Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. А также композитор и органист , около полувека проработавший в Лондоне. Он родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским подданным
Пассакалия - старинный испанского происхождения танец в медленном темпе, маршеобразный и торжественный, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В XVII веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад. С конца 17 века становится отдельным музыкальным произведением композиторов эпохи барокко
И с каждым словом становясь на смерть короче,И поминая музыкой терновый полдень,Передохните, Гендель, в стылых пальцах ночи!Пророчьте, Гендель, хмелем междустрочий.Где заклинать в стихах, а после в синиЯ буду эти вехи, звуки, лица...Где вздрогнет бабочка, касаясь многоточий,Возможно та, что помнит складки плащаницы.Не хватит сил, начни меня сначала.Раскинув Руки - Те, что помнит Эхо...Любовь Твоя сошьёт ли мне нежнейший из нарядов?Любовь, создавшая из смерти человека.( Эдуард Делюж)
Анализ музыкального произведения:Музыка Пассакальи печальная, мелодичная, торжественная. Слышен сосредоточенный трагический характер. Пассакалия является общей кульминацией сюиты, в которой акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная пассакалии имеет здесь особое значение. Многократный показ темы в различных ракурсах, возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и росту его драматических элементов
Если первая вариация раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы, то следующие две — спокойствием плавного движения, мягкостью мелодико-ритмических линий — разрежают густое звучание и плотную фактуру первой вариации. Четвертая вариация, как бы суммируя обе предшествующие, завершает первый этап вариационного развития
Начиная с пятой вариации, развитие вступает в новую фазу. Ритмическое дробление, «подталкивая» движение, неуклонно влечет его вперед. Разнообразные виды фигураций обогащают фактуру, и от вариации к вариации она становится все более насыщенной и полнозвучной. Отточенная веками техника варьирования доведена в этой небольшой клавирной пьесе до классического совершенства. Пассакалия Генделя вплотную примыкает к лучшим образцам «строгих» вариаций в клавирном творчестве Моцарта
Сравнение изображений:
Автор первой иллюстрации нашел старинное изображение музыкантов 17 века, которые исполняют Пассакалью. Во втором случае- подчеркнута мрачность этого произведения. В третьем кроме серого тоскливого фона есть еще и светлые мажорные эпизоды. В четвертом выделен фиолетовый фон - цвет сгустившихся сумерек, в которых мерцают таинственные огоньки. А в пятом изображении переплетение спиралей, пружин. Это как голоса в полифонической музыке, которые звучат самостоятельно, но подчиняются общей логике
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.