Результаты анкетирования «Дружба через призму монитора» в 8 «В» классе
(Методика предложена доктором псих. наук Галиной Солдатовой)
Дружба в реальной жизни – это:
общение и хорошее настроение -6
гулять на улице с друзьями – 5
помощь друг другу – 5
общение с реальными людьми -3
когда человек всегда рядом -3
обмен секретами, тайнами -3
доверие -3
шутки, понятные только Вам -2
обмен чувствами
поездки
то, что проверяется годами
круто
много забавных случаев и история за спиной
когда есть у кого спросить совет
игры
сказки, её не существует!
Дружба в социальных сетях – это
Общение -4
У меня таких нет -3
Менее круто -2
Переписка -2
Чисто что-то сообщить
Троллинг
Фотографии
Игрушки
Веселье
Это когда на расстоянии тебе не важны внешние данные человека, а просто идёт взаимопонимание
Это лучше, чем в реальной жизни, здесь нет предательства!
Что вы делаете с друзьями в обычной жизни?
Гуляем -10
Общаемся -7
Разговариваем, болтаем -7
Веселимся, дурачимся -6
Бываем в красивых местах, путешествуем – 5
Играем -5
Ходим друг к другу в гости -4
Обмениваемся мыслями, мнением – 4
Занимаемся спортом -2
Ходим в кино -2
Шушукаемся, секретничаем -2
рассуждаем
Что из перечисленного в п.3 ответов вы делаете со знакомыми в обычной жизни?
Гуляем -6
Общаемся -4
Разговариваем, болтаем -3
Играем -2
Занимаемся спортом -2
Ничего -2
Веселимся, дурачимся -2
Играем в компе
Что из перечисленного в п.3 ответов вы делаете с виртуальными друзьями?
Ничего -5
Играем -4
Просто переписываюсь -4
Общаемся
Ходим друг к другу в гости на страницы
Обсуждаем разные вещи
Какие темы ты обсуждаешь с реальным другом?
Самые разные -7
Про жизнь -5
О делах в школе -3
О девочках -3
Об играх -3
Всё самое интересное -2
О моде, обновках -3
О спорте -2
От еды - до мнения о Трампе
О будущем
О друзьях
О том, куда пойдём гулять
Какие темы ты обсуждаешь с виртуальным другом?
Никаких -5
Всевозможные -2
О играх -2
Формально о делах -2
Только обмен фотками
Мода
Кино
Книги
С виртуальным другом мне легче обсуждать свои проблемы
Отличия представлений о себе в виртуальной жизни по сравнению с реальной жизнью у подростков и родителей: «в интернете я ощущаю себя…» (дети 12-17 лет; родители детей 12-17 лет, %)
Преодоление психологического барьера
С какими онлайн- рисками подростки сталкивались за последний год, по оценке подростков и родителей? (дети 12-17 лет; родители детей 12-17 лет, %)
Негативный опыт в Интернете
Классификация онлайн-рисков
Коммуникационные риски
Возникают в процессе общения и взаимодействия людей в Интернете. В их числе кибертравля, сексуальные домогательства, нежелательные знакомства в Сети, встречи с интернет-знакомыми в реальной жизни и др. С подобными рисками можно столкнуться при общении в онлайн-мессенджерах, социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и других ресурсах.
Контентные риски
Возникают при столкновении с противозаконной, неэтичной и вредоносной информацией в сети (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на различные ресурсы). К такой информации относятся: агрессия, эротика или порнография, нецензурная лексика, информация, разжигающая расовую ненависть, пропаганда анорексии, булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ Подобный контент можно встретить на различных сайтах и в социальных сетях.
Потребительские риски
Возникают в процессе приобретения товаров и услуг через Интернет. В их числе риск купить товар низкого качества, подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию; потерять денежные средства или стать жертвой мошенников, использующих персональные данные онлайн-покупателей.
Технические риски
Опасность повреждения программного обеспечения компьютера, хищения или нарушения конфиденциальности личной информации посредством взлома с использованием вредоносных программ (вирусы, черви, троянские кони, шпионские программы, боты и др.).
