Тема: Две группы текстов.
Цель:
– Повторяем с детьми аргументативные и неаргументативные тексты; вспоминаем диалог.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
3 3 3
Беседа.
– Мы знаем, что все тексты можно разделить на две большие группы по наличию аргументации:
– аргументативные (или тексты с аргументацией, к которым прежде
всего относятся рассуждения);
– неаргументативные, к которым относятся описание (отвечает на вопрос какой?) и повествование (отвечает на вопросы в какой последовательности? как всё произошло?).
В основе этих текстов лежит временной признак – в описании чаще всего говорится о признаках предмета – в данный момент; в основе повествования – развитие действия, события.
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
ΙI. Открытие новых знаний. Работа в учебнике.
3 4 6 2 3
Задание 87–88.
Если рассуждения, описания и повествования написаны на одну тему, более очевидно структурное сходство (три части: зачин, основная часть, концовка), а также различия между этими типами текстов.
Эта таблица повторяет в сжатом виде те две таблицы, которые есть в учебнике, что помогает систематизировать сведения о типологии текстов.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III. Развитие умений. Применение знаний. 1 3 2
1. Работа в учебнике.
Ученики составляют и записывают три текста. (См. с. 62–63.)
Иногда дети спрашивают: а рассуждение (или описание, повествование) – всегда монолог? Этот вопрос может быть предметом обсуждения.
Покажем это на примере рассуждения.
Превращение монолога в диалог.
– Почему именно яблоню?
– Потому что на старой яблоне уже было мало яблок.
– Но вы же привыкли к старой яблоне? Наверно, любили её?
– Привыкли-то привыкли, но ухаживать за старой яблоней становилось всё труднее. С неё так и падали старые ветви, а новые... не вырастали.
– А ещё мы все любили яблоки, яблочное варенье, сок.
– Значит, я правильно поняла, что старая яблоня вам уже даже мешала. И поэтому вы посадили молодую яблоню.
Делаем вывод: рассуждения – это не обязательно монолог. Ответы на вопрос почему? даются не сразу, а в процессе беседы, но разговор идёт именно о том, почему посадили в саду яблоню.
Таким же образом может быть превращено (устно) повествование-монолог – в повествование-диалог.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Итог урока. – Какие виды текстов вы можете назвать?
V. Домашнее задание. – Превратить описание-монолог в описание-диалог и записать этот
диалог.Риторика 4 класс.Две группы текстов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.