РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.doc

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Еще в 1967 году С.А.Зыков утверждал, что "для основной части глухих, безусловно, посильно среднее, а для многих и высшее образование. Однако необходимы надлежащие условия... Глухие, получившие среднее и высшее образование, обращают на себя внимание не тем, что они имеют диплом, а своим развитием, сделавшим возможным их успешное обучение".

Эта мысль С.А.Зыкова подтверждается результатами обучения. В этом году мы будем иметь уже 5-й выпуск учеников со средним образованием и, действительно, год от года убеждаемся, что среднее образование очень меняет ребят личностно, вырабатывает у них сознательное отношение к занятиям, к выбору профессии.

Вся учебно-воспитательная работа в школе подчинена решению проблемы развития и совершенствования системы обучения и воспитания глухих школьников в целях определения оптимальных условий для получения ими качественного полного среднего образования.

Эта задача решается в несколько этапов. Вначале было обеспечено получение основного образования не за 12, а за 10 лет без сокращения объема программного материала. Уровень подготовки учащихся, овладевших за 10 лет объемом программного материала 9-летней массовой школы, позволил проходить год в год программу 10-го и 11-го классов массовой школы и получать в условиях детской школы аттестат среднего образования.

Центральная, ведущая задача педагогического коллектива нашей школы сегодня — повышение качества обучения и воспитания, поиск резервов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, в первую очередь формирование личности глухого через словесную речь.

Для глухих детей язык становится средством общения, если с первого дня и на всем протяжении школьного курса обучать их языку так, чтобы все приобретенные знания сразу же служили общению и развивались под влиянием потребностей, возникающих в связи с деятельностью в педагогически организованных условиях.

Каждый этап экспериментального обучения в школе имеет конкретный путь достижения поставленных целей. Интенсификация обучения в младших классах достигается за счет усиления речевого и общего развития глухих детей, что достигается несколькими факторами.

Во-первых, это коммуникативная направленность в обучении языку как средству общения. Она определяет в основном содержание учебного процесса, виды и формы речевой деятельности глухих учащихся младших классов.

Высокая продуктивность обучения языку при реализации принципа коммуникации, где речь оказывается необходимой «для других», доказана многолетним опытом отечественных школ для глухих детей. Здесь действуют такие факторы, сак потребность в общении, связь с деятельностью, требование речевой среды, наличие адресата, к которому обращена речь. В условиях экспериментального обучения действие принципа коммуникации распространено не только на формирование диалогической речи, но и на все разделы обучения языку и на другие учебные предметы.

Развитие связной речи становится значительно продуктивнее, если используют виды работ, несущие прямую нагрузку коммуникации: письма, записки, рассказы об экскурсиях, интересных событиях.

Вводятся и такие виды работ, при которых школьники читают для того, чтобы рассказать о прочитанном товарищу, ответить на его вопросы. Это требует от детей не формального прочитывания текста, а действительного осознанного чтения.

Такой подход легко переносится и на другие предметы.

Мощным фактором интенсификации процесса обучения в младших классах является широкое использование предметно -практической деятельности. Роль этого предмета усиливается за счет совершенствования его содержания, методов обучения. На уроке ППО каждый школьник чувствует себя членом коллектива, участвует в общей работе, выражает свое мнение, желание. Учитель имеет возможность выслушать каждого, организовать коллективное обсуждение. Это дает значительный выигрыш в речевом развитии детей.

Предметно-практическая деятельность широко используется как методический прием и на других уроках: чтение, развитие речи, математика, природоведение.

Еще одним важным фактором интенсификации учебного процесса в младших классах являются коллективные формы работы. Раскрывая проблему компенсации дефекта, Л.С.Выготский подчеркивал чрезвычайно важную роль коллектива как фактора развития глухих детей.

Совместная деятельность глухих детей является необходимым условием формирования личности, определенным этапом в развитии глухого ребенка. Учитывая сказанное, мы не только используем коллективные формы работы (пары, бригады и т.п.), но и ведем планомерное формирование навыков коллективной деятельности, что значительно повышает речевую активность школьников.

Важнейший фактор, сохранивший свое значение на всех годах обучения, развитие слухового восприятия глухих школьников.

Мы остановимся лишь на главных факторах, способствующих интенсификации учебного процесса в младших классах, которые являются основополагающими и характерными не только для обучения языку.

Нельзя не отметить, что важным условием, способствующим эффективности обучения, является учет индивидуальных особенностей учащихся, проявляющихся в их познавательной деятельности, в их психофизических способностях, в том числе и слуховых.

Сокращенная до 8 человек наполняемость классов позволяет учителю перейти от отдельных приемов, способов, фрагментов индивидуального подхода к системе активного формирования учебной деятельности каждого ученика, к интенсивному развитию его личности.

Мы считаем, что в начальном звене создается прочный фундамент для получения качественного основного образования. И поэтому серьезное внимание мы обращаем на выработку системы индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы, не забывая при этом активизировать усилия "сильных" и "слабых" учащихся, вместо того чтобы полностью ориентироваться на средний уровень развития.

Постоянно следим за пробуждением самостоятельности и активности учащихся, чего очень не хватает нашим школьникам.

