Риторика 4 класс.СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
библиотека
4 кл
11.02.2017
Тема: СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Цель: Вспоминаем основные части рассуждения (изученное во 2-м и 3-м классах).
Знакомим детей с видами аргументов и с требованиями к ним.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
3 3 3 Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)
– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Запишем нужные названия в схему «Рассуждение-доказательство». (Естественно, основная часть будет называться иначе.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Когда спрашиваем о чём-то и наш вопрос начинается с «почему».)
– Например?
(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.
Почему ты сегодня плохо выучил урок?
Почему братья-месяцы помогли сироте?
И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)
– И много-много других «почему». У поэта Владимира Орлова есть даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы представляете себе фантастические существа? Попробуйте их изобразить.
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
ΙI. Открытие новых знаний. 3 4 6 2 3
Задания 149–150.
Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать
требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:
– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки!..
– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки!..
И оба эти аргумента доказывали тезис: «И я хочу с тобой беседовать и дружить».
Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе).
Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным.
Задание 151.
Смысл задания – научить различать:
– главную мысль абзаца (суждение);
– аргументы, её подтверждающие.
Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.
Задание 152.
Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся
два типа фактов – по разным основаниям:
а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;
б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.
Задание 153.
Во всех примерах суждения – первые предложения. В первом примере развивается мысль о том, что учитель «очень любил Москву», во втором – приводится факт, что Москва впервые упоминается в летописи 1147 года.
Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям. 3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
III. Развитие умений. Применение знаний. 1 3 2 1. Работа в учебнике.
Задание 154.
Выясняется несколько доказательств теоремы Пифагора. Дети выписывают их названия из главы «Стул невесты»: доказательство Евклида, метод сложения, метод разложения, метод вычитания, укладка паркета, стул невесты (другие, увы, в книге не упоминаются). Но и этого достаточно, чтобы убедительно проиллюстрировать мысль: доказательств может быть много и самых различных. Нередко учёные ищут не просто доказательства,
а самые короткие и экономные.
Задание 155.
Разговор Оли и Риторика о дружбе мальчиков с девочками. Важно обратить внимание на то, как умело Оля, вначале соглашаясь с Риториком, затем возражает ему. При этом она согласна с тем, что в жизни бывает иначе, дружить мальчику с девочкой трудно, их дружба вызывает насмешки и т.д. И вдруг после аргумента согласия делает неожиданный вывод («...лучше дружить девочке с девочкой, а мальчику с мальчиком»). Оба спорящих опираются на примеры из жизни – конкретные и обобщённые.
Задание 156.
Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,
отвечая на вопрос задания. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.Риторика 4 класс.СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Риторика 4 класс.СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Риторика 4 класс.СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Риторика 4 класс.СКАЖИ МНЕ, ПОЧЕМУ... Основные части рассуждения. Аргументы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.