Риторика
Оценка 4.9

Риторика

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
1 кл—3 кл
01.03.2018
Риторика
Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа, технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно-целевых линий развития средствами предмета.учебный комплекс
Риторика.doc
«Риторика» по учебным пособиям  под редакцией Т.А. Ладыженской «Детская риторика» (1­4 классы) «Школьная риторика» (5­8 классы) «Риторика» (9­11 классы) Непрерывный авторский курс с 1 по 11 классы Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством  доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному  общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного  образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа,  технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно­целевых линий развития средствами  предмета.  Зачем же нужно изучать предмет «Риторика» Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные  коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете для  успешной самореализации человека. Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает: овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать  компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения,  время и место взаимодействия и т.д.);  овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты ­ речевые  жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для  достижения задач общения в заданных ситуациях. Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2­я линия развития, которая  подразумевает:  обучение ознакомительному и изучающему чтению; обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и  эмоциональную информацию;  обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в соответствии с речевой ситуацией;  овладение учащимися коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством,  уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения  задач общения.  Речь учащихся обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими  средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;  Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки  оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой  слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3­й линии развития,  которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и  применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы  и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.  Чтобы решать воспитательные задачи: помочь школьникам в осмыслении нравственных  ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного  отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4­я линия  развития.  Каковы особенности понятийной основы этого нового курса В программе школьной риторики выделяются два смысловых блока: Первый блок ­ “Общение” дает представление о сущности того взаимодействия между  людьми, которое называется общением; о видах общения по различным основаниям);  речевой (коммуникативной) ситуации; ее компонентах: кто, кому, что, как, зачем, где,  когда – говорит (пишет) ­ на основе чего у школьников постепенно формируется привычка  и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и  коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в  общении.  Второй блок ­ “Речевые жанры” ­ дает сведения о тексте как продукте речевой  (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как  разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие ­ речевой жанр, т.е. текст  определенной коммуникативной направленности. В школьной риторике изучаются не  жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой  практике: просьба, отзыв, устный ответ на уроке, заявление, аннотация, официальное и  личное письмо, конспект и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание  работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.  Как реализована технология обучения успешному общению в учебниках по школьной  риторике В учебниках (и на уроках) риторики важное место занимают специфические приемы  работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические  задачи, риторические игры.  Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (что, кому,  зачем, где и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий  (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов  позволяет проанализировать не только то, что и как сказал (написал) коммуникант, но и в  какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь  была эффективной. При этом школьники учатся оценивать не только чужую речь, но и собственную. При  формулировке риторических задач задаются значимые компоненты речевой ситуации, в  том числе: ­кто говорит ­ пишет (адресант);  ­для чего, зачем (задача высказывания);  ­о чем (содержание высказывания);  ­как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);  ­где (место, где происходит общение; расстояние между коммуникантами, если это важно); ­когда (время, когда происходит общение; время, отведенное для общения, если это  важно). Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и реализовать эффективное  высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно  описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые  роли более далекие ­ роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. От  их имени ученики приветствуют и благодарят, просят, информируют и пишут письма и т.п. Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению,  вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения и в соответствии с  ними строить высказывание, что очень важно для того, чтобы взаимодействие было  эффективным.  Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент  и предполагают определение победителя. В отличие от словесных, речевых игр,  риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме  риторических игр.  Для того чтобы научить школьников реализовывать речевые жанры, уместные в данной  ситуации, в учебниках приводятся модели речевых жанров, характеризуются их  особенности с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.  Школьники анализируют положительные образцы речевых жанров, а также жанры с  типичными недочетами в структуре и речевом оформлении; создают отдельные фрагменты  (части); и, наконец, самостоятельно создают жанры на предложенную или найденную тему.  Многие задания учебника опираются на речевой опыт учеников, актуальны с точки зрения  их насущных потребностей. Безусловно, приобретенные в курсе риторики знания и умения  востребованы в учебной и внеучебной жизни школьников, создают базу для успешного  применения этих знаний и умений будущими выпускниками.

Риторика

Риторика

Риторика

Риторика

Риторика

Риторика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018