Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 им. Ю.А.Розума»
Саткинского муниципального района
РИТМИКА
Общеразвивающая программа
«Подготовка детей к обучению в ДШИ»
в области музыкального искусства
(3-летний срок обучения)
2019 г.
|
Разработчик:
- Т.А.Сорокина, преподаватель хоровых дисциплин МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А.Розума».
- С. А. Волкова, преподаватель высшей квалификационной категории МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю. А. Розума».
Рецензенты:
- Л.И.Моспан, преподаватель первой квалификационной категории МБОУ ДО «ДШИ №1 им. Ю.А.Розума»;
- Н.Н.Долинина, преподаватель высшей квалификационной категории, МБОУ ДО «ДШИ г. Бакал».
Оглавление
1. Пояснительная записка 4
2. Учебно-тематический план 6
3. Содержание учебного предмета 10
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 13
5. Методическое обеспечение учебного процесса 13
6. Список литературы 16
Пояснительная записка
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Срок освоения программы «Ритмика» для детей, поступающих в образовательное учреждение в возрасте пяти-шести лет, составляет 2 года.
Общий объём курса составляет 68 часов (1 академический час в неделю).
Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (5-7 человек).
Итоговая аттестация не предусмотрена. В течение года педагог работает в режиме открытых дверей для родителей и в конце каждого учебного года проводит контрольный урок для проверки усвоения пройденного материала.
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих, музыкально-ритмических, слуховых, двигательных способностей и индивидуальности обучающегося, овладение основами музыкально-теоретических знаний посредством движения, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
· овладение основами музыкальной грамоты;
· формирование пластических умений и слуховых навыков в соответствии с программными требованиями;
· воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
· развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
· приобщение к здоровому образу жизни;
· формирование правильной осанки;
· развитие творческих способностей;
· развитие темпо-ритмической памяти обучающихся;
· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
1. Наглядный
· наглядно-слуховой прием;
· наглядно-зрительный прием.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения, все ритмические композиции нужно заранее хорошо продумать, сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или более сложные ритмические построения, каноны.
2. Словесный
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры; к объяснению, напоминанию – в ритмических упражнениях, танцах.
3. Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в ритмические задания, композиции и игры. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в музыкально - ритмическом образовании.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ раз-дела |
Наименование раздела
|
№ п/п |
Тема урока |
Коли-чество часов |
1 |
Основы музыкальной грамоты (упражнения с музыкально-теоретическим заданием) |
1 |
Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие) |
2 |
|
|
2 |
Характер музыки: грустный, печальный и т.д. - веселый, задорный и т.д. |
2 |
|
|
3 |
Музыкальные лады: мажор, минор |
2 |
|
|
4 |
Динамические оттенки: - громко - тихо |
2 |
|
|
5 |
Музыкальный размер 2/4 3/4 |
2 |
|
|
6 |
Знакомство с длительностью звуков (ноты) и понятием «ритмический рисунок»: - четвертная - восьмые - половинная - целая |
2 |
|
|
7 |
Музыкальный темп: - быстрый - медленный - умеренный |
2 |
|
|
8 |
Понятия: сильная доля, слабая доля, затакт |
2 |
|
|
9 |
Понятия: музыкальная форма, музыкальная фраза, вступление |
2 |
2 |
Общеразвивающие упражнения (гимнастика) |
1 |
Комплексы гимнастических упражнений на музыку Ф.Шуберта, М.Жербина, А.Гречанинова |
2 |
|
|
2 |
Упражнения на ориентировку в пространстве: - линия - шеренга - колонна - круг |
2 |
3 |
Упражнения с музыкально-ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д. на выбор преподавателя) |
1 |
ударные (ложки, барабан, и т. д.) |
1 |
|
|
2 |
звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка) |
1 |
4 |
