Урок 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички. Цель: Вспоминаем:
– знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными;
– знакомим детей со способами выделения логически важных слов;
– учим пользоваться этими способами в своей речи;
– учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
3 3 3
1. Беседа.
– Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чуть-чуть останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более сильное журчание.
Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки,
которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит». Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и хватается за слово-пустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между этими паузами – речевой отрезок.
2. Работа с учебником.
Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.)
Задание 45.
Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам,
которые обозначены в записи текста).
Больших пауз – 4, маленьких – 2.
Повтор слов (отмеченный ...) говорит о том, что автор рассказа ищет другое, более яркое слово, чтобы описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте.
– Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи.
3. Беседа.
– Слышали ли вы выражение «логическое ударение»?
– Что оно значит?
– Кто может показать это ударение на примере?
– Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно?
– Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем.
4. Работа в учебнике.
Задание 48.
Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые
объяснения даются: «Логическое ударение выделяется паузой, которую я делаю перед или после важного слова. Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на свете.
Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные
обозначения.
Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но
далеко не всеми мы пользуемся.
Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»;
«укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи.
После разбора два-три ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Урок 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички. Цель: Вспоминаем:
– знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными;
– знакомим детей со способами выделения логически важных слов;
– учим пользоваться этими способами в своей речи;
– учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения.
Формирование УУД и ТОУУ (технология
оценивания учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
3 3 3
1. Беседа.
– Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чутьчуть
останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более
сильное журчание.
Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки,
которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит».
Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и
хватается за словопустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или
забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между
этими паузами – речевой отрезок.
2. Работа с учебником.
Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.)
Задание 45.
Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам,
которые обозначены в записи текста).
Больших пауз – 4, маленьких – 2.
Повтор слов (отмеченный ...) говорит о том, что автор рассказа ищет другое, более яркое слово, чтобы описать
«пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы –
паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте.
– Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком
темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи.
3. Беседа.
– Слышали ли вы выражение «логическое ударение»?
– Что оно значит?
– Кто может показать это ударение на примере?
– Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это
нам нужно?
– Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого
трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем.
4. Работа в учебнике.
Задание 48.
Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые
объяснения даются: «Логическое ударение выделяется паузой, которую я делаю перед или после важного слова.
Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на
свете.
Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные
обозначения.
Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но
далеко не всеми мы пользуемся.
Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую
коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»;
© ООО «Баласс», 2014ΙI. Открытие новых знаний.
III. Развитие умений.
Применение знаний.
«укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи.
После разбора дватри ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения.
Работа в учебнике. 3 4 6 2 3
Задания 46–47.
Аналогичны заданию 45. Дети учатся имитировать живую речь.
Они заметят знак, показывающий, что рассказчик по ходу вносит исправления (см. «беззащитный» – «такой
беззащитный!»). Это надо отметить как становление самоконтроля, что очень важно для устной речи. Повторы слов
«щенок ... щенок» и убыстрённый темп речи в конце рассказа (задание 47) говорят о переживании рассказчика.
Но мы не замечаем некоторых пауз и повторов – так как они свойственны устной речи. (Без них настоящей устной речи
не бывает.)
1 3 2
Работа в учебнике.
Задание 49.
Служит закреплению изученного. Ученики вначале делают необходимые отметки в задаче 48, затем читают её вслух.
Задание 50–51.
Стихотворение Б. Заходера можно прочитать как считалку, используя паузы внутри предложения «из окошка /мне
видна/» или убыстрение темпа и т.д. И есть одно логически важное слово, называющее водящего (последнее слово –
«салочки»).
Потом ученики рисуют свою страну Считалию, рассказывают о ней и т.д. (см. дополнительное задание к 51).
Эта работа может быть продолжена дома.
Вот что, например, сочиняют дети (печатая текст на компьютере):
Страна Считалия
В стране Считалии живёт очень много разных считалочек. Некоторые из них весёлые и добрые, ещё они любят
кататься на месяце. Но бывают и грустные, и обидчивые.
У каждого человечка, живущего в стране Считалии, есть своя считалочка!
Страна Считалия очень красивая.
(Катя В.)
Страна Считалия
В Считалии живут разные считалки. Они выглядят так, как про них написано. Считалки очень разные – всех цветов
радуги, весёлые, грустные, смешные и несмешные!