Как защитить ребёнка от онлайн-рисков?
Развивайте доверительные отношения. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: ваша цель не наказать, а помочь ему. в этом случае он сможет вам довериться.
Установите правила пользования Интернетом для всех электронных устройств. Необходимо прийти к соглашению по следующим вопросам: что разрешено делать в Сети? Где можно пользоваться мобильными устройствами? Когда и сколько времени можно проводить в Интернете?
Регулярно разговаривайте об Интернете. Расскажите ребенку об основных угрозах, с которыми он может столкнуться в Сети. Точная и достоверная информация - лучшее средство от онлайн-рисков.
Будьте в курсе событий ребенка в реальной жизни и виртуальном пространстве. Искренне интересуйтесь активностью ребенка в Интернете. Попросите его помочь вам завести аккаунт в социальной сети или игре, где он "обитает".
Расскажите о нормах онлайн-этикета. Как и в реальной жизни, в Интернете надо вести себя вежливо и дружелюбно. Ребёнок должен понять, что анонимность в Сети - иллюзия, и любое действие навсегда оставляет свой след.
Объясните необходимость защиты персональной информации. Любая личная информация, которую ребенок выкладывает в Сеть, может быть использована другими людьми против него. Расскажите ему про средства защиты персональных данных, помогите установить настройки приватности на всех посещаемых ресурсах.
Проинформируйте о том, где можно получить помощь. Если ребёнок столкнётся с проблемой в Сети, он может обратиться к администрации сайта, в службу техподдержки или к взрослому, которому он доверяет.
Станьте для ребенка примером ответственного онлайн-пользователя. Повышайте свою цифровую компетентность и старайтесь сами соблюдать правила, которые установили для детей.
Чем опасно общение в Сети?
Интернет открывает уникальные возможности для общения благодаря современным технологиям можно быть на связи 24 часа в сутки практически в любой точке мира. В то же время в Сети ребенка могут подстерегать следующие риски:
Кибербуллинг - намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта. Каждый четвёртый российский школьник ежегодно сталкивается с унижением, оскорблениями или преследованием в Сети.
Груминг - установление дружеского контакта с ребёнком с целью сексуальной эксплуатации. Принимает разные формы: от обмена сообщениями и материалами сексуального характера до соблазнения, домогательства или шантажа. Каждый двадцатый подросток сталкивается с сексуальными домогательствами в Интернете.
Секстинг - отправка сообщений (текстовых или изображений) эротического или порнографического содержания посредством мобильной связи или через Интернет. Каждый четвертый подросток встречал или получал в Сети сообщения сексуального характера. Встречи с людьми из Интернета в реальной жизни могут быть опасны. Более трети подростков пойдут на встречу с виртуальным другом без сопровождения взрослых.
Кибербуллинг: как помочь ребёнку?
Сигналы опасности
Ухудшение настроения во время и после общения в Интернете - признак того, что ребенок может подвергаться агрессии. • Нервозность при звуке получения сообщения может говорить о его негативном содержании. • Внезапная неприязнь к Интернету - возможный признак наличия проблем в виртуальном мире.
Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребёнка. Избегайте необдуманных действий. Дайте ребёнку понять, что владеете ситуацией, готовы помочь и не станете его ругать или осуждать.
Разберитесь в ситуации вместе с ребёнком. Важно найти ответы на вопросы: когда возник конфликт? Что стало причиной? Кто принимает участие в травле? Существует ли угроза здоровью или жизни ребёнка?
Соберите доказательства травли. Сохраните все возможные свидетельства происходящего (скриншоты экрана, электронные письма, фотографии и т.п.).
Научите правильно реагировать на агрессора. Лучший способ остановить травлюигнорировать обидчиков. Помогите ребенку заблокировать агрессоров или добавить их в «чёрный список». Иногда стоит временно удалить аккаунт на тех ресурсах, где происходит травля.
Обратитесь за помощью. Жертве кибербуллинга трудно постоять за себя.
