РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

Оценка 4.8
Контроль знаний +3
doc
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
01.12.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения в Университете «Синергия», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014г. №475.
РПД Экология СПО.doc
Негосударственное образовательное  частное учреждение высшего образования  «Московский финансово­промышленный университет «Синергия» Кафедра Высшей математики и естественнонаучных дисциплин УТВЕРЖДАЮ Первый проректор, кандидат экономических наук ___________________   А.И. Васильев «___»________________2015 г. (в редакции № 1 от 31.08.2016 г.; в редакции № 2 от 31.08.2017г.) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис Профиль: социально­экономический Квалификация выпускника: Менеджер Форма обучения: очная Обсуждено на заседании кафедры  Высшей математики и  естественнонаучных дисциплин «31» августа 2017 г. Протокол № 1 Составитель(­и) программы: Хамидуллин Р.Я. к.т.н., доцент, зав. кафедрой [email protected] Рейтер Е.А. ст. преподаватель [email protected] Москва 2017 Содержание Содержание...........................................................................................................................2 I. Пояснительная записка.............................................................................5 II. Общая характеристика учебной дисциплины «Экология»....................6 Место учебной дисциплины в учебном плане.........................................7 Учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).................................7 В учебных планах место учебной дисциплины «Экология» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис..............8 Результаты освоения учебной дисциплины................................................8 III. Содержание учебной дисциплины..........................................................9 Введение.....................................................................................................9 Экология как научная дисциплина...........................................................9 Среда обитания человека и экологическая безопасность....................10 Концепция устойчивого развития..........................................................11 Охрана природы.......................................................................................11 IV. Тематическое планирование.................................................................14 Вид учебной работы................................................................................14 Количество..............................................................................................14 часов........................................................................................................14 Аудиторные занятия. Содержание обучения.......................................14 V. Характеристика основных видов учебной деятельности....................15 VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Экология»..........................................18 VII. Список рекомендованной литературы................................................19 Основная литература..............................................................................19 Дополнительная литература..................................................................19 I. Пояснительная записка   реализующем  Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины «Экология»   предназначена  для  изучения  в  Университете «Синергия», образовательную   программу среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   основной профессиональной   образовательной   программы   СПО   (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов   среднего  звена   по   специальности  43.02.11 Гостиничный сервис. Программа  разработана  на   основе   требований   ФГОС среднего   общего  образования,   предъявляемых  к  структуре, содержанию  и  результатам   освоения   учебной   дисциплины «Экология»,  и   в  соответствии  с  Рекомендациями  по организации   получения   среднего   общего   образования   в пределах   освоения   образовательных   программ   среднего профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федерального государственного   по специальности  43.02.11   утвержденного приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 07.05.2014г. №475..   Гостиничный   сервис, стандарта   образовательного   Содержание   программы   «Экология»   направлено  на достижение следующих  целей:  получение   фундаментальных   знаний  об  экологических системах  и  особенностях   их  функционирования  в  условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения  и развития   экологии  как  естественнонаучной  и  социальной дисциплины,  ее  роли  в  формировании  картины  мира;  о методах научного познания;  овладение   умениями   логически   мыслить,   обосновывать место   и   роль   экологических   знаний   в   практической деятельности   людей,   развитии   современных  технологий; определять   состояние   экологических   систем  в  природе  и   в условиях  городских   и   сельских   поселений;   проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;  развитие  