Среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства
Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А.Римского- Корсакова и «О, фортуна!»К. Орфа являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году
Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал. Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер - «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон - «Труп невесты» (2005), Шон Леви - «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке - «Забавные игры» (2007), Гарри Винник - «Война невест» (2009).
Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.
«В пещере горного короля» - это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в крик
Композицию начинает мистический призыв валторн, после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы, виолончели и контрабасы, звучащие в низком регистре. Постепенно настороженное и таинственно - фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана
Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства
Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил
Рисуя иллюстрацию к пьесе Э .Грига «В пещере горного короля», нужно не забывать о том, что это программное произведение. О его содержании легко узнать из названия, можно найти нужные страницы в пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт». Но даже те, кто слушают эту музыку впервые, почувствуют холодок мрачного подземелья, где веселятся маленькие человечки. На родине Грига, в Норвегии, гномы, тролли, эльфы были героями большинства сказок и легенд. Именно они населяли пещеры, склоны гор и фьердов .В произведении есть развитие, поэтому можно делать серию рисунков. Но во всех иллюстрациях , по – видимому, будут преобладать яркие, контрастные сочетания красок(в музыке растет громкость звучания, играют духовые инструменты).Но цвета преимущественно, темные, так как это минор
Люблю у Грига сказочный сюжет:В пещере горной шествие шальное.Костров площадку освещает свет,Созвал король всех троллей на совет,Замыслить чтобы зло очередное.Все ближе монстров сказочных ряды,Быстрее пляска, хохот, ярче блики...Как тролли силой, ловкостью горды!Литавров звон и гул большой трубы,Не заглушают вопли, рев и крики.Смешалось все в гигантский хороводВокруг костров, достигнув пика форте...И вдруг, внезапно шум и топот смолк,Как будто кончился часов завод,Остановились диких тварей орды.Закончив снова хочется играть,Представить это как-нибудь иначе,Рояль поможет вечер скоротать,Вернув мне в дикой пляске троллей рать,И Солвейг мне споет, а не заплачет
Екатерина Медикова
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.