Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Оценка 4.7

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
библиотека
4 кл
11.02.2017
Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься. Цель: – Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 3 3 3 Беседа. – Чем устное общение отличается от письменного? (В устном общении участвуют, кроме слов, и несловесные средства: жесты, мимика и т.д. Устная речь – речь звучащая, произносимая, говоримая. Письменное общение выручает нас, когда мы далеко друг от друга (и нет телефона), когда нужно зафиксировать надолго (для себя) свои размышления, интересные яркие высказывания, вычитанные у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.) – Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. II. Развитие умений. Применение знаний. 1 3 2 1. Работа в учебнике. Задание 6. Ученики озаглавливают рисунки: Письменное общение. Устное общение. Задание 7. Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание: Как вы понимаете такую-то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год? Задание 8. Риторик читает книгу. Он как будто бы ни с кем не общается. Действительно, в комнате никого нет. Но ведь он читает и ... И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его. У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте. Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой-то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д. Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг. Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают. Риторик общается с автором книги и её героями. «Пять вещей должны все знать» Речевая ситуация Лишь пять вещей должны все знать, И вам язык – не враг. Кому сказать, О ком сказать, Когда, И где, И как. (Роджер Уоддис) (Эпиграф. Записывается заранее на доске.) 2. Беседа – Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску? – Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом? – Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации. – Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.) – Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?) – Кто – это... собеседник, адресант, докладчик... оратор ... коммуникант. – Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника. – Потому что просто так люди не общаются. Например, что-то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника. – Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого-нибудь на помощь. – Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные? – Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения. – И ещё. Что? – потому что те, кто общается, что-то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает. – И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка. – А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что-то, попросить о чём-то, вежливо отказать и т.д. – Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что-то выступает на первый план. Например, место общения (где?). Если мне надо что-то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по-другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе. Задание 14. Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает. Задание 15. Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать. Задание 16. Подросток не учитывает, к кому он обращается. Задание 17. Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное. Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. ΙII. Итог урока. – Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал? IV. Домашнее задание. Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить».Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
konsp_rit_4kl_ur2-korr.doc
Тема: Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься. Цель: – Вспоминаем две формы общения – устное и письменное: общее и различие между ними. Ход урока Этапы урока Ι . Актуализация знаний.  Постановка учебной  задачи. II. Развитие умений.  Применение знаний. 3  3  3 Беседа.  –   Чем   устное   общение   отличается   от   письменного?   (В   устном   общении   участвуют,   кроме   слов,   и несловесные   средства:   жесты,   мимика   и   т.д.   Устная   речь   –   речь   звучащая,   произносимая,   говоримая. Письменное   общение   выручает   нас,   когда   мы   далеко   друг   от   друга   (и   нет   телефона),   когда   нужно зафиксировать   надолго   (для   себя)   свои   размышления,   интересные   яркие   высказывания,   вычитанные   у мудрецов, и т.д. При письменном общении используются разные знаки в нашем языке – буквы, цифры, символы. Письменный текст можно много раз редактировать, а устный текст – нельзя.) – Однако к устной речи можно подготовиться, если есть время. Какие приёмы подготовки вы знаете? 1  3  2 1. Работа в учебнике.  Задание 6.  Ученики озаглавливают рисунки: Письменное общение. Устное общение. Задание 7.  Задание не затрудняет, как правило, учеников. Поэтому для сильных учеников может быть предложено дополнительное задание:  Как вы понимаете такую­то пословицу (3, 5, 7 и др.)? Какую из этих пословиц вы хотели бы запомнить и записать в тетрадь на страницу «Пословицы и крылатые слова о речи» (каждое изречение с новой строки, в столбик)? Кто больше соберёт пословиц за год? Задание 8.  Риторик читает книгу. Он как будто бы ни с кем не общается. Действительно, в комнате никого нет. Но ведь он читает и ... И он общается с автором. Он размышляет над тем, что написал автор, хочет понять его. У Риторика даже возникают вопросы к автору, на которые он не всегда находит ответы в тексте. Нередко читатели пишут автору и спрашивают, почему такой­то герой остаётся жив, а другой, напротив, погибает; иногда замечают неточности в описании знакомой местности и т.д. Во время чтения читатели также взаимодействуют с героями книг. Читатели возражают им или соглашаются с ними – в том, как эти герои думают, говорят, поступают. Риторик общается с автором книги и её героями.  «Пять вещей должны все знать» Речевая ситуация Лишь пять вещей должны все знать, И вам язык – не враг. Кому сказать, О ком сказать, Когда, И где, И как. (Роджер Уоддис) © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную  рефлексию. (Эпиграф. Записывается заранее на доске.) 2. Беседа – Помните ли вы эти стихи? Кто мог бы прочитать их, не глядя на доску? – Что же это за «пять вещей» мы должны знать, чтоб язык наш не стал врагом? – Да, вы правы, мы должны знать первое: с кем мы говорим (или кого мы слушаем), второе: что, о ком мы скажем, третье, четвёртое, пятое – где, когда и как мы скажем – то есть мы должны ориентироваться в речевой ситуации. – Речевую ситуацию авторы учебника изобразили в виде большого треугольника. Сколько в нём вопросов – пять или больше? (8 вопросов.) – Какие же вопросы добавились? (Как? Почему? Зачем?) – Кто – это... собеседник, адресант, докладчик... оратор ... коммуникант. – Почему? По какой причине? Это важные вопросы треугольника. – Потому что просто так люди не общаются. Например, что­то случилось – надо поделиться новостью – это задача собеседника. – Случился пожар. Надо выяснить причину, сообщить об этом пожарным, позвать кого­нибудь на помощь. – Попробуем ответить на все эти вопросы, поставленные в задании. Первый: какие из этих вопросов самые важные? – Кто? Кому? – потому что без коммуникантов нет общения. – И ещё.  Что?  – потому что те, кто общается, что­то обязательно сообщают друг другу, запрашивают информацию, отвечают, выражают сочувствие, поддержку, возражают. Без этого тоже общения не бывает. – И как? очень важно. Иностранец обращается ко мне, но я не могу ответить, потому что не знаю его языка. – А мне кажется, самое главное – зачем я собираюсь говорить, какова моя речевая задача: похвалить за что­ то, попросить о чём­то, вежливо отказать и т.д. – Итак, получается, что все эти части (компоненты) речевой ситуации важны и все они взаимосвязаны. Но иногда что­то выступает на первый план. Например, место общения (где?). Если мне надо что­то попросить у соседа в библиотеке (или в классе), я буду говорить очень тихо, шёпотом. И совсем по­другому я буду говорить, если мне поручили выступить с докладом в классе. Задание 14.  Лектор не учёл размеры аудитории, особенности, где он выступает. Задание 15.  Четвероклассник говорит слишком громко, так как не учитывает, что ребёнок уже может спать. Задание 16. Подросток не учитывает, к кому он обращается. Задание 17.  Школьница не учла, что цель поздравления – сделать приятное. Делаем вывод: чтобы общение было успешным, удачным, важно учитывать, с кем, что, для чего, где, когда и как ты общаешься, то есть важно ориентироваться в речевой ситуации. ΙII. Итог урока. – Что мы вспоминали на уроке? Что нового для себя ты узнал?   © ООО «Баласс», 2014 IV. Домашнее задание. Задания 12–13; знать, как, с каким ударением произносится слово «звонить». © ООО «Баласс», 2014

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.

Риторика 4 класс. Учитывай, с кем, почему, для чего… ты общаешься.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017