Много делается в отношении рационального использования 45 минут урока, правильной дозировки и достижения законченности каждого его этапа, равномерности темпа занятия.

На среднем этапе обучения (4-6-е классы) задачи интенсификации учебного процесса достигаются несколькими путями: усиление коммуникативной направленности в обучении словесной речи; более полная реализация выдвинутого ранее и частично реализованного в действующей программе структурно-семантического принципа в обучении языку; обогащение межпредметных связей, и в первую очередь, взаимосвязи разделов русского языка; широкое использование всех форм восприятия речи в условиях концентрированной слуховой работы; усиление развивающей и воспитывающей роли обучения.

В старших классах процесс обучения интенсифицируют за счет активизации познавательной и речевой деятельности школьников при использовании индивидуальных слуховых аппаратов; реализации межпредметных связей; совершенствования содержания обучения и его методов по каждому предмету; более полной реализации индивидуального подхода к учащимся; повышения развивающей роли внеклассных и внешкольных мероприятий.

Работу в школе невозможно представить без развития логического мышления школьников. Учащиеся постоянно оказываются в ситуации, когда необходимо делать самостоятельные выводы, заключения, проводить аналогии с изученным ранее, обобщать пройденный материал.

В становлении духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами, эстетическими потребностями и вкусами огромная роль принадлежит литературе.

Поэтому учителя работают над совершенствованием преподавания этого предмета, ориентируясь на уточнение форм и методов, направленных на развитие познавательной активности, творческого мышления учащихся, выработку у них умений практически использовать полученные знания.

Изучение программных литературных произведений, работа над сочинениями, описанием строится с учетом познавательных, воспитательных и учебных задач. Большое внимание на уроках литературы уделяется разъяснению социальных явлений, связи времен, выработке гражданских чувств. Такой подход к предмету приучает школьников к самостоятельности при знакомстве с произведением, к глубокому пониманию содержания в тесной его связи с жизнью, с окружающей действительностью.

На уроках математики ученики осознают математические понятия, развивают навыки практического использования знаний в процессе разнообразных видов деятельности. Особое внимание, как уже говорилось, уделяется формированию логического мышления, установлению связи между различными темами предмета, выявлению учащимися общих принципов и законов, лежащих в основе математических фактов.

Как положительное, можно отметить развитие словесной речи на уроках математики. Для достижения этой задачи уроки планируются с учетом отработки математической фразеологии, выработки навыков формулирования учащимися правил, выводов, условий задач, теорем и т.д.

На уроках математики проводится большое количество практических работ. При выполнении практических заданий у учащихся формируется умение обосновать свои решения, объяснить, как появился ответ, опираясь и ссылаясь на теоретические знания.

Мы стремимся к тому, чтобы уроки истории, обществоведения были тесно связаны с жизнью страны, народа, особенно сейчас, когда мы открыто говорим о допущенных ошибках и негативных явлениях.

Подбор наглядного и дидактического материала в средних и старших классах представляет для учителей определенные трудности. Однако это не снижает, а наоборот, стимулирует активность учителей в его изготовлении. Это не только картины, диафильмы и кинофильмы, слайды. Учителя широко пользуются кодоскопом. В процессе урока применяются различные схемы, записи, материал, не относящийся непосредственно к теме урока, но позволяющий доходчивее донести тему до ребят.

Мы убедились, что излишняя опека, ограничение самостоятельности создает определенные трудности в первую очередь самим ребятам, особенно когда они покидают школу. Часто приходится слышать, что к средней школе у ребят снижается, а иногда и пропадает интерес к учебе.

Интерес к предмету можно поддержать, если использовать такую форму работы, как совместная учебная деятельность. При такой организации каждый ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельной деятельности, испытывает потребность в самом процессе умственной деятельности, получает удовлетворение от интеллектуального труда.

Школьники учатся осознавать общность этих приемов для изучения любого материала, сознательно пользоваться системой знаний, переносить знания и навыки в новые условия и ситуации, что составляет основу творческой деятельности. При таком подходе у школьников развивается способность активно, самостоятельно добывать знания, умение пользоваться различными справочными материалами, отыскивать в них нужное.

Учитель не имеет права обходить трудности и те негативные явления, с которыми встречаются ребята в повседневной жизни. Мы ищем и находим пути их преодоления. И здесь учитель — ключевая фигура. Высокое звание "учитель" приобретает свой истинный смысл, так как оно неотторжимо от понятия культуры, нравственности. Именно эти понятия делают педагога личностью. Без такой личности нет школы. Личный пример педагога оставляет след у молодых людей на всю их последующую жизнь.

Мастерство преподавания проявляется в разумности дозирования учебного материала, объем которого таков, что ученики действительно его усваивают. Перегрузка учебным материалом, особенно домашними заданиями, может привести, как известно, к тому, что школьники переутомляются, у них не остается времени для чтения, прогулок, спорта других занятий. Поэтому разумная дозировка нагрузки снимает раздражение и усталость, которые могут порождать недовольство, связанное с тем, что дети лишены этих жизненно необходимых радостей. У нас в школе в начальном звене нет домашних заданий, мы их сняли за счет повышения активности детей на уроке.

