Во-первых, каждый её участник в непривычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они – каждый по-своему – «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.
Режим молчания или Большой разговор.doc
Режим молчания или Большой разговор
Взяв группу на прогулку или в поход, можно объявить «режим молчания».
Это значит, что участники группы будут общаться друг с другом лишь при действительной
необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки.
Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, нести дополнительную поклажу
или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено
разговаривать).
Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, достигать
полутора часов подряд. Ребята всё это время проводят вместе: в походе, общей работе или
просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям,
собирать ягоды, но делать это всё молча.
Назначение такой игры двояко.
Вопервых, каждый её участник в непривычной ситуации совместного пребывания без
права на речевые контакты начинает поновому воспринимать себя и других. Он поневоле
«проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно,
и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними
глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они – каждый по
своему – «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как
новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как
ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привыкают к предметам обихода. В
игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.
Вовторых, за период молчания у каждого члена группы накапливается острая жажда
общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является
возможность поговорить – выразить себя и вникнуть в мысли, в душевное состояние
другого. Ценность коммуникации он постигает внутренним опытом. Так человек не думает
о ценности воздуха, которым он дышит, не замечает этого, дышит, однако ныряние в воду
открывает ему радость дыхания.
Уважение и симпатия друг к другу, радость общения – всё это слышится в оживлённых
разговорах группы после снятия «режима молчания». Люди настроены не пообыденному, в
той или иной форме переживают душевный подъём. Этим следовало бы воспользоваться,
чтобы начать «большой разговор».
«Большой разговор» – это, собственно говоря, форма группового общения, хорошо
знакомая каждому педагогу. Не раз и не два доводилось ему проводить с учащимися
беседу на главные темы жизни – о чести и героизме, о дружбе и преданности, о цели
человеческого пути, о сходствах и различиях между людьми, о науках и искусствах, о
предках и о будущем, о Родине и человечестве… И, конечно, случалось так, что
собравшимся не хотелось расходиться: была бы только взята верная «тональность»
разговора, и был бы он только впору, ко времени и общему настроению.
Если после «режима молчания» времени ещё достаточно, т.е. впереди не меньше трёх часов
без спешки и хлопот, то необходимое настроение для большого разговора можно, как
правило, считать уже созданным. Ведущий начинает его, поставив определённый вопрос
перед аудиторией и предложив желающим ответить на него. Первым из таких вопросов может быть следующий: «О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?» В любой
группе найдётся хотя бы один человек, готовый немедленно поделиться тем, что с ним
произошло. Его слова побуждают ещё когонибудь высказаться о себе. Потом обычно
начинается «цепная реакция».
Дальнейшие вопросы должны быть заранее припасены педагогом (или психологом), но
какой из них поднимать вслед за первым, приходится решать по ситуации. У группы не
должно возникать чувство, что тема обсуждается, навязываясь «сверху». Одна тема
естественно порождает другую – таков принцип «Большого разговора». Что же касается
припасённых вопросов, они могут быть таковыми:
«От чего мне бывает скучно?»
«Какую музыку я люблю, и почему она мне нравится больше, чем другая?
«На какого героя фильма или книги мне когдалибо хотелось походить?»
«Каким я представляю себя, и каким представляют меня другие (собравшиеся) лет через
двадцать?»
«Понимаю ли я своих родителей, бабушек, дедушек? Понимают ли они меня, и если нет,
то почему?»
«Какой хороший поступок был в моей жизни? (Имеется в виду «хороший» в его
представлении, что бы об этом ни думали другие.)»
«Люблю ли я животных, и с какими из них мне приходилось иметь дело?»
«Есть ли у меня человек, которого я ненавижу?» (Не называя, дать его психологический
портрет.)
«Какие народные песенки и сказки (любого народа) мне приходилось слышать, и чем они
мне понравились?»
«Какие люди мне больше нравятся – скромные или бросающиеся в глаза и почему?»
«Пришлось ли мне пережить разочарование в человеке (называть его не надо) и с чем это
было связано?»
«Знаю ли я когонибудь из воевавших в минувшей войне пожилых людей, и что я о нём
думаю?» (Называть его не обязательно.)
«В каких местностях страны, и в каких странах земного шара мне хотелось бы побывать и
почему?»
«Какие профессии мне нравятся? Какие не нравятся и почему?»
Это примерный и заведомо неполный перечень тем, возможных для «большого разговора»
уже является толчком для самопроизвольного обращения группы к темам самого высокого
порядка. Позиция ведущего при беседе приближающейся по своему качеству к духовному уровню
общения, должна быть исключительно тактичной. Он стремится (и требует от остальных)
не перебивать говорящего, даже если тот, по общему мнению, вопиюще неправ.
В то же время он должен следить за тем, чтобы активные «солисты» не забивали
сдержанных или легко теряющихся в беседе участников дискуссии. Желательно поощрять
каждого, чтобы он взял слово, но недопустимо требовать от него высказываний,
«вытягивать» их. Незрелые, поверхностные, не логические, аморальные и тому подобные
суждения членов группы ведущий, завершая разговор, должен, разумеется, подвергнуть
убедительной критике, но ни в коем случае не переходя при этом «на личность».
Он против такойто позиции, но не против такогото конкретного лица. Тем самым
ошибающимся людям оставляется простор для последующих конструктивных
размышлений на затронутые темы. (Обиженный или осмеянный человек тоже продолжает
размышлять после разговора, но его размышления в этом случае часто носят
деструктивный характер: в пику оппонентам субъект укореняется в своей неправоте).
«Большой разговор», если он удался, становится незабываемым и заметно сплачивает
группу в дальнейшем. Он имеет не только очевидный нравственный, воспитательный, но и
психологический смысл, ибо общение на духовном уровне с древности известно как
вернейший способ облегчить, высветлить и укрепить душу человека.
Режим молчания или Большой разговор
Режим молчания или Большой разговор
Режим молчания или Большой разговор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.