РЕШЕНИЕ ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная задача - это цель познавательной деятельности; она всегда содержит вопрос (определяющая часть задачи), условия вы- полнения, порядок выполнения (план решения или алгоритм) и ре- зультат решения - ответ. Метод решения грамматико - орфографичес- ких задач применяется ко всем проверяемым орфограммам, но типы задач и порядок их решения различны. Рассмотрим составные элементы задачи и ее решение на примере.
Иконка файла материала РЕШЕНИЕ ГРАММАТИКО ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.doc
РЕШЕНИЕ ГРАММАТИКО  ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ          НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ      Учебная задача ­ это цель познавательной  деятельности;  она всегда  содержит вопрос (определяющая часть задачи),  условия вы­ полнения,  порядок выполнения (план решения или алгоритм)  и  ре­ зультат решения ­ ответ. Метод решения грамматико ­ орфографичес­ ких задач применяется ко всем проверяемым орфограммам,  но  типы задач  и  порядок  их решения различны.  Рассмотрим  составные элементы  задачи  и  ее решение на примере.      Вопрос, то есть осознание цели того, что должно быть получе­ но. Для проверки слова "в.сы" [в'исы] задача ­ это выяснение, ка­ кую букву надо написать после "в" для обозначения гласного звука.      Условия: отсутствие  ударения  (безударный  гласный  в корне слова).  Важно подчеркнуть положение безударного гласного звука ­ он стоит в корне слова : "вес­".      Порядок выполнения (алгоритм) :  выделение безударного глас­ ного  ­ определение его места в морфеме (в данном случае ­ в кор­ не) ­ подбор проверочного слова с проверяемым гласным.  В  данном примере проверочное слово ­ "вес".      Вывод: проверка подтвердила, что в корне слова "в.сы" следу­ ет писать букву "е": "весы".      Львов М.Р., Разумовская М. указывают, что: "Решая орфографи­ ческую задачу, школьник должен совершить следующие действия:      во­первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, текс­ те;      во­вторых, определить ее вид:  проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико ­ орфографической теме относится; вспомнить правило;      в­третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;      в­четвертых, определить "шаги",  ступени решения и их после­ довательность,  то есть составить (обычно восстановить в  памяти) алгоритм решения задачи;      в­пятых, решить задачу,  то есть выполнить  последовательные действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошиб­ ки ни на одной из ступеней; получить результат ­ вывод о правиль­ ности написания;      в­шестых, написать слово в соответствии с решением задачи  и осуществить самопроверку."      Такова в общих чертах структура действий учащегося, проверя­ ющего  орфограмму с помощью правил методом решения задачи.  Дейс­ твия очень сложны для 8­9­ летнего ребенка. Как правило, несоблю­ дение указанного порядка приводит к ошибкам.      Несколько иной порядок действий описан Алгазиной Н.Н.:      "1) ученик  должен  обнаружить  орфограмму  (опознавательный этап анализа);       2) установить,  какое  орфографическое  правило  необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа);       3) решить вопрос о конкретном написании, выделив существен­ ные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографи­ ческого правила (заключительный этап анализа)"[2,с.34].      Идеи моделирования и алгоритмизации умственной  деятельности учащихся  все более проникают в школьную практику.  В помощь уча­ щимся создаются памятки,  указания в виде плаката­инструкции, где даны 3­4 рекомендации в нужной последовательности