Ритмические ориентировки
Происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал. Вся работа над текстом проходит по такой схеме:
1. Прослушивание ритма стихотворения (текста);
2. Прохлопываем ритм;
3. Протопываем ритм;
4. Хлопаем, топаем одновременно в нужном ритме;
5. Хлопаем, топаем, проговариваем ритм;
6. Прослушивание слов стихотворения (текста);
7. Воспроизведение текста с движениями;
8. Воспроизведение текста без движений.
После того, как закончилась работа над текстом, педагог использует следующие упражнения:
Ритмические ориентировки
Происходит перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой
материал. Вся работа над текстом проходит по такой схеме:
1. Прослушивание ритма стихотворения (текста);
2. Прохлопываем ритм;
3. Протопываем ритм;
4. Хлопаем, топаем одновременно в нужном ритме;
5. Хлопаем, топаем, проговариваем ритм;
6. Прослушивание слов стихотворения (текста);
7. Воспроизведение текста с движениями;
8. Воспроизведение текста без движений.
После того, как закончилась работа над текстом, педагог использует
следующие упражнения:
1) взрослый проговаривает (отхлопывает) один из ритмов. Дети слушают и
воспроизводят его (тренируя слуховую память), можно повернуться к
ребятам спиной (исключаем зрительный анализатор);
2) педагог воспроизводит ритм, а дети подбирают подходящую строчку из
стихотворения и наоборот;
3) дети стоят парами, хлопают в ладоши, проговаривают текст (хлопок равен
слову);
4) соблюдая интонацию, дети исполняют стихотворение по ролям.
Приведем пример более сложного ритма:
Тататата, тататом, Что такое за окном?
Тата тата тататата Сразу в доме посветлело!
Тата та тата татом Это снег лежит ковром,
Тата тата тата тта Самый первый, самый белый1!Е. Трутнева. Движения должны быть слитными, плавно переходящими
одно в другое.
Что такое — руки согнуть на уровне груди, локти чуть поднять в
стороны; кисти рук делают вращательное движение снизу вверх, в стороны.
за окном — указательный жест на окно.
Сразу в доме — движение на звук «с», затем кисти рук делают небольшое
вращательное движение и руки разводятся в стороны.
посветлело — пальцы рук поднести ко рту, немного опустить руки вниз,
на ударном слоге поднять руки вверх.
Это — резкое указательное движение правой рукой чуть вверх.
Снег — движение звука «с».
Лежит ковром — руки согнуть на уровне груди и слегка давящим
движением раздвинуть в стороны (на уровне груди).
Самый — движение звука «с» и сразу сделать всплеск вверх (выделить
ударный слог), затем опустить руки вниз.
Первый — руки согнуть на уровне груди, резко ударить кулаками в
стороны.
Белый — расслабленно наклонить туловище вниз, руки опустить вниз
(движение звука «б»).
Правильная организация работы по развитию чувства ритма, основанная на
синтезе музыки, движения и речи, позволяет детям не только овладеть
элементарными ритмическими структурами, но и на их основе создать
предпосылки для усвоения фонетической стороны речи (ритмической
структуры слов, словесного и логического ударения, модуляций, паузации), а
также совершенствовать пространственновременную организацию
речедвигательного акта.