Если травля происходит в открытом сообществе или группе, обратитесь к администраторам ресурса с просьбой заблокировать аккаунты обидчиков, прикрепите скриншоты со свидетельствами кибербуллинга. Оповестив администрацию ресурса о киберхулигане, можно обезопасить от него и себя, и других пользователей.
• Если в травле участвуют ученики школы, расскажите о ситуации классному руководителю, школьному психологу, директору.
Если существует угроза здоровью и жизни ребёнка, обратитесь в правоохранительные органы, приложив к заявлению собранные доказательства.
Рекомендации по предупреждению встреч с незнакомцами, груминга, секстинга
Познавательный интерес подростков к вопросам секса - возрастная норма. В Интернете этот интерес может эксплуатироваться злоумышленниками.
Как обезопасить ребенка в таких случаях?
Напоминайте о принципе "доверяй, но проверяй". При общении в Сети никогда нельзя быть уверенным, кем на самом деле является собеседник. По ту сторону монитора может оказаться взрослый человек с преступными намерениями.
Обсудите последствия секстинга. Например, собеседник может разослать друзьям ребенка переписку или откровенные фото, опубликовать их в открытом доступе. Это способно нанести психологическую травму и навредить репутации ребенка.
Расскажите, что не вся информация в Сети об отношениях, в том числе интимных, соответствует действительности. Гармоничные отношения между людьми связаны с заботой и доверием, но в Сети тема любви часто представлена в искаженной, вульгарной форме. Отнеситесь к вопросам ребенка внимательно: лучше, если он получит эту информацию от вас, чем от незнакомца.
Проинформируйте об уголовной ответственности за использование сексуально откровенных изображений несовершеннолетних. Изготовление, хранение и распространение данной информации при помощи электронных средств коммуникации запрещено законом (Ст. 242.1 УК РФ).
Посещайте социальную сеть, в которой общается ребенок. Обращайте внимание на тех, кого он добавляет в друзья. Появление взрослых незнакомцев - повод насторожиться.
Не позволяйте ребенку ходить на встречи с незнакомцами одному. Если виртуальный друг действительно доброжелательный, он с пониманием отнесется к такой предосторожности.
Поощряйте и создавайте условия для позитивного общения в реальной жизни. Секстинг не должен заменять подростку опыт реального общения с противоположным полом.
Что делать, если ребёнок завёл аккаунт в социальной сети?
По статистике Фонда Развития Интернет более 80% российских школьников в возрасте от 12 до 17 лет пользуются социальными сетями. Самые популярные из них: ВКонтакте, Одноклассники и Facebook. Хотя согласно правилам, зарегистрироваться в этих сетях можно только с 13 лет, ничто не мешает юным пользователям обойти этот запрет и завысить свой возраст в соответствующей графе профиля. По данным исследований Фонда 88% детей в возрасте 11-12 лет уже имеют свой профиль в социальной сети. Сегодня, как в России, так и за рубежом идут активные дискуссии о том, чтобы ограничить доступ детей в возрасте до 13 лет в социальные сети, однако надёжных технических решений этой проблемы пока не найдено.
Юные «нарушители»
Мы знаем, что стать пользователем социальной сети достаточно просто, например, чтобы завести профиль в ВКонтакте или в Одноклассниках требуется лишь номер мобильного телефона. Поэтому взрослые могут не знать, что их ребёнок зарегистрировался в социальной сети. Более того, современные родители довольно часто сами заводят аккаунты для своих детей, причем, делают они это довольно рано. По данным исследований Фонда, даже среди дошкольников встречаются «пользователи» социальных сетей. Тем не менее, интерес к онлайн-общению и социальным сетям возникает у детей к началу подросткового возраста. Именно в 11-12 лет дети начинают активно пользоваться подобными ресурсами.
