Рисуем пьесу «В пещере горного короля»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 29.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рисуя иллюстрацию к пьесе Э .Грига «В пещере горного короля», нужно не забывать о том, что это программное произведение. О его содержании легко узнать из названия, можно найти нужные страницы в пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт». Но даже те, кто слушают эту музыку впервые, почувствуют холодок мрачного подземелья, где веселятся маленькие человечки. На родине Грига, в Норвегии, гномы, тролли, эльфы были героями большинства сказок и легенд. Именно они населяли пещеры, склоны гор и фьердов .В произведении есть развитие, поэтому можно делать серию рисунков. Но во всех иллюстрациях , по – видимому, будут преобладать яркие, контрастные сочетания красок(в музыке растет громкость звучания, играют духовые инструменты).Но цвета преимущественно, темные, так как это минор
Иконка файла материала Рисуем пьесу «В пещере горного короля».pptx

Рисуем пьесу «В пещере горного короля»

Э.Григ

Среди богатого творческого наследия Грига есть одно произведение, которое в рейтинге самых узнаваемых оркестровых сочинений уверенно занимает первое место. Речь идёт о блестящем творении композитора под названием «В пещере горного короля», которое он написал как музыкальную иллюстрацию к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Эта симфоническая миниатюра, звучащая всего две с половиной минуты, является настоящей жемчужиной, которая по достоинству входит коллекцию шедевров музыкального искусства

Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» вместе с «Полётом шмеля» Н.А.Римского- Корсакова  и «О, фортуна!»К. Орфа  являются самыми узнаваемыми классическими произведениями.Пьеса «В пещере горного короля» довольно часто привлекала внимание музыкантов, работающих в разных музыкальных жанрах. На тему произведения сделан не один десяток обработок, например популярная американская певица и автор песен Кэндис Найт на музыку композиции сочинила слова. Песня, исполненная британско-американской рок-группой «Rainbow» вошла в восьмой, последний альбом коллектива «Stranger in Us All», вышедший в 1995 году

Считается, что впервые джазовая интерпретация пьесы «В пещере горного короля» была представлена оркестром Альвино Рея в 1941 году. Затем американский бас-тромбонист Джордж Робертс в 1959 году записал джазовый вариант этого произведения, исполнив мелодию на своем басовом тромбоне.Рок версии композиции «В пещере горного короля» можно услышать в исполнении британской рок-группой «The Who», американской рок-группой «Savatage», британской рок-группы «Marillion», американской рок-группы «Kamelot», а также голландской группы «Epica», исполняющей музыку в стиле симфоник-метал. Кинорежиссёры также часто вставляют звучание произведения в саундтреки своих фильмов. Например, Д.В. Гриффит в киноленту «Рождение нации» (1915), Фриц Ланг в «М — город ищет убийцу» (1931), Джерри Цукер - «Крысиные бега» (2001), Тим Бёртон - «Труп невесты» (2005), Шон Леви - «Ночь в музее-2» (2006), Михаэль Ханеке - «Забавные игры» (2007), Гарри Винник - «Война невест» (2009).
Особая популярность произведения Эдварда Грига обусловлена ещё и тем, что её довольно часто используют в рекламных роликах, видеоиграх и анимационных фильмах.
 

«В пещере горного короля» - это красочная пьеса со сказочно-фантастическим характером в спектакле «Пер Гюнт» иллюстрирует сцену, в которой главный герой попадает во дворец Доврского деда – властителя королевства лесной нечисти: ведьм, троллей, кобольдов и леших.Произведение, написанное в тональности си минор, имеет простое, но своеобразное строение, основанное на неоднократном повторении одной темы, незамысловатый мотив которой напоминает старинный шотландский напев. Каждый раз тема появляется с новыми фигурациями в сопровождении, усиливающими не только её причудливость, но и динамику. Всё это отвечает задуманному композитором образу: неслаженная пляска горных чудовищ, нарастающий галдеж, в итоге переходящий в крик

Композицию начинает мистический призыв валторн, после которого основную тему на пианиссимо проводят фаготы, виолончели и контрабасы, звучащие в низком регистре. Постепенно настороженное и таинственно - фантастическое звучание преображается и становится более насыщенным. Мелодия переходит в более высокий регистр, так как на передний план выходят скрипки и альты, исполняющие тему пиццикато, а затем они передают эстафету гобоям и кларнетам. Темп постепенно ускоряется, динамика усиливается. Появляется суетливость, которую вносят мелкие длительности активно варьированного сопровождения. К звучанию присоединяются всё новые и новые инструменты. Создаётся ощущение надвигающегося урагана

Такое интенсивное развитие приводит к кульминационному построению, в котором полный оркестровый состав поражает мощью своего звучания. Особое значение в оркестровке придаётся ударным инструментам. Они не только поддерживают ритмическую основу, но и создают динамическое разрастание. Бурное престиссимо отображает стремительный вихрь, в котором закружились фантастические обитатели «тёмного» королевства

Вдруг звучание оркестра резко прерывается. Мелодия ещё пару раз пытается возвратиться, но упрямые аккорды с порхающими форшлагами, звучащие как властные приказы пещерного повелителя, прерывают шабаш тёмных сил

Рисуя иллюстрацию к пьесе Э .Грига «В пещере горного короля», нужно не забывать о том, что это программное произведение. О его содержании легко узнать из названия, можно найти нужные страницы в пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт». Но даже те, кто слушают эту музыку впервые, почувствуют холодок мрачного подземелья, где веселятся маленькие человечки. На родине Грига, в Норвегии, гномы, тролли, эльфы были героями большинства сказок и легенд. Именно они населяли пещеры, склоны гор и фьердов .В произведении есть развитие, поэтому можно делать серию рисунков. Но во всех иллюстрациях , по – видимому, будут преобладать яркие, контрастные сочетания красок(в музыке растет громкость звучания, играют духовые инструменты).Но цвета преимущественно, темные, так как это минор

Люблю у Грига сказочный сюжет: В пещере горной шествие шальное. Костров площадку освещает свет, Созвал король всех троллей на совет, Замыслить чтобы зло очередное. Все ближе монстров сказочных ряды, Быстрее пляска, хохот, ярче блики... Как тролли силой, ловкостью горды! Литавров звон и гул большой трубы, Не заглушают вопли, рев и крики. Смешалось все в гигантский хоровод Вокруг костров, достигнув пика форте... И вдруг, внезапно шум и топот смолк, Как будто кончился часов завод, Остановились диких тварей орды. Закончив снова хочется играть, Представить это как-нибудь иначе, Рояль поможет вечер скоротать, Вернув мне в дикой пляске троллей рать, И Солвейг мне споет, а не заплачет
Екатерина Медикова