Рисуем «Пассакалию» Георга Фридриха Генделя

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 29.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыка Пассакальи печальная, мелодичная, торжественная. Слышен сосредоточенный трагический характер. Пассакалия является общей кульминацией сюиты, в которой акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная пассакалии  имеет здесь особое значение. Многократный показ темы в различных ракурсах, возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и росту его драматических элементов
Иконка файла материала Рисуем «Пассакалию» Георга Фридриха Генделя.pptx

Рисуем «Пассакалию» Георга Фридриха Генделя

5 класс

Гендель — немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. А также композитор и органист , около полувека проработавший  в Лондоне. Он родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. Получив музыкальное образование и опыт в Италии, он затем переселился в Лондон, а впоследствии стал английским подданным

Пассакалия - старинный испанского происхождения танец в медленном темпе, маршеобразный и торжественный, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В XVII веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад. С конца 17 века становится отдельным музыкальным произведением композиторов эпохи барокко

И с каждым словом становясь на смерть короче, И поминая музыкой терновый полдень, Передохните, Гендель, в стылых пальцах ночи! Пророчьте, Гендель, хмелем междустрочий. Где заклинать в стихах, а после в сини Я буду эти вехи, звуки, лица... Где вздрогнет бабочка, касаясь многоточий, Возможно та, что помнит складки плащаницы. Не хватит сил, начни меня сначала. Раскинув Руки - Те, что помнит Эхо... Любовь Твоя сошьёт ли мне нежнейший из нарядов? Любовь,  создавшая из смерти человека.( Эдуард Делюж)

Анализ музыкального произведения: Музыка Пассакальи печальная, мелодичная, торжественная. Слышен сосредоточенный трагический характер. Пассакалия является общей кульминацией сюиты, в которой акцентируются героические и патетические мотивы. Вариационная форма, свойственная пассакалии  имеет здесь особое значение. Многократный показ темы в различных ракурсах, возможность слить в едином процессе контрастность сопоставлений с постепенным нарастанием динамики способствуют не только всестороннему раскрытию образа, но и росту его драматических элементов

Если первая вариация раздвигает диапазон, усиливает монументальность и величественность темы, то следующие две — спокойствием плавного движения, мягкостью мелодико-ритмических линий — разрежают густое звучание и плотную фактуру первой вариации. Четвертая вариация, как бы суммируя обе предшествующие, завершает первый этап вариационного развития

Начиная с пятой вариации, развитие вступает в новую фазу. Ритмическое дробление, «подталкивая» движение, неуклонно влечет его вперед. Разнообразные виды фигураций обогащают фактуру, и от вариации к вариации она становится все более насыщенной и полнозвучной. Отточенная веками техника варьирования доведена в этой небольшой клавирной пьесе до классического совершенства. Пассакалия Генделя вплотную примыкает к лучшим образцам «строгих» вариаций в клавирном творчестве Моцарта

Сравнение изображений:
Автор первой иллюстрации нашел старинное изображение музыкантов 17 века, которые исполняют Пассакалью. Во втором случае- подчеркнута мрачность этого произведения. В третьем кроме серого тоскливого фона есть еще и светлые мажорные эпизоды. В четвертом выделен фиолетовый фон - цвет сгустившихся сумерек, в которых мерцают таинственные огоньки. А в пятом изображении переплетение спиралей, пружин. Это как голоса в полифонической музыке, которые звучат самостоятельно, но подчиняются общей логике

Использованные цвета:
Синий - глубина мысли
Красный- торжественность
Коричневый - печаль.
Желтый- надежда