«Сто дней после детства» - советский художественный фильм режиссера Сергея Соловьева, вышедший в свет в 1975 году. Это мелодрама о внезапно обрушивавшейся на подростка первой любви, его внутренних переживаниях. Очень легкая и романтичная картина, в которой есть и первая любовь, и соперничество, и признания, и разбитое сердце…
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
р.п. Мордово Мордовского района Тамбовской области
Рецензия на фильм Сергея Соловьева
«Сто дней после детства»
Эссе
Автор:
Белоглазова Алёна Алексеевна,
учащаяся 10 а класса
МБОУ «Оборонинская СОШ».
(Дата рождения: 29.04.2001г.
Место жительства:
р.п. Мордово ул. Школьная д.11,
телефон 31159).
Максимова Людмила Борисовна,
Руководитель:
учитель русского языка и литературыМБОУ «Оборонинская
СОШ».
Мордово 2017 год
«Не повторяется такое никогда…»
«Сто дней после детства» советский художественный фильм режиссера
Сергея Соловьева, вышедший в свет в 1975 году. Это мелодрама о внезапно
обрушивавшейся на подростка первой любви, его внутренних переживаниях.
Очень легкая и романтичная картина, в которой есть и первая любовь, и
соперничество, и признания, и разбитое сердце…
После просмотра фильма в голове еще долго звучит прекрасная музыка
композитора Шварца. Ноты вальса снова и снова возвращают тебя к чувствам
и переживаниям героев. Эта музыка придает картине немного меланхоличный
настрой. Полуторачасовая картина пролетает на одном дыхании, перед взором
снова и снова встают печальные глаза Мити, кудрявая коса Лены, рыжие
хвостики Сони. А летняя природа показана зрителям настолько великолепно,
что является не просто красивым фоном, но и сливается с действием и
героями в единое целое. Речка, деревья, трава, мостик, букет цветов в вазе,
венок на голове Лены — все это мы не просто видим, а ощущаем.
Герои фильма оказываются в пионерском лагере, расположенном рядом со
старинной усадьбой. Вожатый Сережа оказывается не педагогом, а
скульптором. Он не знает, как вести себя с детьми и от этого немного боится.
На протяжении всей смены он пытается приобщить подростков к
прекрасному: цитирует Лермонтова, показывает картины, рассказывает о
камнях.
В сюжете четко вырисовывается четыре главных героя. Митя Лопухин в
начале картины предстает как «духарной малый», веселый и беззаботный. Но
оказывается, что у этого юноши тонкая душевная организация и глубокий
взор печальных глаз. В противовес ему Глеб Лунев – активист, председатель
отряда, лидер. Лена Ерголина – первая умница и красавица. Соня
Пагримухина – спокойная и талантливая девочка с очень светлой душой. Это
своего рода любовный четырехугольник.
После солнечного удара Митя переживает чтото новое и неизведанное
для себя, чтото непонятное и манящее. «И что это я дурак? Это же просто
Ерголина. Я же ее тысячу лет знаю. Аа, это жара». Он не знает, как себя
вести, что делать…
Вожатый Сережа показывает подросткам мировой шедевр – картину
Леонардо да Винчи. Всем отрядом они обсуждают таинственную улыбку
Джоконды: «Ее таинственность сродни таинственности природы. Понимаете,
однажды (это случается обыкновенно внезапно) ты вот так вдруг увидишь иреку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше
всё это видел тысячу раз, но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно
пораженный, — как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, и
эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя
настигла любовь». И тут Лопухин понимает, что это чувство настигло и его.
Но он не знает, как ему быть и что с этим чувством делать. Митя всячески
пытается привлечь к себе внимание так, как сделал бы любой подросток и в
наше время: гипсует себе ногу, чтобы походить на лермонтовского героя,
придирается к Глебу Луневу, стараясь унизить его в глазах Лены, постоянно
ищет глазами предмет своего обожания. Он начинает примерять различные
маски, искать себя. Он уже не тот мальчик, что прежде, но и не взрослый
мужчина. Даже медсестра из лагеря замечает это и говорит: «Плечи теленка,
сердце ребенка». У Мити и Глеба возникает конфликт, который нарастает и
высшей точкой кипения становится сцена с вишневым компотом. Взрослые в
лагере все это замечают и проводят «педагогический эксперимент»:
отправляют их вдвоем в деревню за сметаной. Эта поездка заканчивается
дракой под проливным дождем, синяком под глазом Мити и небольшим
перемирием.
Соня все время находится рядом с Митей: учит танцевать, разговаривает по
душам, замазывает синяк, относит любовное письмо Лене. Ему кажется, что
она для него просто друг. Все его мысли заняты Леной. Назначив ей встречу в
письме, он ждет ее ночью на озере. Лена приходит, виновато мнется на одном
месте. Митя хочет признаться ей в любви, но она его останавливает: «Я
виновата, что Глеб есть? Что он мне нравится? Прости меня». И тихо уходит.
Митя до самого рассвета сидит на берегу. Тихими шагами подходит Соня.
Соня не выдерживает и признается в любви Лопухину. Затем осознав,
сокрушается от своих слов и плачет: «Что же я говорю? Что теперь делать?».
Никто не виноват, что Митя пока не может ответить Соне взаимностью,
поэтому им остается «смотреть на неё долго, запомнить её всю и потом
носить с собой целую жизнь, и тогда всё будет хорошо».
Финал фильма открыт в бесконечность. Мы видим воздушного змея. Он
как символ новой жизни, взмывающий в небеса, символ первой любви,
которую нужно отпустить навсегда. Лето первой любви заканчивается, и это
время больше не вернуть, но необходимо на протяжении всей жизни хранить в
душе теплые воспоминания.
Этот фильм нужно посмотреть всем, кто любит поэтические картины:
легкие, светлые, чистые. Вместе с этим, фильм и очень глубокий, требующий
душевной мысли.
При просмотре я испытала особенные чувства: восторженность, грусть,
ощутила особый запах летнего настроения.
Сергей Соловьев создал поистине уникальное произведение, учебник для
подростков о первой любви. Эта работа режиссера оценена не только
зрителями, но и знатоками на Берлинском кинофестивале. На наших глазампроизошло чудесное превращение вчерашних детей – в юношей и девушек, это
сравнимо с бабочкой, появившейся на свет из куколки.
Почему режиссер назвал свою картину «Сто дней после детства»?
Возможно, столько длятся летние каникулы, проведенные в пионерском
лагере, изменившие жизнь вчерашних детей. Жизнь, наполненную дружбой и
враждой, грустью и радостью, справедливостью и нечестными действиями,
обидой и первой любовью.