Упражнения с предметами (платок, лента, мяч, обруч и др.) |
1 |
Упражнение с мячом Упражнение с лентой
|
1 |
|
|
2 |
Упражнение с флажками Упражнения с цветком |
1 |
5 |
Танцевальные движения
|
1 |
Поклон - простой Шаги: - маршевый шаг - шаг на полупальцвх Бег: - на полупальцах - на месте Прыжки: - на месте по VI позиции |
1 |
|
|
2 |
Работа рук (условные ритмические жесты) - понятие «правая» и «левая рука» - половинная - положение рук на талии - четверть - «запись» ребром правой руки - восьмые - хлопки Позиции ног: - понятие «правая « и «левая нога» - первая позиция свободная - третья позиция - шестая позиция Работа головы - наклоны и повороты Движения корпуса - наклоны вперед, назад, в сторону |
1 |
|
|
3 |
Музыкально-ритмические упражнения - исполнение ритмического рисунка шагами - исполнение ритмического рисунка с дирижированием (в подвинутых группах) - исполнение простейшего ритмического двухголосия - исполнение пластических канонов |
1 |
6 |
Музыкально-ритмические игры |
1 |
«Музыкальная шкатулка», «Самолетики-вертолетики» |
1 |
|
|
2 |
«Звери в лесу», «Машины»
|
1 |
|
|
3 |
«Лошадки», «Деревья и пчелы»» |
1 |
|
|
4 |
Повторение пройденного материала |
1 |
|
Контрольный урок
|
1 |
|
1 |
Всего: |
34 |
2 год обучения
№ п/п |
Названия тем |
Количество часов |
1 |
Вводный урок. |
1 |
2 |
Музыка в нашей жизни. |
1 |
3 |
Звуки высокие, средние, низкие. Высота звука и зрительный образ. Музыкальные регистры. |
2 |
4 |
Громкое и тихое в природе и музыке. Эхо. Динамика. |
1 |
5 |
Настроение в музыке. Мажор-Минор. |
1 |
6 |
Движение в жизни, природе. Быстрое и медленное движение. Движение в музыке. Темп. |
1 |
7 |
Музыка и природа. Осень. |
1 |
8 |
Длинные и короткие звуки в окружающем мире и в музыке. |
1 |
9 |
Музыкальные жанры. Песня-танец-марш. |
1 |
10 |
Звуки и ноты. Нотный стан. |
1 |
11 |
Ноты ДО, РЕ и МИ. Пение мелодий на соседних нотах. |
2 |
12 |
Ноты ФА и СОЛЬ. Пение мелодий в объеме квинты. |
1 |
13 |
Ноты ЛЯ и СИ. |
1 |
14 |
Музыкальная радуга. Звукоряд. Гамма. |
1 |
15 |
Скрипичный ключ. |
1 |
16 |
Музыка и природа. Зима. |
1 |
17 |
Направление движения мелодии. Распевки. |
1 |
18 |
Ритмизация двусложных и трехсложных слов. |
1 |
19 |
Длительности и их соотношение. |
1 |
20 |
Ритмо-слоги. |
1 |
21 |
Ритмизация фраз и предложений. |
1 |
22 |
Музыкальные паузы. |
1 |
23 |
Ритмические рисунки с паузами. |
1 |
24 |
Импровизация ритмических рисунков. |
1 |
25 |
Импровизация ритмического сопровождения. |
1 |
26 |
Сольфеджирование попевок по нотной записи. |
1 |
27 |
Музыка и природа. Весна. |
1 |
28 |
Музыка и природа. Лето. |
1 |
29 |
Слуховой анализ: направление движения, количество звуков. |
1 |
30 |
Слуховой анализ: ладовая окраска динамические оттенки. |
1 |
31 |
Повторение пройденного материала |
1 |
32 |
Контрольный урок |
1 |
Всего: |
34 |
|
Итого: |
68 |
Содержание учебного предмета
1 год обучения
В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии обучающегося.
Первый раздел
«Основы музыкальной грамоты»
Главная цель – научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности: пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Обучающиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер», длительности звуков и узнают, что музыка состоит из частей, тактов и музыкальных фраз. Дети овладевают навыками различия понятий «вступление» и «основная часть, тема», умением вовремя начинать и заканчивать музыкальную фразу, выполнять разные движения на различные по характеру части и музыкальные фразы произведения. Обучающиеся приобретают навыки передачи в движении ритмического рисунка мелодии.
Второй раздел
«Общеразвивающие упражнения (гимнастики)
Общеразвивающие (гимнастические) упражнения направлены на совершенствование координации движений и приобретение эластичности мышечной системы, воспитание выразительности и музыкальности движений. Коллективное исполнение гимнастических упражнений способствует развитию ощущения ансамбля. При выполнении гимнастики комплексно решаются и музыкально-теоретические задачи. Воспитание умения ориентироваться в пространстве, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, позволяет ребенку в дальнейшем свободно чувствовать себя на сцене.
