Урок 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички. Цель: Вспоминаем:
– знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными;
– знакомим детей со способами выделения логически важных слов;
– учим пользоваться этими способами в своей речи;
– учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
3 3 3
1. Беседа.
– Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чуть-чуть останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более сильное журчание.
Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки,
которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит». Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и хватается за слово-пустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между этими паузами – речевой отрезок.
2. Работа с учебником.
Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.)
Задание 45.
Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам,
которые обозначены в записи текста).
Больших пауз – 4, маленьких – 2.
Повтор слов (отмеченный ...) говорит о том, что автор рассказа ищет другое, более яркое слово, чтобы описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте.
– Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи.
3. Беседа.
– Слышали ли вы выражение «логическое ударение»?
– Что оно значит?
– Кто может показать это ударение на примере?
– Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно?
– Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем.
4. Работа в учебнике.
Задание 48.
Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые
объяснения даются: «Логическое ударение выделяется паузой, которую я делаю перед или после важного слова. Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на свете.
Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные
обозначения.
Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но
далеко не всеми мы пользуемся.
Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»;
«укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи.
После разбора два-три ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.Риторика 4 класс.ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.