Объясните, как устроены социальные сети
Если вы обнаружили, что ваш ребёнок завёл страничку в социальной сети, то не стоит пугаться и наказывать его. Чаще всего в этом возрасте дети заводят профиль под влиянием сверстников, а также, чтобы казаться взрослее и «круче». Если заставить ребёнка насильно удалить аккаунт, то ничто не помешает ему завести новый и принять меры, чтобы вы не узнали об этом. Будет лучше, если вы поговорите с ребёнком о социальных сетях, объясните, как они устроены и для чего их можно использовать. Помогите ему с настройками приватности и расскажите, как сделать надёжный и хорошо запоминающийся пароль к аккаунту, и почему не стоит делать свой профиль общедоступным. Никогда не шпионьте за своим ребёнком – с уважением относитесь к его личному пространству и в жизни, и в Интернете.
Расскажите о рисках онлайн-общения
Обязательно расскажите ребёнку о потенциальных рисках, связанных с использованием социальных сетей. Главные проблемы – это общение с незнакомцами и неосторожное обращение с персональной информацией. Каждый третий ребёнок в возрасте 11-12 лет общался в Интернете с кем-то, кого он не знал лично. При этом, дети этого возраста достаточно свободно делятся с новыми знакомыми информацией о себе: почти 60% из них готовы рассказать о своих хобби и увлечения, почти половина – сообщить свой возраст и отправить свою фотографию, треть – назвать свои имя, фамилию и название города, в котором они живут. Как показывает практика работы Линии помощи «Дети Онлайн» (8-800-25-000-15), последствия обмена такой, казалось бы, безобидной информацией могут быть очень серьёзными: мошенничество, шантаж, кибертравля и сексуальная эксплуатация
Покажите положительный пример
Самый лучший способ защитить ребёнка от потенциальных угроз социальных сетей – это научить его осмысленно и целенаправленно использовать их для учебы и самореализации. Покажите детям примеры популярных страниц, посвящённых творчеству, здоровому образу жизни, изучению истории родного края или любому другому увлечению пользователя. Ещё лучше, если вы предложите своему ребёнку создать такую страницу вместе. Чтобы быть интересным для своих читателей не обязательно выкладывать в сеть персональные данные и засорять свою ленту перепостами с сомнительными шутками из других сообществ. Помогите ребёнку найти интересную идею для страницы и подскажите, с помощью каких технических средств она может быть реализована. Креативность и сотрудничество, основанные на взаимном доверии – это лучшее средство от онлайн-угроз.
Контентные риски
Столкновение с негативной информацией в Интернете может существенно повлиять на ребенка. Потенциальный вред от встречи с опасным контентом и реакция на него зависят от возраста, индивидульных особенностей, опыта, состояния ребенка и иных факторов. • Каждый второй российский школьник сталкивался в Интернете с информацией, способной причинить вред его здоровью и развитию.
Контент со сценами насилия и жестокости провоцирует у детей (особенно дошкольного и младшего школьного возраста) негативные переживания, расстраивает и пугает их. • Каждый третий российский школьник сталкивался в Интернете с материалами на тему насилия и жестокости. Неполная или недостоверная информация в Сети вводит в заблуждение ребенка, у которого еще нет опыта, необходимого для оценки достоверности тех или иных сведений. В частности, размещенные в открытом доступе фото- и видео¬материалы, на которых демонстрируется половая распущенность и патологические проявления сексуальности, способны деформировать нормы и ценности подрастающей личности.
В России 35% подростков встречали в Сети сексуальные изображения; каждый четвертый ребенок был этим расстроен. Информация, популяризирующая употребление алкоголя, наркотиков, сигарет, опасных для здоровья способов похудания, методов причинения физического вреда и боли, ненормативную лексику, может быть воспринята детьми как пример для подражания и в будущем способствовать закреплению негативных моделей поведения.
Каждый пятый подросток сталкивался в Сети с информацией, пропагандирующей табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Как защитить ребенка от негативной информации в Интернете?
Создайте отдельную учётную запись, если ребенок пользуется общим компьютером. Ваша учетная запись должна иметь надежный пароль и обладать правами администратора, чтобы ребенок не мог менять установленные вами настройки и программы.
