Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа, технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно-целевых линий развития средствами предмета.учебный комплекс
Риторика.doc
«Риторика» по учебным пособиям
под редакцией Т.А. Ладыженской
«Детская риторика» (14 классы)
«Школьная риторика» (58 классы)
«Риторика» (911 классы)
Непрерывный авторский курс с 1 по 11 классы
Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством
доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному
общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного
образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа,
технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи.
Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики»
можно сформулировать в виде содержательноцелевых линий развития средствами
предмета.
Зачем же нужно изучать предмет «Риторика»
Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные
коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете для
успешной самореализации человека.
Это осуществляется с помощью 1 линии развития, которая подразумевает:
овладение умениями ориентироваться в различных ситуациях общения, учитывать
компоненты этих ситуаций (ролевые характеристики коммуникантов, задачи общения,
время и место взаимодействия и т.д.);
овладение умениями реализовывать именно те устные и письменные тексты речевые
жанры (существующие в реальной речевой практике), которые эффективны для
достижения задач общения в заданных ситуациях.
Чтобы развивать умения функциональной грамотности. Это 2я линия развития, которая
подразумевает:
обучение ознакомительному и изучающему чтению;
обучение умениям слушать различного вида высказывания, воспринимать смысловую и
эмоциональную информацию;
обучение умению свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме в
соответствии с речевой ситуацией;
овладение учащимися коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством,
уместностью, выразительностью и т.д., осознание важности качеств речи для достижения
задач общения.
Речь учащихся обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими
средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;
Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки
оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой
слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3й линии развития,
которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и
применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы
и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.
Чтобы решать воспитательные задачи: помочь школьникам в осмыслении нравственных
ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного
отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4я линия
развития.
Каковы особенности понятийной основы этого нового курса
В программе школьной риторики выделяются два смысловых блока:
Первый блок “Общение” дает представление о сущности того взаимодействия между
людьми, которое называется общением; о видах общения по различным основаниям);
речевой (коммуникативной) ситуации; ее компонентах: кто, кому, что, как, зачем, где,
когда – говорит (пишет) на основе чего у школьников постепенно формируется привычка
и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и
коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в
общении.
Второй блок “Речевые жанры” дает сведения о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как
разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие речевой жанр, т.е. текст
определенной коммуникативной направленности. В школьной риторике изучаются не
жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: просьба, отзыв, устный ответ на уроке, заявление, аннотация, официальное и
личное письмо, конспект и т.д. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание
работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.
Как реализована технология обучения успешному общению в учебниках по школьной
риторике
В учебниках (и на уроках) риторики важное место занимают специфические приемы
работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические
задачи, риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (что, кому,
зачем, где и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий
(пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов
позволяет проанализировать не только то, что и как сказал (написал) коммуникант, но и в
какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь
была эффективной.
При этом школьники учатся оценивать не только чужую речь, но и собственную. При
формулировке риторических задач задаются значимые компоненты речевой ситуации, в
том числе:
кто говорит пишет (адресант);
для чего, зачем (задача высказывания);
о чем (содержание высказывания);
как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
где (место, где происходит общение; расстояние между коммуникантами, если это важно); когда (время, когда происходит общение; время, отведенное для общения, если это
важно).
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и реализовать эффективное
высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно
описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые
роли более далекие роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. От
их имени ученики приветствуют и благодарят, просят, информируют и пишут письма и т.п.
Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению,
вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения и в соответствии с
ними строить высказывание, что очень важно для того, чтобы взаимодействие было
эффективным.
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент
и предполагают определение победителя. В отличие от словесных, речевых игр,
риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач
этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме
риторических игр.
Для того чтобы научить школьников реализовывать речевые жанры, уместные в данной
ситуации, в учебниках приводятся модели речевых жанров, характеризуются их
особенности с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.
Школьники анализируют положительные образцы речевых жанров, а также жанры с
типичными недочетами в структуре и речевом оформлении; создают отдельные фрагменты
(части); и, наконец, самостоятельно создают жанры на предложенную или найденную тему.
Многие задания учебника опираются на речевой опыт учеников, актуальны с точки зрения
их насущных потребностей. Безусловно, приобретенные в курсе риторики знания и умения
востребованы в учебной и внеучебной жизни школьников, создают базу для успешного
применения этих знаний и умений будущими выпускниками.
Риторика
Риторика
Риторика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.