Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Оценка 4.6

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
библиотека
4 кл
11.02.2017
Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.
Урок 5. Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ. Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички. Цель: Вспоминаем: – знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными; – знакомим детей со способами выделения логически важных слов; – учим пользоваться этими способами в своей речи; – учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. 3 3 3 1. Беседа. – Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чуть-чуть останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более сильное журчание. Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки, которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит». Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и хватается за слово-пустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между этими паузами – речевой отрезок. 2. Работа с учебником. Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.) Задание 45. Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам, которые обозначены в записи текста). Больших пауз – 4, маленьких – 2. Повтор слов (отмеченный ...) говорит о том, что автор рассказа ищет другое, более яркое слово, чтобы описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте. – Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи. 3. Беседа. – Слышали ли вы выражение «логическое ударение»? – Что оно значит? – Кто может показать это ударение на примере? – Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно? – Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем. 4. Работа в учебнике. Задание 48. Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые объяснения даются: «Логическое ударение выделяется паузой, которую я делаю перед или после важного слова. Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на свете. Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные обозначения. Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но далеко не всеми мы пользуемся. Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»; «укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи. После разбора два-три ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
konsp_rit_4kl_ur5-korr.doc
Урок 5. Тема: ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.             Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички.                Цель:   Вспоминаем: – знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными; – знакомим детей со способами выделения логически важных слов; – учим пользоваться этими способами в своей речи; – учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения. Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний.  Постановка учебной задачи. 3  3  3 1. Беседа. – Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чуть­чуть останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более сильное журчание. Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки, которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит». Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и хватается за слово­пустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между этими паузами – речевой отрезок. 2. Работа с учебником. Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.) Задание 45.  Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам, которые обозначены в записи текста). Больших пауз – 4, маленьких – 2. Повтор   слов   (отмеченный   ...)   говорит   о   том,   что   автор   рассказа   ищет   другое,   более   яркое   слово,   чтобы   описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте. – Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи. 3. Беседа. – Слышали ли вы выражение «логическое ударение»? – Что оно значит? – Кто может показать это ударение на примере? – Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно? – Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем. 4. Работа в учебнике. Задание 48.  Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые объяснения   даются:   «Логическое   ударение   выделяется   паузой,   которую   я   делаю   перед   или   после   важного   слова. Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на свете. Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные обозначения. Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но далеко не всеми мы пользуемся. Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»; © ООО «Баласс», 2014 ΙI. Открытие новых знаний. III. Развитие умений.  Применение знаний. «укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи. После разбора два­три ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения. Работа в учебнике. 3  4  6  2  3 Задания 46–47.  Аналогичны заданию 45. Дети учатся имитировать живую речь. Они   заметят   знак,   показывающий,   что   рассказчик   по   ходу   вносит   исправления   (см.   «беззащитный»   –   «такой беззащитный!»). Это надо отметить как становление самоконтроля, что очень важно для устной речи. Повторы слов «щенок ... щенок» и убыстрённый темп речи в конце рассказа (задание 47) говорят о переживании рассказчика. Но мы не замечаем некоторых пауз и повторов – так как они свойственны устной речи. (Без них настоящей устной речи не бывает.)  