Изучите арсенал технических средств контентной фильтрации и установите наиболее подходящие. Существуют приложения, позволяющие установить запрет на посещение определенных сайтов; ограничить время доступа к Интернету; отслеживать действия пользователя в Сети; блокировать сомнительные поисковые запросы и всплывающие баннеры. Функции родительского контроля часто содержатся в антивирусных программах.
Проявляйте активность в борьбе с противоправным контентом в Интернете. Распространение на территории РФ материалов, содержащих детскую порнографию, пропаганду наркотиков и самоубийств, информацию о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, запрещено законодательством (ФЗ №139). Если Вы столкнулись в Интернете с подобной информацией, отправьте жалобу в Роскомнадзор на сайт: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/ Так вы защитите не только своего ребенка, но и других пользователей.
Средства контентной фильтрации можно подбирать и использовать на различных уровнях:
На уровне провайдера. Услуги контентной фильтрации, подключенные непосредственно у провайдера, защитят все домашние устройства, связанные с Интернетом, от негативного контента.
На уровне приложений. Программы контентной фильтрации и родительского контроля могут устанавливаться на устройства, которые ребенок использует для выхода в Интернет (компьютер, планшет или смартфон).
На уровне онлайн-ресурсов. Многие популярные онлайн-сервисы, поисковые системы, социальные сети предоставляют пользователям возможность установить безопасный режим работы.
Профилактика контентных рисков
Научите критично относиться к информации в Сети. Объясните ребенку, что большинство информации, размещенной в Интернете, не может считаться правильной по умолчанию. Зачастую опубликованные материалы требуют проверки. Обсудите правила, которые помогут школьнику оценить достоверность сведений.
Выбирайте одобренные ресурсы. Для поиска полезного и безопасного контента используйте белые списки - перечни сайтов, предлагающие пользователям широкий диапазон образовательных и развлекательных ресурсов. С ними можно ознакомиться на странице конкурса "Позитивный Контент", на официальном сайте Российской Государственной Детской Библиотеки.
Открытый и доброжелательный диалог - лучшая вакцина от контентных рисков. Помните, что даже постоянный контроль за действиями ребенка в Интернете и применение средств фильтрации никогда не дадут 100% гарантии защиты от негативной информации. Он может столкнуться с ней, выйдя в Сеть в гостях у друга, или найти самостоятельно. Будьте откровенны с ребенком, не бойтесь аккуратно и тактично спрашивать его об увиденном и прочитанном в Интернете, обсуждайте это вместе. Лучше, если ребенок получит грамотные комментарии от вас, нежели от сверстников или случайных знакомых.
Как оценить достоверность сведений в Интернете?
Если Вы что-то узнали в Интернете, найдите источник информации и её автора.
Красиво сделанный сайт - еще не повод верить всему, что на нём написано. Важно понимать, с какой целью создан этот ресурс.
Следуйте правилу трех источников: прежде чем поверить в какой-либо факт, проверьте еще, как минимум, два источника информации.
Если информацию сложно проверить или не удалось найти первоисточник, можно принять её к сведению, но распространять не стоит.
Что такое интернет-зависимость?
Интернет-зависимость - термин, применяемый для описания непреодолимой тяги к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде она чаще всего проявляется в форме увлечения видео-играми, навязчивой потребности к общению в чатах и социальных сетях, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети. Интернет-зависимость до сих пор не признана самостоятельным психическим расстройством, но её наличие может неблагоприятно отразиться на физическом, психическом и социальном благополучии ребенка. При чрезмерной увлеченности Интернетом наблюдается нарушение биоритмов сна и бодрствования, хронический
недосып, усталость; снижение волевого контроля, апатия; ухудшение успеваемости и отношений со сверстниками в реальной жизни, сужение круга общения, изоляция. Каждое десятое обращение на Линию помощи "Дети Онлайн" связано с чрезмерным использованием Интернета детьми и подростками.
Как справиться с чрезмерной увлеченностью Интернетом?
Симптомы интернет-зависимости:
Потеря контроля над временем и поведением в Сети Выражается в длительном и бесцельном пребывании в Интернете.
Синдром отмены Отсутствие доступа в Интернет вызывает плохое настроение, подавленность, агрессию, а также бессонницу, головные боли, потерю аппетита.
