Решение задач "Тема 100: Спектры и спектральный анализ" 11 класс

  • Рабочие листы
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Лист разработан к программе Мякишева и Буховцева для учащихся с 5 часовым обучением по физике (можно сокращая задания «вписать» в 4 часа). Номера тем указаны в соответствии с рабочей программой. Учащимся необходимо решить задачи или тесты в специально отведённом месте, заполнить пропуски при работе с текстом учебника или просмотре презентации… Материал полностью готов к распечатке и рассчитан на средний класс. Тематические листы при желании можно дополнять специализированными задачами, самостоятельными работами, которые имеются в моих рабочих материалах на сайте «ЗНАНИО» или сокращать предложенные задания.
Иконка файла материала 48.docx
Спектры и спектральный анализ (Т 100 ) Спектральный анализ – метод определения химического состава вещества по его спектру (очень чувствит метод ,  обнаружение вещества масса которого не превышает 10­10г) какие химические элементы входят в состав а вещества К а ч е с т в е н н ы й К о л и ч е с т в е н н ы й по интенсивности линий определяется количество данного  элемента в веществе П р и м е н е н и е с п е к т р а л ь н о г о а н а л и з а Виды спектрального анализа 1.контроль состава вещества в металлургии и машиностроении 2.определение химического состава руд и минералов 3.состав сложных смесей по молекулярному спектру 4.СОСТАВ ЗВЁЗД И ГАЛАКТИК                                                                                             Спектральный анализ.                   Линейчатые спектры играют особо важную роль, потому что их структура прямо связана со строением атома. Ведь эти спектры создаются атомами, не испытывающими внешних воздействий. Поэтому, знакомясь с линейчатыми спектрами, мы тем   самым   делаем   первый   шаг   к   изучению   строения   атомов.   Наблюдая   эти   спектры,   ученые   получили   возможность "заглянуть" внутрь атома. Здесь оптика вплотную соприкасается с атомной физикой.                Главное свойство линейчатых спектров состоит в том, что длины волн (или частоты) линейчатого спектра какого­ либо вещества зависят только от свойств атомов этого вещества, но совершенно не зависят от способа возбуждения свечения атомов. Атомы любого химического элемента дают спектр, не похожий на спектры всех других элементов: они способны излучать строго­определенный набор длин волн.                На этом основан спектральный анализ ­ метод определения химического состава вещества по его спектру. Подобно отпечаткам пальцев у людей линейчатые спектры имеют неповторимую индивидуальность. Неповторимость узоров на коже пальца   помогает   часто   найти   преступника.   Точно   так   же   благодаря   индивидуальности   спектров   имеется   возможность определить   химический   состав   тела.   С   помощью   спектрального   анализа   можно   обнаружить   данный   элемент   в   составе сложного вещества если даже его масса не превышает 10­10. Это очень чувствительный метод.                     Количественный анализ состава вещества по его спектру затруднен, так как яркость спектральных линий зависит не только  от массы вещества, но и от  способа возбуждения свечения. Так, при низких температурах многие спектральные линии  вообще  не  появляются.  Однако  при  соблюдении   стандартных  условий  возбуждения   свечения  можно   проводить  и количественный спектральный анализ. В настоящее время определены спектры всех атомов и составлены таблицы спектров. С помощью спектрального анализа были открыты многие новые элементы: рубидий, цезий и др. Элементам часто давали названия в соответствии с цветом наиболее интенсивных линий спектра. Рубидий дает темно­красные, рубиновые линии. Слово цезий означает «небесно­ голубой». Это цвет основных линий спектра цезия.                Именно с помощью спектрального анализа узнали химический состав Солнца и звезд. Другие методы анализа здесь вообще невозможны. Оказалось, что звезды состоят из тех же самых химических элементов, которые имеются и на Земле. Любопытно, что гелий первоначально открыли на Солнце и лишь затем нашли в атмосфере Земли. Название этого элемента напоминает об истории его открытия: слово гелий означает в переводе «солнечный».                Благодаря сравнительной простоте и универсальности спектральный анализ является основным методом контроля состава   вещества   в   металлургии,   машиностроении,   атомной   индустрии.   С   помощью   спектрального   анализа   определяют химический состав руд и минералов.                 Состав сложных, главным образом органических, смесей анализируется по их молекулярным спектрам.                Спектральный анализ можно производить не только по спектрам испускания, но и по спектрам поглощения. Именно линии поглощения в спектре Солнца и звезд позволяют исследовать химический состав этих небесных тел. Ярко светящаяся поверхность   Солнца   ­   фотосфера   ­   дает   непрерывный   спектр.   Солнечная   атмосфера   поглощает   избирательно   свет   от фотосферы, что приводит к появлению линий поглощения на фоне непрерывного спектра фотосферы.               Но и сама атмосфера Солнца излучает свет. Во время солнечных затмений, когда солнечный диск закрыт Луной, происходит обращение линий спектра. На месте линий поглощения в солнечном спектре вспыхивают линии излучения.               В астрофизике под спектральным анализом понимают не только определение химического состава звезд, газовых облаков   и   т.   д.,   но   и   нахождение   по   спектрам   многих   других   физических   характеристик   этих   объектов:   температуры, давления, скорости движения, магнитной индукции. ВОПРОСЫ 1.Какова роль линейчатого спектра? Почему? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 2.Почему, знакомясь с линейчатым спектром, мы делаем шаг к изучению строения атомов? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________3.В чём состоит главное свойство линейчатых спектров? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 4.Что такое спектральный анализ? На чём он основан? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 5.В чём состоит трудность количественного спектрального анализа? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 6.Какие элементы были открыты, благодаря спектральному анализу? ___________________________________________________________________________________________________________ 7.Как узнали химический состав Солнца и звёзд? ___________________________________________________________________________________________________________ 8.Что понимают под спектральным анализом в астрофизике? ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ 9.Перечислите применения спектрального анализа. ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ Прочитайте статью и напишите вопрос, возникший у вас после прочтения. Обменяйтесь вопросом с товарищем. Попробуйте  найти ответ в тексте статьи.