Данный материал представлен в формате Word и разработан в помощь учителю при проведении урока в курсе физики 11 класса по соответствующей теме. Лист разработан к программе Мякишева и Буховцева для учащихся с 5 часовым обучением по физике (можно сокращая задания «вписать» в 4 часа). Номера тем указаны в соответствии с рабочей программой. Учащимся необходимо решить задачи или тесты в специально отведённом месте, заполнить пропуски при работе с текстом учебника или просмотре презентации… Материал полностью готов к распечатке и рассчитан на средний класс. Тематические листы при желании можно дополнять специализированными задачами, самостоятельными работами, которые имеются в моих рабочих материалах на сайте «ЗНАНИО» или сокращать предложенные задания.
Волны в среде. Звуковые волны (Т 50)
Проведи и объясни
ОПЫТ №1: крепкая верёвка длиной около 60 см, металлическая ложка
Привязать ложку в середине верёвки. Концы верёвки привязать к указательным пальцам. Заткнуть уши. Наклонитесь вперёд,
чтобы ложка свободно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий звон. Почему?
ИНТЕРЕСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ОПЫТ № 2: два сосуда, один из которых с водой.
Переливайте воду из одного сосуда в другой. Вы слышите при этом звук. Почему?
ОПЫТ № 3: молоток и наковальня (железный предмет, гвоздь, любой другой предмет)
Ударьте молотком по наковальне. Вы слышите звук. Почему?
А 8 (вар 1): От чего зависит громкость звука?
1) частоты колебаний 2) амплитуды колебаний
3) частоты и амплитуды колебаний 4) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды
А 8 (вар 2): Чем определяется высота звука?
1) частоты колебаний 2) амплитуды колебаний
3) частоты и амплитуды колебаний 4) не зависит ни от частоты, ни от амплитуды
А 15 вар 2: Мы можем услышать звуковой сигнал от источника, скрытого за препятствием. Этот факт можно объяснить,
рассматривая звук как:
1) механическую волну
2) поток частиц, вылетающих из источника звука
3) поток молекул, составляющих воздух и движущихся от источника звука к поступательно
4) вихревой поток воздуха, идущий из источника звучания
А 17 вар 2: Какие изменения отмечает человек в звуке при увеличении частоты колебаний в звуковой волне?
1) повышение высоты тона 3) увеличение громкости
2) понижение высоты тона 4) уменьшение громкости
1. Почему при выстреле из ружья слышен звук?
___________________________________________________________________________________________________________
2. Если по краю стакана, в котором наполовину налита вода, провести смычком, то на воде появятся волны. Почему?
___________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?
___________________________________________________________________________________________________________
4. Как изменится высота тона струны при повышении температуры?
___________________________________________________________________________________________________________
5. Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону
металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном от давления воздуха в нём?
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
6. Может ли возникнуть эхо в степи?
___________________________________________________________________________________________________________
7. В зале, заполненном публикой, музыка звучит менее громко, чем в пустом?
___________________________________________________________________________________________________________
8. Для борьбы с уличным шумом в стенах высотных зданий монтируют пористый материал. Почему это препятствует
проникновению звука в здание?
___________________________________________________________________________________________________________
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского 25
см. Найдите частоту колебаний этих голосов.
2. Найдите диапазон длин волн человеческого голоса (тенор), высота тона которого соответствует диапазону частоты 130
500 Гц
3. Каковы длины волн инфразвука, имеющего частоту 10 Гц, если скорость звука в морской воде равна 1550 м/с?
4. Струна арфы совершает колебания с частотой 40 Гц. Определите длину звуковой волны в воздухе.
5. Какова частота колебаний камертона, если длина звуковой волны 50 см, а скорость распространения волн 340 м/с?
6. Расчитайте длину самой короткой волны , которую слышат ворона и пингвин.(Скорость звука в воздухе примите за 330 м/с