Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)
Оценка 4.9

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
библиотека
4 кл
11.02.2017
Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)
Тема: Мы сочиняем описания (дополнительный материал) Цель: – вспоминаем, что описание отвечает на вопрос «какой?»; – знакомимся с двумя типами описания – деловым и художественным; – составляем два типа описаний. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 3 3 3 1. Проверка домашнего задания. 2. Вступительное слово учителя. – На прошлом уроке мы выяснили, что описание отвечает на вопрос «какой?»; бывают деловые и художественные описания. Сегодня мы будем продолжать работу над этим интересным текстом-описанием. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. ΙI. Открытие новых знаний. 3 4 6 2 3 Задание 136. По этому хитрому описанию не сразу поймёшь, о чём или о ком идёт речь. Только слова «держу на поводке» подсказывают, что Шарик – это собака. Наверное, это толстенький, весёлый, жизнерадостный щенок. Желательно, чтобы описание щенка было как можно более полным, красочным, с забавными подробностями. Резервный материал. 1. – Послушайте рассказ Геннадия Снегирёва «Кедр». Можно ли сказать, что весь рассказ занимает описание кедра или это описание является частью повествования? В детстве мне подарили кедровую шишку. Я любил брать её в руки и рассматривать и всё удивлялся, какая она большая и тяжёлая – настоящий сундучок с орехами. Через много лет я попал в Саяны и сразу отыскал кедр. Растёт он в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле пригнуть, скрючить. А кедр вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше, весь косматый от зелёных веток. На концах веток кедровые шишки висят: где три, а где сразу и пять. Орешки ещё не поспели, но много вокруг зверей и птиц живёт. Кедр их всех кормит, вот они и ждут, когда поспеют орешки. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, да не все – один да останется. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям лазить не умеет, а орешков ей тоже хочется. Синицы весь день прыгают на кедре. Издалека послушаешь – кедр щебечет. Осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре живёт: кедровки, бурундуки сидят на ветках. Зимой голодно, вот они и прячут кедровые орешки под камни и в землю зарывают про запас. Когда начнут падать с неба первые снежинки, на кедре совсем не останется шишек. А кедру не жалко. Стоит он живой и тянется зелёными ветками всё выше и выше к солнцу. – Какой же он – кедр? 2. – Подготовьте и запишите один из речевых жанров, частью которого является описание: рекламу, афишу, объявление. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)
konsp_rit_4kl_ur18-korr.doc
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Тема: Мы сочиняем описания (дополнительный материал) Цель: – вспоминаем, что описание отвечает на вопрос «какой?»; –  знакомимся с двумя типами описания – деловым и художественным; –  составляем два типа описаний. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний. Постановка  учебной задачи. ΙI. Открытие новых  знаний. 3  3  3 1. Проверка домашнего задания. 2. Вступительное слово учителя. – На прошлом уроке мы выяснили, что описание отвечает на вопрос «какой?»; бывают деловые и художественные описания. Сегодня мы будем продолжать работу над этим интересным текстом­описанием. 3 4 6 2 3 Задание 136.  По этому хитрому описанию не сразу поймёшь, о чём или о ком идёт речь. Только слова «держу на   поводке»   подсказывают,   что   Шарик   –   это   собака.   Наверное,   это   толстенький,   весёлый, жизнерадостный  щенок.  Желательно,  чтобы  описание  щенка было  как можно  более  полным, красочным, с забавными подробностями. Резервный материал. 1.   –   Послушайте   рассказ   Геннадия   Снегирёва   «Кедр».   Можно   ли   сказать,   что   весь   рассказ занимает описание кедра или это описание является частью повествования? В детстве мне подарили кедровую шишку. Я любил брать её в руки и рассматривать и всё удивлялся, какая она большая и тяжёлая – настоящий сундучок с орехами. Через много лет я попал в Саяны и сразу отыскал кедр. Растёт он в горах, ветры его набок клонят, стараются к земле пригнуть, скрючить. А кедр вцепился корнями в землю и тянется всё выше и выше, весь косматый от зелёных веток. На концах веток кедровые шишки висят: где три, а где сразу и пять. Орешки ещё не поспели, но много вокруг зверей и птиц живёт. Кедр их всех кормит, вот они и ждут, когда поспеют орешки. Белка свалит шишку на землю, вынет орешки, да не все – один да останется. Этот орешек утащит к себе в норку мышь. Она по деревьям лазить не умеет, а орешков ей тоже хочется. Синицы весь день прыгают на кедре. Издалека послушаешь – кедр щебечет. Осенью ещё больше зверьков и птиц на кедре живёт: кедровки, бурундуки сидят на ветках. Зимой голодно, вот они и прячут кедровые орешки под камни и в землю зарывают про запас. Когда начнут падать с неба первые снежинки, на кедре совсем не останется шишек. А кедру не жалко. Стоит он живой и тянется зелёными ветками всё выше и выше к солнцу. – Какой же он – кедр? © ООО «Баласс», 2014 III. Развитие умений.  Применение знаний. 2.  –  Подготовьте  и  запишите  один  из  речевых   жанров,  частью  которого  является  описание: рекламу, афишу, объявление. 1  3  2 Работа в учебнике.    Задание 137–138.  Цель этих заданий – стимулировать творческую фантазию детей, дать пример описания быстро меняющегося объекта. Пусть ученики нарисуют облака разных цветов, причудливых форм. Может быть, некоторые дети летали на самолёте и запомнили свои впечатления об облаках под крылом самолёта. – Обратите внимание, ребята, что описание может рассказывать о быстро на глазах меняющемся предмете. Наверное, потому что облака так быстро меняются, герой повести Юрия Яковлева подолгу наблюдает за ними. Задание 139.  