Кроме того, тесная взаимосвязь между учителем, воспитателем, слуховиком и всеми, кто работает в классе, — это наш принцип организации работы в школе.

Проблема развития остаточной слуховой функции у глухих учащихся чрезвычайно актуальна, так как присутствие даже глубоко пораженного слуха важно в социальной реабилитации глухих. В этих условиях в основе формирования устной речи наряду с другими анализаторами лежит деятельность глухого.

В результате работы по обучению произношению глухих школьников обязательно используя остаточный слух, происходит существенный сдвиг в качестве их устной речи: она становится не только разборчивой, но и более естественной.

Можно констатировать, что занимаясь развитием слухового восприятия, можно у всех глухих детей, независимо от степени, характера снижения тонального слуха, сформировать речевой слух. Все дети после длительного целенаправленного обучения оказываются в состоянии опознавать на слух (в той или иной мере) различный речевой материал: тексты, фразы, отдельные словосочетания и слова. Сам факт накопления такого слухового словаря, четкость, дифференцированность и обобщенность созданных слуховых образов является достижением.

Еще более важно развивать способность глухих воспринимать на слух речевой материал, который не включается в слуховые упражнения, т.е. незнакомый по звучанию. На протяжении всех лет обучения отмечается положительная динамика в восприятии глухими школьниками незнакомых по звучанию слов, стабильность создаваемого навыка. Эти факты свидетельствуют о формировании у глухих школьников механизма слухового восприятия речи.

Полученный уровень развития речевого слуха достигается при определенных условиях: широкое использование звукоусиливающей аппаратуры различного типа в ходе всего учебно-воспитательного процесса, постоянное слухо-зрительное и слуховое восприятие речевого материала с помощью различных типов звукоусиливающей аппаратуры.

Основной способ восприятия речевого материала на фронтальных занятиях (уроках и вне класса) — слухо-зрительный, но предусмотрены и постоянно используются специальные упражнения восприятия глухими речевого материала только на слух, исключая зрение. На фронтальных занятиях создана такая система работы по развитию слухового восприятия, которая не только не мешает прохождению программного материала, но и помогает его усвоению, создает дополнительные условия для развития инициативной речи учащихся, помогает им самостоятельно думать, трудиться. Очень ценно, что слух для наших учащихся стал органической потребностью в учебно-воспитательном процессе.

Особое внимание уделяется разнообразию методических приемов и использованию дидактического и наглядного материала, особенно у учащихся младших классов. И это позволяет исключить механические тренировки восприятия речевого материала. Музыкально-ритмические занятия являются составной частью учебно - воспитательного процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. В процессе занятий осуществляется эстетическое воспитание обучающихся средствами музыки, происходит развитие их слухового восприятия, тельных способностей, совершенствуется произношение.

Основным и важнейшим содержанием обучения является работа над ритмико - интонационной структурой устной речи школьников (с использованием приемов фонетической ритмики). Обучение слушанию музыки направлено на развитие у учащихся навыков сосредоточения слухового внимания, умения слушать произведение до конца, узнавать его среди нескольких произведений, определять его характер. Музыкальный материал, используемый занятиях, соответствует возрасту и интересам учащихся, слуховым возможностям восприятия ими музыки в данный период обучения, принципам педагогической целесообразности и воспитывающего обучения.

Несколько слов о фонетической ритмике система двигательных упражнений на основе взаимодействия слухового, двигательного и двигательного анализаторов. При выполнении упражнений движения головы, рук, ног, а также естественные жесты сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Эта доступность движений тела и речевых органов способствует формированию устной речи с выраженной ритмико-интонационной структурой. Упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, связанной с ним слитности речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильно воспроизводить звуковую структуру речи; выражать свои эмоции интонационными средствами. Эти упражнения стали непременными на всех уроках в начальной школе.

Настоящим праздником для детей и педагогов является посещение музыкальных спектаклей, куда ребята идут уже подготовленными для восприятия. Они к этому готовятся: изучается содержание, прослушиваются музыкальные фрагменты. Еще больший праздник — это концерт для родителей, концерт в конце учебного года "За честь школы".

Если виды и ее формы воспитательной работы имеют свою специфику, то ее содержание и основные направления ничем не отличаются от принятых для массовой школы. "Научить глухих детей понимать окружающих, приобщить их к коллективу слышащих, подготовить к включению в общественную жизнь, к выполнению общественно-полезного труда — вот важнейшие задачи школы для глухих" — писал С.А.Зыков.

Кроме того, мы практически перешли к школе полного дня, когда дети уходят домой после проведения всех внеклассных мероприятий и ужина. С родителей, с семьи не должна сниматься ответственность за формирование личности ребенка. Мы долго сомневались, переходить ли на пятидневную неделю, но еще более тесный контакт с родителями снял наши сомнения. Сейчас для родителей действуют постоянные консультации, проводятся уроки, совместные классные и общешкольные мероприятия. Характерная деталь: каждый второй - третий ученик в начальной школе — это наш внук. Выпускники нашей школы своих детей приводят только к нам, в свою родную школу.