Тренировочные материалы по решению задач по генетике повышенного уровня позволяют учащемуся подготовиться к успешной сдачи ЕГЭ по биологии. В тренировочном материале предлагается алгоритм решения простейших классических задач по генетике. Задачи по генетике на дигибридное скрещивание, сцепленное с полом, множественное действие гена, промежуточное наследование, анализ родословной.Тренировочные материалы по решению задач по генетике повышенного уровня для учащихся по подготовке к успешной сдачи ЕГЭ по биологии.
Чимитова СН задачи Генетика.docx
Тема «Практикум по решению генетических задач»
Проверочная работа для учащихся.
Алгоритм решения простейших генетических задач
Последовательность действий при решении генетических задач:
1. Краткая запись условий, введение буквенных обозначений генов. Определение типа
наследования (доминантность, рецессивность).
2. Запись фенотипов и схемы скрещивания.
3. Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов
под фенотипами.
4. Определение гамет, выяснение их числа и находящихся в них генов на основе
установленных генотипов.
5. Составление решетки Пеннета.
6. Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
7. Краткая запись ответа.
Решите задачи по генетике
1. Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый
левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).
Решение:
1) Так как у их ребенка проявились рецессивные гены по обоим признакам, он получил от
каждого родителя по одному из них, т. е. мама была гетерозиготной по двум признакам, ее
генотип: АаВв.
2. Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая
окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого
поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.
Ответ:
1) Доминантная окраска кроликов темная, шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не
произошло расщепления признаков).
2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;
3) генотипы потомства первого поколения: AаBb. 4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.
3. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца роди
лись 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей,
если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с Ххромосомой.
Ответ:
1) Генотипы родителей
2) генотипы потомства — ХH Хh и ХHУ;
3) дочери — носительницы гена гемофилии, а сыновья — здоровы.
ХH и
ХhУ;
ХH♀
♂
4. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген,
определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является
рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III
(гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите
возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения
задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови.
Решение:
II гр III гр
Р
ВВ
♀
АО х
♂
Типы гамет А, О В
F1 АВ,
ВО
IV гр, IIIгр
Ответ:
1) родители имеют группы крови: II группа — IAi0 (гаметы IA, i0), III группа — IВIВ (гаме
ты IВ);
2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0);
3) вероятность наследования II группы крови — 0%.
5. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным
признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью.
Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с коротко
ухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и феноти
пы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.
♀
♂
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах.
Решение:
1) ААВв х Аавв
Гаметы АВ, Ав, Ав, ав
2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные
ААвв – длинноухие, белые
АаВв – короткоухие, чёрные
Аавв – короткоухие, белые
3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо
короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть. 6. Болезнь наследуется по аутосомнорецессивному типу. Пробанд болен, и его
родословная имеет следующий вид:
Жена пробанда здорова и не содержит в своем генотипе патологических аллелей. Чему
равна вероятность рождения у пробанда здорового ребенка?
Решение:
Генная запись скрещивания:
Здоровая Больной
Р
♀
АА х
♂
аа
Типы гамет А а
F1 Аа
Здоровые
Вероятность рождения здорового ребенка (генотип Аа):
Р = 1/1 = 1 (100%)
Ответ: Вероятность рождения у пробанда здорового ребенка равна 1 (100%).
Решение задач по генетике повышенного уровня
Решение задач по генетике повышенного уровня
Решение задач по генетике повышенного уровня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.