Первые 4 строчки говорят о внешнем виде чертополоха, а последние – о характере. Задание 140.  Пример описания цветка. Лесная незабудка Незабудка   –   чудесный   цветок.   Она   нежного   голубого   цвета,   низкорослая,   растёт маленькими кустиками во влажной части леса. У неё приятный, неназойливый запах. Её красота тихая и неброская. Мне кажется, что незабудка похожа на скромную, хорошую, милую   девочку.   Она   никого   не   уколет,   как   гордая   роза;   не   будет   важно   топорщить лепестки, как прекрасный георгин; не будет любоваться собой, как роскошный гладиолус. Когда я вижу незабудку, я стараюсь вспомнить что­нибудь милое и хорошее. Резервный материал. – Составьте описание любого цветка, который вам нравится: – букета в вазе на столе учителя или окне; – цветка в горшке, который стоит в классе на подоконнике; – любимого цветка, который растёт у вас дома или на даче; – букета из засушенных цветов, может быть, собранного во время летнего путешествия. Примеры детских работ, напечатанных с помощью компьютера. Сирень цветёт весной. Она очень вкусно пахнет, и у неё прекрасный цвет – сиреневый, белый, розовый. Это большой куст. (Женя Е.) Мой любимый кактус Сирень Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. ΙV. Итог урока. У меня на окне растёт кактус – зелёный и колючий. Он цветёт зимой, у него очень много маленьких красных цветов, у них приятный запах. Мне мой кактус очень нравится.    (Андрей Ж.) – Мне удалось…   © ООО «Баласс», 2014 V. Домашнее задание. ­ Мне стало понятно… ­ Я выяснил, что… Тема: Деловое и художественное описание Цель:– вспоминаем, что описание отвечает на вопрос «какой?»; –  знакомимся с двумя типами описания – деловым и художественным;–  составляем два типа описаний. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний. Постановка  учебной задачи. ΙI. Открытие новых  знаний. 3  3  3           Речевая разминка      Работа по учебнику. Задание 128–129. Описание отвечает на вопрос «какой?». Выделенные слова называются ключевыми, так как слова  растение,  цветы, цветовое облако указывают на тематическое единство текста. А слова то есть, ещё и потому, что скрепляют отдельные предложения. Писателю очень понравилось это растение («белая трава»), он описывает его подробно, с любовью, говорит о нём: нельзя не залюбоваться этим растением. Примерное выполнение задания: Описание растения «Белая трава»: мелкие белые цветки на одном стебле; высокое; большое количество (шапка) мелких цветков; крепкий медвяный аромат. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?    Задание 130.  3 4 6 2 3               Валентина   Серова   в   поэтической   форме   описывает   особенности   цветка   одуванчика (жёлтый сарафанчик) и семян (воздушные, ветерку послушные). Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 1  3  2        Работа в учебнике.  Личностные результаты © ООО «Баласс», 2014 III. Развитие умений.  Применение знаний. ΙV. Итог урока. Задание 133.  Материал о ромашке (для учителя). Ромашка – род однолетних трав из семейства сложноцветных. Около 50 видов в Евразии и Африке, в России 4 вида. Ромашка аптечная – лекарственное растение. Возможное   описание:   ромашка   садовая   –   белый   цветок   с   жёлтой   сердцевиной   на высоком стебле, без особого запаха. Резервный материал. – Послушайте и скажите, к какому виду – деловому или художественному – относится описание. О чём говорится в статье? Что такое папирус? Папирус – самое любимое и самое жизненно необходимое растение в жизни древних египтян. Большие заросли этих высоких тонких растений, похожих на гигантских размеров камыш высотой 5–6 метров, тянулись вдоль берегов Нила. Папирус заменял местным жителям пищу, дрова, служил для многих бытовых нужд. Его корневище, очень сочное и мягкое, было излюбленным лакомством детей. Варёная   или   жареная   часть   стебля   была   даже   деликатесом.   Из   папируса изготовляли обувь, одежду, верёвки, циновки и даже лодки. Однако мировую известность папирусу принесло его применение в изготовлении   писчего   материала.   Интересно,   что   само   слово   «бумага»   (по­ английски paper) на языках многих народов сходно со словом «папирус». Для изготовления писчего материала сердцевину нижней части папирусного стебля разрезали, полученные полоски укладывали и подклеивали одну к другой. После этого на уложенные полоски наваливали груду камней, которые выполняли роль пресса. В результате получалась длинная лента, на которой писали при помощи кисточки опять же из папируса. (Из книги «История и религия: универсальная энциклопедия школьника». Сост. А.А. Воротников) – Как выглядело растение папирус? – Какой след оставило слово «папирус» в языках многих народов? Задание 134.  Дети отмечают, что необычное описание сосны связано с необычным местонахождением автора, писателя Юрия Олеши. Он увидел сосну из вагона поезда на закате, что придало сосне особую красоту. Делаем вывод. В художественном описании важно время дня, года, место расположения. – Мне удалось… ­ Мне стало понятно…. 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии  с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре.   © ООО «Баласс», 2014 V. Домашнее  задание. Задание 135.  © ООО «Баласс», 2014

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)

Риторика 4 класс.Мы сочиняем описания (дополнительный материал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017