познавательных  интересов, интеллектуальных и  творческих  способностей  обучающихся  в  процессе изучения  экологии;  путей  развития  природоохранной деятельности;  в  ходе  работы  с  различными  источниками информации;  воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,  бережного  отношения  к  природным ресурсам  и  окружающей  среде,  собственному  здоровью; уважения  обсуждении к  мнению  экологических проблем; оппонента  при   использование   приобретенных   знаний   и   умений   по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей)  по  отношению  к окружающей   среде,   здоровью   других   людей  и  собственному здоровью; соблюдению правил поведения в  природе. В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией,   решение   которых   направлено   на   рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания  человека. В   программу   включено   содержание,   направленное   на формирование   у   студентов   компетенций,   необходимых   для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования   с   получением   среднего   общего   образования программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ). II. Общая характеристика учебной дисциплины «Экология» Экология  —  научная   дисциплина,   изучающая  все  аспекты взаимоотношений   живых  организмов  и  среды,  в  которой  они обитают,  а  также  последствия   взаимодействия    систем «общество»  и  «природа»,  условия  недопущения  либо нейтрализации  этих  последствий.  Объектами   изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а  также  системы  «общество»  и  «природа»,  что  выводит экологию  за  рамки  естественнонаучной  дисциплины  и превращает ее в комплексную социальную дисциплину. нарушенного  природного    таким   образом, Экология  на  основе  изучения  законов  взаимодействия человеческого  общества  и   природы  предлагает  пути восстановления  баланса. Экология,   становится   одной   из основополагающих   научных   дисциплин     о взаимоотношениях   природы   и   общества,   а   владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий  реализации  специалиста  в  любой  будущей профессиональной  деятельности. Основу   содержания   учебной   дисциплины  «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как   научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических   проблем   в   рамках   концепции   устойчивого развития;   методы   научного   познания   в   экологии: естественнонаучные и гуманитарные  аспекты. Учебная   дисциплина   «Экология»   изучается   на   базовом уровне   ФГОС   среднего   общего   образования,   базируется   на знаниях   обучающихся,   полученных   при   изучении   биологии, химии, физики, географии в основной школе.  В   целом   учебная   дисциплина   «Экология»,   в   содержании которой   ведущим   компонентом   являются   научные   знания   и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них   эмоционально­ценностное   отношение   к   изучаемому материалу,   готовность   к   выбору   действий   определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия  и поступки. Изучение   общеобразовательной   учебной   дисциплины «Экология»  завершается  подведением   итогов   в   форме дифференцированного   зачета   в   рамках   промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего об разования с получением среднего общего образования специальности СПО 43.02.11  Гостиничный сервис. Место учебной дисциплины в учебном плане Учебная   дисциплина   «Экология»   изучается     в общеобразовательном   цикле   учебного   плана   ОПОП   СПО  по специальности  43.02.11  Гостиничный   сервис  на   базе   основного общего   образования   с   получением   среднего   общего образования (ППССЗ). В учебных планах место учебной дисциплины «Экология» —   в   составе  общеобразовательных  учебных  дисциплин  по выбору,  формируемых  из  обязательных   предметных   областей ФГОС  среднего   общего   образования,  для   специальности 43.02.11  Гостиничный сервис. Результаты освоения учебной дисциплины  Освоение содержания   учебной   дисциплины   «Экология» следующих результатов:  личностных:  устойчивый интерес к истории и достижениям в  области экологии;  готовность   к   продолжению   образования,   повышению квалификации в из­ бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические  знания;  объективное   осознание   значимости   компетенций  в области экологии для человека и общества;  умения  проанализировать  техногенные  последствия  бытовой  и  производственной для  окружающей  среды, деятельности человека;  готовность   самостоятельно   добывать   новые   для   себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники     информации;  умение управлять своей познавательной деятельностью, собственного уровня  проводить  самооценку  интеллектуального развития;  умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области   экологии;  метапредметных:  овладение  умениями  и  навыками  различных  видов познавательной  деятельности  для  изучения  разных  сторон окружающей среды;  применение   основных   методов   познания   (описания,   эксперимента)   для   изучения   различных наблюдения, проявлений   антропогенного   воздействия,   с   