Замена реальности Пренебрежение семьей, учебой, друзьями, сном и питанием, личной гигиеной из-за постоянного пребывания онлайн.
Проявите обеспокоенность. Дайте ребенку понять, что вас настораживает длительность его пребывания в Сети. Поделитесь с ним своими опасениями. Ребенок должен чувствовать, что вы не осуждаете его, а проявляете заботу (например: "я переживаю, что ты редко видишься с друзьями", "я беспокоюсь, что ты не высыпаешься, "я волнуюсь о...")
Попытайтесь найти причину чрезмерной увлеченности Интернетом. В Сети ребенка привлекает то, чего ему не хватает в реальной жизни. Попросите показать и рассказать, чем он занят в Интернете. Если ребенок увлекается играми, попросите его помочь вам понять правила, попробуйте сами поиграть.
Используйте внешние средства контроля за временем. Если ребенок теряет счет времени в Сети, предложите ему использовать таймер или будильник. Дети постарше могут подробно записывать, что они делают в Интернете, и сколько времени на это тратится. Это поможет осознать проблему пустой траты времени, избавиться от навязчивых действий (например, бездумное обновление странички или проверка смартфона).
Обратитесь за помощью к профессионалам. В основе интернет-зависимости могут лежать проблемы адаптации (социальная изоляция, неумение строить отношения), личностные особенности ребенка (тревожность, замкнутость). Тем не менее, любая зависимость - сложный диагноз, поставить который может только специалист. Для ее диагностики и лечения необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту.
Профилактика интернет-зависимости
Придумайте общее дело в Интернете. Вместе с ребенком заведите блог, создайте веб-сайт, поиграйте в одну игру, поощряйте использование Интернета для творчества и учебы. Цифровые технологии могут объединять, а не разъединять вас.
Приучите делать регулярные перерывы. Если школьник провел за компьютером больше часа, полезно встать из-за стола, размяться, сделать разминку, гимнастику для глаз; также можно выйти на прогулку или устроить совместное чаепитие.
Научите использовать Интернет эффективно. Задайте ребенку вопрос: "Что ты собираешься сделать сегодня в Сети?" Запишите ответ на яркий листок и разместите его рядом с монитором. Устройство следует выключить, как только цель будет достигнута.
Исключите электронные технологии из системы "поощрение-наказание". Лишение любимого устройства не снижает интерес к нему, но может вызвать раздражение и злость. Если ребенок провинился, следует объяснить, в чем он неправ, помочь исправить ошибку, привлечь к делам по дому. Это научит ребенка воспринимать виртуальное пространство нейтрально, как одну из сфер жиз-ни, а не как сверхценный объект, доступ к которому нужно получить любой ценой.
Не используйте планшет как "цифровую няню". Научите ребенка простым играм и занятиям, которые помогут ему скоротать время ожидания в перерывах между занятиями, в дороге и очереди без цифровых устройств и Интернета. Это снизит риск чрезмерной увлеченности онлайн-развлечениями в будущем.
Помогите ребенку найти себя вне виртуального пространства. Чем больше у ребенка интересных хобби, тем меньше времени на бессмысленное блуждание по Сети. Многие виды онлайн-активности имеют свои аналоги в реальной жизни. Например, если ребенку нравятся игры со сражениями, запишите его в секцию единоборств. Важно поддержать ребенка в его начинаниях, отмечать успехи в деятельности, не связанной с Интернетом.
Как защитить ребёнка от технических рисков?
Исследования Фонда Развития Интернет показывают, что практически каждый второй российский школьник сталкивается в Интернете с различными техническими рисками. Несмотря на то, что сегодня существует достаточно много как платных, так и бесплатных программ, позволяющих надёжно защитить цифровые устройства от вирусов и других вредоносных программ, практически каждое третье обращение на Линию помощи «Дети Онлайн» связано с техническими рисками. Простые и эффективные правила интернетбезопасности позволяют избежать многих проблем, но, к сожалению, и дети, и взрослые частенько о них забывают.