Некоторые любят играть в сотки!
Сотка,
камень,
ножницы,
бумага,
чичико,
цуефа.
(Саша Р.)
Страна Считалия
В стране Считалии живут считалочки. Они бывают совершенно разные. Считалочки все очень похожи на своих
героев. В стране Считалии есть и дома, и дороги – всё, как у людей. Просто мы думаем, что они слова, а на самом
деле они живые.
(Оля С.)
Задание 52.
Желательно разбить на три части текст рассказа В. Антонова, чтобы
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение
на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять
план).
4. Осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2014легче выполнить задание 52.
Условные обозначения даны на с. 34 и выше (см. «Как выделяются важные слова»). Самое трудное для детей – изменение
тональности рассказа:
I часть (от начала до «...который учил Мишу плавать») читается повествовательным тоном, слова Володи – хвастливо, с
вызовом; II часть – до слов «Миша финишировал...» – с позиции наблюдателей: «десятка нырнула в воду» читается
быстрее, затем пауза (ждут, когда вынырнет Миша), затем взволнованный разговор о том, что случилось с Мишей, и т.д.
Дети рассказывают о происшедшем с Мишей от его лица, от лица одного из болельщиков, от лица Мишиной мамы и т.д.
Во всех рассказах используется глагол в форме 1го лица ед.ч. Например, рассказ мамы: «Я ещё с вечера решила пойти на
соревнование по плаванию. Я знала, что мой Миша включён в десятку школьников на приз по плаванию.
Когда я пришла на реку, там уже было полно народу. И все ждали свистка судьи» и т.д.
Конец: «Вы не представляете себе, как я удивилась, когда увидела, как Миша припустился вприпрыжку по дороге, но
ещё больше я испугалась, когда увидела на его ноге большущего рака. Ну и смеялись мы потом! То ли над раком, то ли
над Мишей – не знаю».
Чтение стихотворения Вадима Шефнера «Устная речь»
(задание 53);
1–3е четверостишие с интонацией сожаления и восхищения; последнее четверостишие с интонацией призыва, пожелания.
Беседа по тексту стихотворения:
– Поняли ли вы призыв поэта?
– Так будем же заниматься на уроках риторики людским чудом – речью, чудесами русской речи.
Задание 54.
Прочитайте текст задания.
Советы тому, кто хочет разучить скороговорку.
1. Нарисуй словами картину, которая описывается в скороговорке.
(Я вижу Сеню. Он носит сено в сени. Сеня будет спать на этом сене.)
2. Определи, какие похожие, но разные слова обыгрываются в этой скороговорке. Сеня (имя), сено (скошенная и
высушенная трава), сени (передняя в деревенской избе).
3. Определи, какие звуки часто повторяются в словах скороговорки.
(Здесь согласные [C] – 7; [Н] – 7.)
4. Установи режим скороговорки (прохлопай в ладоши).
5. Проговори скороговорку медленно, прихлопывая в ладошки, с разной интонацией (например, удивления, насмешки,
восторга), постепенно убыстряя темп.
Детские заклички. Беседа.
– До сих пор бытуют своеобразные небольшие стишки, в которых дети как бы просили о чёмто природу, обращались к
ней, как к живому существу. Знаете ли вы какиенибудь заклички?
– Спасибо, В., что ты вспомнил. А как ты думаешь, произносить закличку нужно тихо или громко?
– Ты прав, К., – смотря какая закличка. Но если то, к чему (или к кому) вы обращаетесь, далеко, то, вероятно, вы будете
кликать (говорить) свою закличку громко. А ещё как?
– Не быстро, чётко выговаривая каждое слово, чтобы закличку хорошо было слышно.
– И тон должен быть просящий, призывный.
Задание 55.
– Прочитайте вначале заклички тихо, про себя. Выберите одну, подумайте, как вы будете её произносить. Например,
первая закличка – «Жаворонки». Обращение к ним. Их просят прилететь – тон просьбы, уговаривают принести весну.
Почему? «Зима нам надоела, весь хлеб поела».
ΙV. Итог урока.
Мне удалось…
У меня получилось…
© ООО «Баласс», 2014V. Домашнее задание.
Попробовать сочинить свою закличку или вспомнить.
© ООО «Баласс», 2014