которыми возникает   необходимость   сталкиваться   в   профессиональной сфере;  умение   определять   цели   и   задачи   деятельности, выбирать средства их достижения на  практике;  умение   использовать   различные   источники  для получения   сведений   экологической   направленности   и оценивать   ее   достоверность   для   достижения   поставленных целей  и задач;  предметных:  сформированность   представлений   об   экологической культуре   как   условии   достижения   устойчивого (сбалансированного)   развития   общества   и   природы, экологических   связях   в   системе    «человек­общество­ природа»;  сформированность   экологического   мышления   и способности   учитывать   и   оценивать   экологические последствия в разных сферах    деятельности;  владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;  владение   знаниями   экологических   императивов, гражданских   прав   и   обязанностей   в   области   энерго­   и ресурсосбережения   в   интересах   сохранения   окружающей среды, здоровья и безопасности    жизни;  сформированность   личностного   отношения  к  моральной   ответственности   за экологическим   ценностям, экологические   последствия   своих   действий   в   окружающей среде;  сформированность   способности   к   выполнению проектов   экологически  ориентированной   социальной деятельности,   связанных   с   экологической   безопасностью окружающей   среды,   здоровьем   людей   и   повышением   их экологической культуры. III. Содержание учебной дисциплины Введение Объект  изучения  экологии  —  взаимодействие  живых   Методы, систем.  История  используемые   в   экологических   исследованиях1.  Роль экологии   в   формировании   современной   картины   мира   и   в практической деятельности людей. развития   экологии. Значение экологии в освоении профессий и  специальностей среднего профессионального  образования. Экология  как  научная        дисциплина Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности  дей   ствия   факторов   среды   на   организм. Популяция. Экосистема.     Биосфера. Социальная   экология.  Предмет   изучения   социальной экологии.   Среда,  окружающая   человека,   ее   специфика   и состояние.  Демография   и   проблемы     экологии.     Природные ресурсы,     используемые     человеком.    Понятие     «загрязнение среды». экология. Прикладная     проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических   проблем.  Возможные   способы   решения глобальных   экологических    проблем.  Экологические Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз,  хищничество, паразитизм. Практическое  занятие Описание   антропогенных   изменений   в   естественных   окружающей природных   ландшафтах   местности, обучающегося.   Среда обитания человека и экологическая   безопасность Среда обитания человека.  Окружающая человека среда и ее компоненты.   Естественная     и     искусственная     среды     обитания человека.  Социальная     среда. Основные  экологические  требования  к  компонентам окружающей человека среды. Контроль   за   качеством   воздуха,   воды,   продуктов питания. Городская  среда.  Городская  квартира  и  требования  к  ее экологической  безопасности.   Шум   и   вибрация   в   городских условиях.   Влияние   шума   и   вибрации   на   здоровье   городского человека. Экологические   вопросы   строительства   в   городе. Экологические   требования   к   организации   строительства   в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги  и  дорожное   строительство  в  городе. Экологические требования  к дорожному  строительству в  городе.  Материалы,   используемые  при  дорожном строительстве   в   городе.   Их   экологическая   безопасность. Контроль за качеством строительства  дорог. Экологические   проблемы   промышленных   и   бытовых отходов в городе. Твердые  бытовые отходы  и  способы  их утилизации.  переработки промышленных и бытовых отходов.   Современные   способы Сельская  среда.  Особенности  среды  обитания  человека  в условиях  сельской  местности.   Сельское   хозяйство   и   его экологические   проблемы.  Пути   решения   экологических проблем  сельского  хозяйства. Демонстрация Схема  агроэкосистемы. Практическое  занятие  Описание   жилища   человека   как   искусственной экосистемы. Концепция устойчивого развития Возникновение концепции устойчивого развития.  Глобальные экологические проблемы и  способы  их решения. Возникновение     экологических     понятий     «устойчивость»   и «устойчивое   развитие».  Эволюция   взглядов   на   устойчивое развитие.  Переход  к  модели   «Устойчивость   и   развитие». решения экологических  проблем  в  рамках  концепции «Устойчивость   и развитие».    Экономический,     социальный,     культурный     и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.  Экологические след и индекс человеческого развития. «Устойчивость  Способы  и  развитие».  Демонстрации  Использование   ресурсов   и   развитие   человеческого потенциала.  Индекс «живой планеты». Экологический  след. Практическое  занятие  Решение   экологических   задач   на   устойчивость   и развитие. Охрана природы Природоохранная  деятельность.  История  охраны природы  в  России.  