Третий раздел
«Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т.д.).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах и коллективному музицированию. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.
Четвертый раздел
«Упражнения с предметами»
Данный раздел позволяет сделать урок более разнообразным и творческим. Дети развивают моторику рук и координацию движения, при этом выполняя музыкально-теоретическое задание на определение разделов музыкальной формы, фразировки или метрической пульсации. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.
Пятый раздел
«Танцевальные движения»
Работа над танцевальными композициями в курсе ритмики направлена на отражение жанровых и стилистических особенностей музыки через точное воспроизведение метроритмической структуры произведения, выполнение музыкально-теоретического задания с использованием несложных элементов танца. Исполнение танцевально-ритмических композиций на классных концертах является подготовкой к последующим концертным выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Шестой раздел
«Музыкально-ритмические игры»
Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
2 год обучения
1. По способу организации занятий:
· Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
· Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
· Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
· Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки)
· Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр)
· Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями)
2. По уровню деятельности детей:
· Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
· Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
· Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом)
· Исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся)
3. По форме организации деятельности обучающихся:
· Фронтальный (одновременная работа со всей группой обучающихся)
· Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
· Групповой (организация работ в группах)
· Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
· знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
· знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
· первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
· представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
· умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
· навыки двигательного воспроизведения ритмического рисунка мелодии;
· навыки дирижирования в пройденных музыкальных размерах;
· навыки исполнения ритмического рисунка мелодии условными жестами рук;
· навыки двигательного исполнения ритмического рисунка с одновременным дирижированием;
· навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
· навыки исполнения простейшего ритмического двухголосия, ритмических и пластических канонов;
· навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
· навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями.
Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам при организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:
· принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
· принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т.д.;
· принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;
· принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.
Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи:
· ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;
· создания целостного впечатления о музыке и движении;
· разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, музыкальным, эмоциональным и целостным, в едином ансамбле с концертмейстером класса ритмики, роль которого очень важна.
На втором этапе задачи расширяются, продолжаются:
· углубленное разучивание музыкально-ритмического движения.
· уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.
Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения. Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
2. Рекомендуемые музыкально-ритмические игры
1) «Музыкальная шкатулка»
Описание:
Дети стоят спиной в круг, в центре круга – один из детей, у которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.
Игра развивает:
· музыкальный слух, при прослушивании музыки музыкального инструмента;
· чувство ритма, когда ребенок исполняет игру на инструменте в разнообразном ритмическом рисунке;
· быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером.
2) «Самолетики-вертолетики»
Описание:
Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).
Игра развивает:
· умение владеть танцевальной площадкой;
· быстроту движений, реакцию;
· музыкальный слух;
· память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.
3) «Мыши и мышеловка»
Описание:
Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто - «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».
Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» – мышками.
Игра развивает:
· координацию движения ребенка;
· умение ориентироваться в пространстве;
· музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой.
учит:
· формировать рисунок танца – круг;
· коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»;
В процессе обучения учебный материал может варьироваться на усмотрение педагога.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Кифара, 2012
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
3. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. М., Издательство «Советский композитор», 1983
4. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. М., Издательство «Советский композитор», 1991
5. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
6. Заводина И. Методическое пособие по ритмике для 3 и 4 классов музыкальной школы. Издательство «Музыка».М.,1999, 2001
7. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972
8. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973
9. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
10. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
11. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
12. Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994
13. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
14. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,
15. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещени
16. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
17. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
18. Франио Г, Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальной школы. М., «Музыка», 1987
19. Франио Г. Методическое пособие по ритмике для 2 класса музыкальной школы. М. «Музыка», 2005
20. Школа танца для юных. СПб, 2003
21. Яновская В. Ритмика
22. Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
Интернет ресурсы
1. http://piruet.info
2. http://www.monlo.ru/time2
3. www.psychlib.ru
4. www.horeograf.com
5. www.balletmusic.ru
6. http://pedagogic.ru
7. http://spo. 1 september.ru
8. http://www.fizkultura-vsem.ru
9. http://www.rambler.ru/
10.www.google.ru
11. www.plie.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.