1  3  2 Работа в учебнике.  Задание 49.  Служит закреплению изученного. Ученики вначале делают необходимые отметки в задаче 48, затем читают её вслух. Задание 50–51.  Стихотворение  Б.  Заходера   можно  прочитать  как  считалку,  используя  паузы  внутри  предложения  «из  окошка   /мне видна/» или убыстрение темпа и т.д. И есть одно логически важное слово, называющее водящего (последнее слово – «салочки»). Потом ученики рисуют свою страну Считалию, рассказывают о ней и т.д. (см. дополнительное задание к 51). Эта работа может быть продолжена дома. Вот что, например, сочиняют дети (печатая текст на компьютере): Страна Считалия В стране Считалии живёт очень много разных считалочек. Некоторые из них весёлые и добрые, ещё они любят кататься на месяце. Но бывают и грустные, и обидчивые. У каждого человечка, живущего в стране Считалии, есть своя считалочка! Страна Считалия очень красивая. (Катя В.) Страна Считалия В Считалии живут разные считалки. Они выглядят так, как про них написано. Считалки очень разные – всех цветов радуги, весёлые, грустные, смешные и несмешные! Некоторые любят играть в сотки! Сотка, камень, ножницы, бумага, чи­чи­ко, цу­е­фа.                                                                                        (Саша Р.) Страна Считалия В стране Считалии живут считалочки. Они бывают совершенно разные. Считалочки все очень похожи на своих героев. В стране Считалии есть и дома, и дороги – всё, как у людей. Просто мы думаем, что они слова, а на самом деле они живые.                                                                                            (Оля С.) Задание 52.  Желательно разбить на три части текст рассказа В. Антонова, чтобы Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять  план). 4. Осуществлять познавательную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2014 легче выполнить задание 52. Условные обозначения даны на с. 34 и выше (см. «Как выделяются важные слова»). Самое трудное для детей – изменение тональности рассказа: I часть (от начала до «...который учил Мишу плавать») читается повествовательным тоном, слова Володи – хвастливо, с вызовом; II часть – до слов «Миша финишировал...» – с позиции наблюдателей: «десятка нырнула в воду» читается быстрее, затем пауза (ждут, когда вынырнет Миша), затем взволнованный разговор о том, что случилось с Мишей, и т.д. Дети рассказывают о происшедшем с Мишей от его лица, от лица одного из болельщиков, от лица Мишиной мамы и т.д. Во всех рассказах используется глагол в форме 1­го лица ед.ч. Например, рассказ мамы: «Я ещё с вечера решила пойти на соревнование по плаванию. Я знала, что мой Миша включён в десятку школьников на приз по плаванию. Когда я пришла на реку, там уже было полно народу. И все ждали свистка судьи» и т.д. Конец: «Вы не представляете себе, как я удивилась, когда увидела, как Миша припустился вприпрыжку по дороге, но ещё больше я испугалась, когда увидела на его ноге большущего рака. Ну и смеялись мы потом! То ли над раком, то ли над Мишей – не знаю». Чтение стихотворения Вадима Шефнера «Устная речь»  (задание 53); 1–3­е четверостишие с интонацией сожаления и восхищения; последнее четверостишие с интонацией призыва, пожелания. Беседа по тексту стихотворения: – Поняли ли вы призыв поэта? – Так будем же заниматься на уроках риторики людским чудом – речью, чудесами русской речи. Задание 54.  Прочитайте текст задания. Советы тому, кто хочет разучить скороговорку. 1. Нарисуй словами картину, которая описывается в скороговорке. (Я вижу Сеню. Он носит сено в сени. Сеня будет спать на этом сене.) 2.   Определи,   какие   похожие,   но   разные   слова   обыгрываются   в   этой   скороговорке.   Сеня   (имя),   сено   (скошенная   и высушенная трава), сени (передняя в деревенской избе). 3. Определи, какие звуки часто повторяются в словах скороговорки. (Здесь согласные [C] – 7; [Н] – 7.) 4. Установи режим скороговорки (прохлопай в ладоши). 5. Проговори скороговорку медленно, прихлопывая в ладошки, с разной интонацией (например, удивления, насмешки, восторга), постепенно убыстряя темп. Детские заклички. Беседа. – До сих пор бытуют своеобразные небольшие стишки, в которых дети как бы просили о чём­то природу, обращались к ней, как к живому существу. Знаете ли вы какие­нибудь заклички? – Спасибо, В., что ты вспомнил. А как ты думаешь, произносить закличку нужно тихо или громко? – Ты прав, К., – смотря какая закличка. Но если то, к чему (или к кому) вы обращаетесь, далеко, то, вероятно, вы будете кликать (говорить) свою закличку громко. А ещё как? – Не быстро, чётко выговаривая каждое слово, чтобы закличку хорошо было слышно. – И тон должен быть просящий, призывный. Задание 55.  – Прочитайте вначале заклички тихо, про себя. Выберите одну, подумайте, как вы будете её произносить. Например, первая закличка – «Жаворонки». Обращение к ним. Их просят прилететь – тон просьбы, уговаривают принести весну. Почему? «Зима нам надоела, весь хлеб поела». ΙV. Итог урока. ­  Мне удалось… ­У меня получилось…   © ООО «Баласс», 2014 V. Домашнее задание. Попробовать сочинить свою закличку или вспомнить.  © ООО «Баласс», 2014

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017