм высотой 20 м вытянут с запада на восток. Он имеет пологий западный склон, все остальные его склоны крутые. 2) Холм имеет две вершины. Западный склон крутой. 3) Котловина вытянута с севера на юг. Она имеет крутой восточный склон. Ответ: 1­Б; 2­В; 3­А. Задание 3. Выполните задание по плану местности. 1. топографической карте (рис.3)?   Через   какое   количество   метров   проведены   горизонтали   на А) через 5 м; Б) через 10 м; В) через 2 м. 2) Назовите величину горизонтали, с самым высоким значением абсолютной высоты на данной топографической карте, указав единицу измерения (м). Ответ: ____________(200 м). 3) Представьте, что Вы прошли от реки Нара до сарая у деревни Елагино по тропе. В какую сторону легче идти – от реки или обратно? А) легче идти к реке от деревни; Б) легче идти до деревни Елагино. 4) На какой высоте находится сарай. А) 195 м; Б) 190 м; В) 200 м. 5)   Самое   низкое   место   на   этой   топографической   карте   (указать   единицы измерения высоты, м): Ответ: ________________ (155,2 м). Задание   4.  Определите,   на   какую   высоту   поднимались   альпинисты,   когда совершали восхождение на Эверест. Чтобы ответить на этот вопрос, найдите на карте точку с координатами:280 с.ш. и 8700 в.д. Задание 5. Начертите холм, абсолютная высота которого 23м, относительная  18м, северный склон пологий, южный крутой, сечение горизонтали 5м.

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)

Решение географических задач на тему "Способы изображения Земли и градусная сетка" (6 класс,география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018