Одним из способов решения задач является решение от обратного. Это не так просто сделать, если мы в точности не знаем решения задачи. Желая достигнуть точки Р, можно двигаться от этой точки в обратном направлении, но если вы не уверены, где находится точка Р, тогда это не так-то легко.
Однако существует способ решения от обратного — это веер концепций. Суть подхода подробно описывается в книге «Серьезное творчество» («Serious Creativity»), но я возвращаюсь к нему также и здесь, потому что он имеет прямое отношение к водной логике.
РЕШЕНИЕ ОТ ОБРАТНОГО И ВЕЕР КОНЦЕПЦИЙ
Одним из способов решения задач является решение от обратного. Это не
так просто сделать, если мы в точности не знаем решения задачи. Желая
достигнуть точки Р, можно двигаться от этой точки в обратном направлении,
но если вы не уверены, где находится точка Р, тогда это не так-то легко.
Однако существует способ решения от обратного — это веер концепций.
Суть подхода подробно описывается в книге «Серьезное творчество» («Serious
Creativity»), но я возвращаюсь к нему также и здесь, потому что он имеет
прямое отношение к водной логике.
Предположим, цель нашего мыслительного процесса состоит в том, чтобы
решить проблему, определяемую как «транспортные заторы в городах». От
этой цели можно начать наше мыслительное движение в обратную сторону.
Какие концепции общего свойства могли бы помочь нам решить означенную
проблему? Можно было бы снизить транспортную нагрузку в городах. Можно
было бы улучшить пропускную способность дорожной сети. Можно было бы
увеличить площадь дорожного покрытия. Все это концепции общего
характера — их может быть гораздо больше.
Как нам наполнить содержанием эти общие концепции? Это полностью
соответствует тому, как точка стока на потокограмме получает информацию
от элементов, перетекающих в нее. Как можно было бы снизить транспортную
нагрузку? Например, путем эксплуатации автомобилей, способных перевозить
большее количество пассажиров. Или путем введения ограничений на въезд в
черту города. Опять-таки могут быть и другие концепции, наполняющие
содержанием общую концепцию снижения транспортной нагрузки. То же
можно проделать и в отношении других общих концепций.
Следующим шагом будет наполнение означенных — более мелких —
концепций содержанием. На практике это значит перевести концепции в
практическую плоскость действий. Например, как нам привлечь в города
более вместительные автомобили? Путем развития парка общественного
транспорта, поощрения практики, когда люди совместно используют свои
автомобили, предоставления привилегированных полос автомобилям с
несколькими пассажирами, введения ограничений на парковку в центре
города.
Проделаем то же самое для каждой концепции. Как можно ограничить
приток автомобилей в город? Путем введения специальной платы за въезд до
десяти часов утра (как в Сингапуре), сведения к минимуму мест для парковки
в центре и жестких мер наказания в отношении нарушителей правил
парковки, публикации данных об уровне загрязнения атмосферы в городах и
данных об объемах автомобильного движения.
Процесс схематически изображен на рис. 63. Слева мы получаем некоторое
количество практических идей, наполняющих концепции, которые, в своюочередь, наполняют содержанием концепции более общего свойства — и все
это в итоге помогает решить задачу.
Интересно отметить, что поиск осуществляется в обратном направлении —
от цели (двигаясь справа налево), но сам процесс достижения цели
осуществляется слева направо, как положено.
Данный процесс может быть очень плодотворным, особенно если у вас
хорошо получается придумывать дельные концепции. В любом случае
практика не помешает. Веер концепций — это не анализ ситуации, а
потокограмма сложной структуры.
Вы можете прийти к предконцепции или найти решение, которое, однако,
практически неосуществимо. Например, можно предложить ограничивать
въезд в города путем «нанесения физического ущерба автомобилям». Можно
ли найти способ осуществить это так, чтобы это было одновременно
эффективно и приемлемо? Скорее всего, нет.