Типы  организаций, способствующих охране  Заповедники,   заказники,   национальные   парки, природы. памятники   природы.  Особо   охраняемые   природные территории   и   их   законодательный   статус.   Экологические кризисы и экологические ситуации.  Экологические проблемы России. Природные ресурсы и их охрана. Природно­территориальные аспекты   экологических       проблем.      Социально­экономические аспекты   экологических    проблем. Природные   ресурсы  и  способы  их  охраны.   Охрана водных   ресурсов  в  России.  Охрана   почвенных   ресурсов   в России.  Охрана   лесных   ресурсов   в   России.   Возможности управления  экологическими  системами  (на  примере  лесных биогеоценозов и водных биоценозов). Демонстрации Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и  сети в   биоценозе. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Особо охраняемые природные территории  России. Практическое  занятие Сравнительное описание естественных природных систем  и   агроэкосистемы. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов Возможности   управления   водными   ресурсами   в   рамках концепции устойчивого развития.  Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.  Возможности   управления   почвенными   ресурсами   в рамках концепции устойчивого  развития. Возобновляемые   и   невозобновляемые   ресурсы:   способы решения проблемы исчерпаемости.  Земельный   фонд   и   его   динамика   под   влиянием антропогенных     факторов.  История и развитие концепции устойчивого развития.  Окружающая   человека   среда  и   ее  компоненты: различные взгляды на одну проблему.  Основные экологические приоритеты современного  мира.  Особо   неблагоприятные   в   экологическом   отношении территории России: возможные способы решения  проблем.  Особо охраняемые природные территории и их значение в охране    природы.  Популяция как экологическая  единица.  Причины   возникновения   экологических   проблем   в городе.  Причины   возникновения   экологических   проблем   в сельской    местности.  Проблемы   водных   ресурсов   и   способы   их   решения   (на примере   России).  Проблемы   почвенной   эрозии   и   способы   ее   решения   в России.  Проблемы устойчивости лесных экосистем в   России.  Система   контроля   за   экологической   безопасностью   в России.  Современные   требования   к   экологической   безопасности продуктов   питания.  Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.  Структура  экологической системы.  Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.  Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.  Энергетические ресурсы и проблема их   исчерпаемости. IV. Тематическое планирование При   реализации   содержания   общеобразовательной учебной дисциплины  «Экология»  в пределах освоения ОПОП СПО по специальности 43.02.11 Гостиничный сервис.    учебная     нагрузка     обучающихся Максимальная   составляет – 54 часа: из   них   аудиторная   (обязательная)   нагрузка обучающихся, включая практические занятия, ­ 36 часов;  внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 18 часов. Тематический план                          Вид учебной работы   Количество       часов человека   и   экологическая    Аудиторные занятия. Содержание обучения Введение Экология как научная дисциплина Среда   обитания  безопасность Концепция устойчивого развития Охрана природы Итого Внеаудиторная  самостоятельная  работа Подготовка рефератов, сообщений индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др. 2 6 12 8 8 36 18 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета          54 Всего V. Характеристика основных видов учебной деятельности 15 Содержание обучения Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) Введение Общая экология Социальная  экология   и   специальностей Знакомство   с   объектом   изучения   экологии. Определение   роли   экологии   в   формировании современной   картины  мира  и  в  практической деятельности людей. Демонстрация   значения   экологии   при   освоении профессий среднего профессионального образования Умение   выявлять   общие   закономерности действия   факторов   среды   на   организм. Получение   представлений   о   популяции, экосистеме, биосфере Знакомство   с   предметом   изучения   социальной экологии.   Умение   выделять   основные   черты среды, окружающей  человека   Прикладная  экология Умение   выявлять   региональные   экологические проблемы   и   указывать   причины   их возникновения,   а   также   возможные   пути снижения последствий на окружающую среду Среда обитания человека и экологическая безопасность Среда  обитания  человека Городская  среда Сельская среда Устойчивость  и  развитие Овладение   знаниями   об   особенностях   среды обитания   человека   и   ее   основных   компонентов. Умение   формировать   собственную   позицию   по отношению к сведениям, касающимся  понятия «комфорт  среды  обитания   человека»,  получаемым из разных источников, включая рекламу Знание   основных   экологических   требований   к компонентам окружающей человека среды Знакомство   с   характеристиками   городской квартиры   как   основного   экотопа   современного человека. Умение   определять   экологические   