Защитите все устройства Защитите надёжными паролями вход в компьютер и мобильные устройства. Научите ребёнка пользоваться этой функцией. Объясните ему, что пароль нужно держать в секрете даже от самых близких друзей. Для каждого устройства нужен свой пароль, который стоит регулярно менять.
Создайте отдельную учётную запись Заведите для ребёнка на компьютере отдельную учётную запись без прав администратора. Это значительно снизит риск установки вредоносного программного обеспечения на компьютер и не позволит юному пользователю поменять настройки безопасности в браузере и операционной системе.
Антивирусная защита для всех устройств Обязательно установите программу комплексной защиты компьютера, включающую в себя антивирус, антишпион, сетевой экран и онлайн-сканнер. Не забывайте о том, что в защите нуждается не только компьютер, но и мобильные гаджеты – планшеты и смартфоны.
Регулярно обновляйте операционную системы и ПО Всегда используйте лицензионное программное обеспечение. Регулярно обновляйте операционную систему, браузер и антивирусную программу. Устанавливайте приложения для ПК и мобильного телефона только с надёжных ресурсов.
Избегайте подозрительных ссылок и баннеров Объясните ребёнку, что не стоит кликать на незнакомые ссылки и яркие баннеры на сайтах. Гораздо безопаснее вводить адрес сайта самому или находить его через поисковые системы, а любимые сайты ребёнка, которые он посещает чаще всего, лучше добавить в закладки.
Используйте защищённые соединения Подключаясь к Интернету через Wi-Fi, убедитесь, что используете безопасное соединение. Защитите домашнюю сеть надёжным паролем. Объясните ребёнку, что использование незащищённых сетей может привести к потере персональных данных.
Как уберечь ребёнка от Интернет-мошенников?
В Интернете обитают не только добропорядочные пользователи, но и мошенники, которые только и мечтают о том, как бы обокрасть доверчивых пользователей или добыть у них ценную информацию. По данным Фонда Развития Интернет, каждый десятый российский школьник сталкивался в Интернете с кражей денег, а каждый пятый – персональных данных. Для того чтобы не стать жертвой кибермошенников следует соблюдать простые правила:
Никогда не отвечайте на сообщения, которые приходят от незнакомых людей. Особенно осторожно следует относиться к письмам, которые приходят с неизвестных вам почтовых сервисов.
Если в письме вам сообщают о крупном выигрыше в лотерею, о том, что ваши близкие попали в беду, или о сборе средств на благотворительность, лучше всего такую информацию проверить с помощью другого канала информации, например по телефону или через поисковик.
Никогда не проходите по ссылкам, содержащимся в подозрительном сообщении, никогда не заполняйте формы во всплывающих окнах. Если автор сообщения просит вас сохранить содержания письма в тайне или совершить определенные действия в сжатые сроки, скорее всего, это мошенничество.
Даже если в сообщении содержится персональное обращение или оно написано вашим другом или приятелем, это не повод доверять письму. Личные данные можно украсть или подделать.
Если вам кажется, что вы стали жертвой интернет-мошенничества, поменяйте все пароли, свяжитесь с администрацией интернет-ресурса, на котором произошла кража личных данных, а лучше всего обратитесь к родителям, они наверняка помогут вам и подскажут, что нужно сделать.
Никогда не пытайтесь бороться с мошенниками самостоятельно. Зачастую мошенники – это взрослые опытные люди, они хорошо оценивают риски, на которые идут.
Онлайн-угрозы: первый опыт
Дети буквально очарованы планшетами и смартфонами и оценивают их крайне положительно. Вместе с этим, несмотря на нежный возраст, примерно 15% детей уже сталкивались с негативным опытом в Интернете.
Фонд Развития Интернет
Официальный сайт: http://www.fid.su/
Информационный портал«Дети России Онлайн»: http://detionline.com/
Журнал «Дети в информационном обществе»: http://detionline.com/journal/
Facebook: http://www.facebook.com/FoundIntDev
ВКонтакте: http://vk.com/club27736677
Благодарим за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.