Учебная задача - это цель познавательной деятельности; она
всегда содержит вопрос (определяющая часть задачи), условия вы-
полнения, порядок выполнения (план решения или алгоритм) и ре-
зультат решения - ответ. Метод решения грамматико - орфографичес-
ких задач применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы
задач и порядок их решения различны. Рассмотрим составные
элементы задачи и ее решение на примере.
РЕШЕНИЕ ГРАММАТИКО ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ
Учебная задача это цель познавательной деятельности; она
всегда содержит вопрос (определяющая часть задачи), условия вы
полнения, порядок выполнения (план решения или алгоритм) и ре
зультат решения ответ. Метод решения грамматико орфографичес
ких задач применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы
задач и порядок их решения различны. Рассмотрим составные
элементы задачи и ее решение на примере.
Вопрос, то есть осознание цели того, что должно быть получе
но. Для проверки слова "в.сы" [в'исы] задача это выяснение, ка
кую букву надо написать после "в" для обозначения гласного звука.
Условия: отсутствие ударения (безударный гласный в корне
слова). Важно подчеркнуть положение безударного гласного звука
он стоит в корне слова : "вес".
Порядок выполнения (алгоритм) : выделение безударного глас
ного определение его места в морфеме (в данном случае в кор
не) подбор проверочного слова с проверяемым гласным. В данном
примере проверочное слово "вес".
Вывод: проверка подтвердила, что в корне слова "в.сы" следу
ет писать букву "е": "весы".
Львов М.Р., Разумовская М. указывают, что: "Решая орфографи
ческую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
вопервых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, текс
те;
вовторых, определить ее вид: проверяемая или нет; если да,
то к какой грамматико орфографической теме относится; вспомнить
правило;
втретьих, определить способ решения задачи в зависимости от
типа орфограммы, от соответствующего правила;
вчетвертых, определить "шаги", ступени решения и их после
довательность, то есть составить (обычно восстановить в памяти)
алгоритм решения задачи;
впятых, решить задачу, то есть выполнить последовательные
действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошиб
ки ни на одной из ступеней; получить результат вывод о правиль
ности написания;
вшестых, написать слово в соответствии с решением задачи и
осуществить самопроверку."
Такова в общих чертах структура действий учащегося, проверя
ющего орфограмму с помощью правил методом решения задачи. Дейс
твия очень сложны для 89 летнего ребенка. Как правило, несоблю
дение указанного порядка приводит к ошибкам.
Несколько иной порядок действий описан Алгазиной Н.Н.:
"1) ученик должен обнаружить орфограмму (опознавательный
этап анализа);
2) установить, какое орфографическое правило необходимо
применить в данном случае (выборочный этап анализа);
3) решить вопрос о конкретном написании, выделив существен
ные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографи
ческого правила (заключительный этап анализа)"[2,с.34].
Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности
учащихся все более проникают в школьную практику. В помощь уча
щимся создаются памятки, указания в виде плакатаинструкции, где
даны 34 рекомендации в нужной последовательности