параметры современного человеческого жилища. Знание  экологических требований к уровню шума, вибрации,   организации   строительства   жилых   и нежилых   помещений,   автомобильных   дорог   в условиях города Знание   основных   экологических   характеристик среды   обитания     человека   в   условиях   сельской местности Концепция устойчивого развития Знание основных способов решения экологических проблем   в   рамках   концепции   «Устойчивость   и развитие». Умение   различать   экономическую,   социальную, 16 Содержание обучения Природоохранная  деятельность Природные ресурсы и  их охрана Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) культурную     и   экологическую   устойчивость. Умение   вычислять   индекс   человеческого   развития по отношению к окружающей среде Охрана природы Знание   истории   охраны   природы   в   России   и основных   типов   организаций,   способствующих охране природы. Умение   определять   состояние   экологической ситуации   окружающей   местности   и   предлагать возможные   пути   снижения   антропогенного воздействия на природу Умение   пользоваться   основными   методами научного   познания:   описанием,   измерением,   на­ блюдением   ­   для   оценки   состояния   окружающей среды и ее потребности в охране 17 VI. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Экология» Освоение   программы   учебной   дисциплины   «Экология» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность   обеспечить   обучающимся   свободный   доступ   в Интернет   во   время   учебного   занятия   и   период   внеучебной деятельности. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно­эпидемиологических   правил   и   нормативов (СанПиН   2.4.2   №   178­02)   и   быть   оснащено   типовым оборудованием,   указанным   в   настоящих   требованиях,   в   том числе   специализированной   учебной   мебелью   и   средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки   обучающихся. В   кабинете   должно   быть   мультимедийное   оборудование, посредством   которого   участники   образовательного   процесса могут   просматривать   визуальную   информацию   по   биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные     документы. В  состав  и  материально­ технического  обеспечения  программы   учебной   дисциплины «Экология»   входят: учебно­методического  многофункциональный комплекс преподавателя; наглядные   пособия   (комплекты   учебных   таблиц, плакатов,   портретов  вы­  дающихся   ученых,   модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.); информационно­коммуникационные  средства; комплект технической документации, в том числе  паспорта на средства обучения, инструкции по их  использованию и технике     безопасности; библиотечный фонд. В   библиотечный   фонд   входят   учебники,   учебно­ методические   комплекты   (УМК),   обеспечивающие   освоение учебной   дисциплины   «Экология»,   рекомендованные   или допущенные  профессиональных образовательных организациях,  реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.  использования  для  в 18 Библиотечный  дополнен   энциклопедиями, справочниками,  словарями,   научной,   научно­популярной   и другой   литературой   по   разным   вопросам   экологии,  в  том числе в рамках концепции устойчивого развития.  фонд В   процессе   освоения   программы   учебной   дисциплины «Экология»   студенты   должны   иметь   возможность   доступа   к электронным   учебным   материалам,   имеющимся               в свободном   доступе   в   сети   Интернет   (электронным   книгам, практикумам, тестам      и  др.). VII. Список рекомендованной литературы Основная литература 1.   Гальперин   М.В.   Общая   экология:   учебник.   –   М.: Форум, 2012. – 336с. Дополнительная литература Маринченко А.В. Экология: учебник. ­ 7­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Карпенков   С.Х.   Экология:   практикум:   учебное   пособие.   –   М.:  Ильиных   И.А.   Экология   человека:   учебное   пособие.   ­   М.: Карпенков С.Х. Экология: учебник для вузов. ­ М.: Директ­Медиа, 1. Берлин,Директ­Медиа, 2016. ­ 299с. – режим доступа http://biblioclub.ru   2. Директ­Медиа, 2014. ­ 442с. – режим доступа http://biblioclub.ru   3. 2015. ­ 662с.–режим доступа http://biblioclub.ru   4. Дашков и К°, 2016. ­ 304с. – режим доступа http://biblioclub.ru   5. Степановских  А.С. Общая экология: учебник. ­ 2­е изд., доп. и перераб. ­ М.: Юнити­Дана, 2015. ­ 687 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   6. Тулякова О.В. Биология с основами экологии: учебное пособие. ­ М.: Директ­Медиа, 2014. ­ 689с. – режим доступа http://biblioclub.ru   7. Хаскин В.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда: учебник / В.В. Хаскин, Т.А. Акимова. ­ 3­е изд., перераб. и доп. ­ М.: Юнити­ Дана, 2015. ­ 495 с. – режим доступа http://biblioclub.ru   Интернет­ресурсы   Каталог экологических сайтов). (Сайт   экологического (Информационный   сайт, 1) 2) https://ecologysite.ru/   http://      www.ecoculture.ru  просвещения). 3) http://www.ecocommunity.ru  освещающий проблемы экологии Россси). 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экология» СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018