С.В.Каменев
г.Ульяновск
Ресоциализация молодого поколения в условиях
военно-патриотического клуба
Проблема социализации молодежи в изменяющихся условиях современной России приобретает особую остроту в связи с чрезвычайной пестротой институциональных влияний, а также нарастающей динамикой виртуализации межличностных отношений, приводящей к перестройке ценностно-смысловой сферы личности и маргинализации. В этой ситуации традиционные в России ценности либо остаются за рамками социализации, либо тесно переплетаются с ценностями общества потребления (и, порой криминального сообщества), либо, как определяет известный Санкт-Петербургский психолог В.Е. Семенов, у молодых людей формируется противоречивый, неопределенный конгломерат осознанных и неосознанных ценностей, норм, установок, соответствующих «мозаично-эклектическому псевдоменталитету»
Сегодня психологи, педагоги, культурологи и другие специалисты сталкиваются с необходимостью включиться в процесс овладения молодежью нормами общества относительно поздно по ряду объективных причин, в том числе и по причине безопасности. Поэтому проблема ресоциализации или «социально направляемой» социализации личности приобретает особую остроту, поскольку в ней специалисты видят возможность коррекции ценностно-нормативной системы личности в сторону просоциальности. ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде [2, с.692].
Согласно результатам наших исследований, как у юношей, так и у девушек с асоциальным поведением наблюдается общий сниженный уровень социального интеллекта (операционально-технический компонент) наряду с личностно-характерологическими и мотивационными особенностями (личностно-мотивационный компонент), способствующими появлению дезадаптации. В связи с этим представляется целесообразной разработка различных психокоррекционных и психотерапевтических программ, специфичных для данной юношеской группы. Прежде всего, необходимо уделять равное внимание как коррекции личностно-характерологических особенностей, так и получению знаний о нормах социального взаимодействия наряду с развитием навыков их применения. Причем формат подобных занятий может варьировать в широком диапазоне: от традиционно психологических тренинговых групп до организации и проведения каких-либо массовых мероприятий социально полезного и одобряемого характера, профилактических летних лагерей и других методов для привития навыков конструктивного взаимодействия в «естественных условиях».
Необходимо также учитывать возрастной аспект: способности к вербализации и рефлексии, личностно ориентированная психокоррекционная работа должна вестись в более долгосрочном режиме. Тренинги развития социальных навыков могут проводиться в случае необходимости с различной периодичностью. Иначе говоря, «нормативная» ресоциализация юношей и девушек возможна лишь в специально созданных условиях совместной деятельности. Одним из вариантов «управляемой» ресоциализации является организованное включение с асоциальным поведением юношей и девушек в работу общественных объединений. Необходимо особо упомянуть целесообразность, соответствие возрастным, и в определенном смысле личностным характеристикам подобного включения.
Для создания условий ресоциализации юношей и девушек с отклоняющимся поведением нами образовано общественное объединение, как фактор воспитания патриотического образа мыслей /метод включения юношей и девушек в деятельность общественного объединения/. Военно-патриотический клуб «Победа» существует уже более восьми лет на базе профессионально-педагогического колледжа г. Ульяновска и является автором и организатором многих социально-значимых проектов.
Согласно социологическим опросам, многие сейчас считают себя патриотами, но мало кто из них знает почему. Анализируя свой двадцатилетний опыт реализации социальных проектов с молодёжью, приходишь к выводу, что единицы становятся Патриотами, осознавая значимость этого слова. Стоит здесь отметить, что в их числе не редко юноши и девушки из «группы риска», а более того они в дальнейшем становятся позитивными лидерами /вожди племён, капитанами команд, инструкторами, судьями, руководителями делегаций/. Причём, контингент участников проектов имеет широкий диапазон правонарушений. И это говорит о многом, что их правонарушения в большей степени - это лишь сиюминутное негативное проявление, а значит у нас /взрослых, инструкторов, вождей племён, капитанов команд, позитивная группа/ ещё есть возможность этому противостоять.
Программа клуба рассчитана на «нормативную» самореализацию, развитие потенциала как физического, так и интеллектуального и, конечно же, формирование новых норм, представлений, установок взамен ранее приобретенным асоциальным. Программа клуба включает среди прочего десятидневные экспедиции, являющиеся, своего рода, погружением в ситуацию «направляемой» социализации и, как большинство методов социально-психологического обучения, они, как ни что другое способствуют повышению уровня социального интеллекта. В течение 24 часов в сутки, руководитель экспедиции совместно с педагогами являясь координаторами этого процесса, формируют и корректируют программу под конкретные цели и задачи.
Остановимся на рациональных приемах коррекции психического состояния молодых людей с асоциальным поведением, которые применяются в клубе «Победа».
Прежде всего, отметим необходимость целенаправленной работы по снятию негативных состояний юношей и девушек, создания атмосферы доверия и социального успеха. Для этого необходимо создать педагогические ситуации, в которых тревожные могли бы действовать уверенно, без напряжения, страха (выполнение испытаний в облегченных условиях); при неуверенности молодёжи, иметь несколько вариантов выполнения задания преодоления неуверенности путем самоприказа; извлечение максимальной пользы из неудачи; предоставление возможности тревожным проявить себя в облегченной ситуации и т.п. Немаловажным обстоятельством является и поощрение (подкрепление) тревожных юношей и девушек за трудолюбие, преодоление неуверенности, за удачно выполненное задание, самостоятельность. Не менее значимой является и целенаправленная работа в отношении снижения, а также «конструктивного переноса» агрессивных тенденций. С этой целью нами создаются ситуации, где предоставляются лицам с повышенной личностной агрессией ведущие роли при выполнении испытаний (спасение утопающего, вождение авто), а также таких испытаний, при которых у агрессивных юношей и девушек также могут быть неудачи (интеллектуальный лабиринт; скалодром); необходимо извлекать максимальную пользу из неудачного выполнения упражнения агрессивными для стимуляции рефлексии. Принципы, принимаемые в качестве регламентирующих деятельность клуба установок помогают в реализации основных целей и задач ресоциализации. Например, испытания проводить между командами, а не между членами клуба; каждый участник команды ответственен за какое-то испытание; справедливо решать конфликтные ситуации; поддерживать инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при преодолении препятствий; временно отстранять агрессивных от занятий, но с обязательным их присутствием; предоставлять молодым людям возможность стать автором и организатором «Мастер-класса»; проводить групповые беседы, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности юношей и девушек, умышленно умалчивая об отрицательных и др.
Хотелось бы выделить некоторые, наиболее эффективные моменты, позитивно влияющие на личность молодых людей: экстремальная игра «Стань Героем!», военно-патриотическая игра «Победа», лобное место у костра, специально подобранные комплексы физических упражнений и музыкальных композиций.
Показателем
результативности данной формы организации ресоциализации в рамках объединения
является и то, что за восемь
лет существования клуба его контингент сохранился на 80%, и выпускники учебного
заведения являются уже координаторами и организаторами соответствующих
мероприятий наравне с педагогами и психологом, а показатели отклоняющегося
поведения снижаются на порядок.
Список источников
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: 1995. Медиум. С. 323
2. Гидденс Э. Социология: пер. с англ. М.: 1999. Эдиториал УРСС. С. 703
3. Луков В. А. Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М.: 2012. Канон + РООИ «Реабилитация». С. 528
4. Смелзер, Н. Социология : пер. с англ. / науч. ред. издания на рус. яз. В. А. Ядов. М.: 1994. Феникс. С. 688
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.