Тема: «Математика. Римские цифры»
План-конспект урока по учебнику «Математика. 3 класс».
Авторы: М.И. Моро и др.
Тема: «Римские цифры»
Задачи:
Ход урока:
I. Оргмомент + актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вчера в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные. Во-первых, одни с секундомером, а во-вторых…» Я так и ушла домой, не поняв, что, во-вторых…
Слайд 1 – Часы с арабскими и римскими цифрами.
Дети:
Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.
Учитель: Ах, действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры. А где
эти цифры мы встречаем ещё кроме как на часах?
Дети: в номерах томов книг и т.д.
Учитель: Какими из этих цифр мы чаще оперируем на уроках математики – арабскими
или римскими?
Дети: арабскими.
Учитель: Верно. Мы хорошо с ними знакомы?
Дети: Да.
Учитель: Знаем ли столько о римских цифрах?
Дети: Нет.
Учитель: Хотите узнать?
Дети: Да.
Учитель: Какие цифры станут темой нашего урока?
Дети: Римские цифры.
Слайд 2 – тема урока.
Учитель:
Итак, арабские мы умеем записывать, а римские?
Дети: Нет.
Учитель: Поставим первую задачу урока.
Слайд 3 – 1 задача урока.
Дети:
Научиться записывать римские цифры.
Учитель: Умеем ли мы «+», «-», «·» и «:», записывая выражения римскими цифрами?
Дети: Нет.
Учитель: Поставим вторую задачу.
Дети: Учиться «+», «-», «·» и «:», записывая выражения римскими цифрами.
Слайд 3 – 2 задача урока.
II. Устный счёт (Гимнастика для ума).
III. Работа по теме.
Учитель:
Хорошо размялись – теперь всё узнаем о римских цифрах. Римские, римские… А
почему они именно так называются?
Дети: Их придумали в Риме.
Учитель: Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть,
как появились римские цифры.
Историческая
справка.
У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было.
Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. (Слайд 4 -
Первобытные люди) Ну а первыми помощниками при счёте много веков назад также
как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно, палочки. (Слайд 5 -
Первые помощники) Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому сколько
должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин зерна собрано? (Слайд
6) Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали
изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы,
как у пришельцев. (Слайд 7 - Индейцы) Народы Древней Азии при счёте
завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. (Слайд 8 -
Древняя Азия) В Древнем Египте изобрели счёты. (Слайд 9 - Древний
Египет) В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. (Слайд 10 -
Древняя Индия) Чуть позже древние арабы (Слайд 11 - Древние арабы)
упростили эти значки и они стали выглядеть вот так (Слайд 11). А в Древнем
Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние
римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека. (Слайд 12 -
Древний Рим)
Учитель:
(работая со слайдом) Вот, например, числа I, II, III сравнивали с 1, 2 и 3
пальцами. Этими цифры мы уже умеем записывать?
Дети: Да.
Учитель закрепляет на доске карточки с числами I II III.
Учитель: (обращаясь к слайду) Но как записать число 4? Для этого, как ни
странно, нужно сначала узнать написание числа 5. Отгадку найдём всё там же в
руке.
Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 .
Учитель: На что она похожа?
Дети: На галочку, на букву V в латинском алфавите и т.д.
Учитель: Верно. Она так и записывается.
На доске появляется карточка с цифрой V.
Учитель: Из скольких 5-к состоит число 10?
Дети: Из 2.
Учитель: Абсолютно верно (учитель показывает на руках цифру X), одна из них
смотрит вверх, а другая вниз.
Учитель закрепляет на доске цифру X, поочерёдно составляя её из 2 V-к.
Учитель: На какую букву похоже это число?
Дети: На икс.
Учитель: Верно. Её и записывают как букву икс, потому что так удобнее. И
всё-таки мы совсем забыли о цифре 4… Думаете запутались?
Дети: Нет
Учитель: Конечно, нет. Просто без цифр V и X невозможно записать все пропущенные
нами цифры. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях
– сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается
слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. Кто
догадался, как записать цифру 4?
Дети: Палочка и пять, один и пять римскими и др.
Учитель: Проверим на экране. Молодцы! Как запишем шесть, семь, восемь.
Дети отвечают и выкладывают цифры на палочках, учитель вывешивает карточки с
цифрами и проверяет детей.
Учитель: А теперь подумайте, как запишем число 9?
Дети: От 10 отнимем 1 → IX.
Учитель: Итак, мы с вами научились записывать римские цифры и сами не заметили,
как выполнили 1 задачу урока.
Слайд 13 - Задачи урока. После такой работы необходимо немного
расслабиться. Лучше всего отдыхать на природе, поэтому мы переносимся в
берёзовую рощу (Слайд 14 - лес), а там сейчас лежит снег, на снегу
видны заячьи следы и мечтают о ранней весне под ярким мартовским солнцем
настоящие русские красавицы – русские берёзы. Погуляем по этому лесу, закрыв
глаза. (Звучит музыка).
IV. Физкультминутка.
V. Работа по теме.
Учитель:
Итак, погуляли по лесу, отдохнули. А что вы увидели в лесу?
Дети: Берёзы.
Учитель: И не заметили ничего интересного, что показывали вам берёзы?
Дети: Римские цифры!
Дети показывают римские цифры, которые образуют берёзы и их ветви на слайде.
Учитель: Вот видите, как хорошо мы с ними уже знакомы, но необходимо решить ещё
2 задачу урока. Слайд – задачи урока. Вспомним её: Учиться «+», «-», «·» и «:»,
записывая выражения римскими цифрами. Для её выполнения, во-первых, запишем
следующие математические выражения римскими цифрами.
На доске карточки-выражения, на обороте которых верные записи римскими цифрами.
3 · 1 4 : 2 10 - 3
8 + 2 4 + 3 3 + 3
Первые два выражения два ребёнка записывают у доски, получая одобрение класса –
«хлопок», остальные все выполняют самостоятельно, самопроверка с доской, в
последнем выражении учитель делает умышленную ошибку «IIV + IIV», которую
замечают и исправляют дети.
Учитель: Выражения записали, а теперь найдём их значения.
Два ученика у доски находят значения 2-х первых выражений, остальные
самостоятельно, взаимопроверка в парах или проверяющие по рядам.
Учитель: Ну что, получилось у нас «+», «-», «·» и «:», записывая выражения
римскими цифрами.
Дети: Да.
VI. Физкультминутка (изобрази римскую цифру).
Учитель говорит задания, дети изображают ответ римской цифрой.
VII. Работа по теме.
Учитель: И
напоследок логическая задача, которая поможет понять, как важно много знать, и
в частности, римские цифры.
Слайд 15 - Догадливый хозяин.
В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У
хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел в
тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал
подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить
деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не
разрезал?
(Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)
Учитель: Для решения этой задачи разделимся на 3 группы и представим себя на
месте догадливого хозяина с 3 рыбами, применим знания, полученные на уроке.
Дети получают 3 рыбы-заготовки из бумаги и тарелку. Время на совещание -1 мин.
Выступление представителей групп. Слайд 16 – отгадка.
VIII. Итог урока + самооценка + Д\З.
Учитель:
Итак, мы сегодня говорили о римских цифрах и в самом начале урока поставили
перед собой задачи. Слайд 17 - задачи урока. Удалось ли нам их
выполнить?
Дети: Да.
Учитель: Какие отметки поставим себе сегодня? Кто считает, что трудился на 5?
На 4? Согласна. Считаю, что вы отлично усвоили знания и без труда справитесь
даже с самыми хитрыми заданиями с римскими цифрами, такими, например, как на
стр. 46 №4 и №5.
Слайд 18.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.