Безусловно, современные реалии таковы, что информатизация процессов общественной жизни человека охватывает практически все сферы его активности. Именно поэтому так важно и актуально приобщение подрастающего поколения к сфере IT-технологий и достижениям научно-технического процесса. В данной работе будет изложено понимание значения и важности робототехники в современной школе.
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ.doc
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
Аннотация: Безусловно, современные реалии таковы, что
информатизация процессов общественной жизни человека охватывает
практически все сферы его активности. Именно поэтому так важно и
актуально приобщение подрастающего поколения к сфере ITтехнологий и
достижениям научнотехнического процесса. В данной работе будет изложено
понимание значения и важности робототехники в современной школе.
Ключевые слова: информатизация, школа, робототехника, достижения
науки и техники, глобализация, информатика, техника.
Информатизация всех сфер общества, интенсификация учебной
деятельности определяют процесс модернизации и новое видение роли
основного общего образования. Целью политики модернизации в
среднесрочной перспективе, как отмечалось в Федеральной программе
развития образования на ближайшие годы, является «обеспечение
конкурентоспособности России на мировом уровне». Правительственная
стратегия модернизации образования предполагает обновление содержания
образования на основе «ключевых компетенций», которые в личностном плане
проявляются как компетентности. Обучающийся должен не вообще получать
образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах
жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные
ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего
потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Такую
компетентностную стратегию образования легко реализовать в
образовательной среде робототехника1.
1 Гайсина И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы
II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: БукиВеди, 2012.
1 С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника
занимает существенное место, как в школьном, так и в университетском
образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого
века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и
состязания роботов для школьников и студентов. Лидирующие позиции в
области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego
(подразделение Lego Education) с образовательными конструкторами серии
Mindstorms, Fischertechnik. В таких странах как США, Япония, Корея и в
некоторых других при изучении робототехники используются и более
сложные кибернетические конструкторы.
Образовательная робототехника
новая, актуальная
педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных
это
областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование,
программирование и технический дизайн.
Использование Лего конструкторов в образовательной
деятельности повышает мотивацию обучающихся к обучению, т.к. при этом
требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и
истории до математики и естественных наук. Педагоги, использующие, в
своей практике робототехнику могут достигнуть целого комплекса
образовательных целей2:
коллективная выработка идей;
развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы
модели;
проведение систематических наблюдений и изменений;
логическое мышление и программирование заданного поведения
модели;
установление причинно – следственных связей;
2 Василенко, Н.В. Никитан, КД. Пономарёв, В.П. Смолин, А.Ю. Основы робототехники Томск МГП
"РАСКО" 2013.
2 написание и воспроизведение сценария с использованием модели для
наглядности и драматургического эффекта;
экспериментальное исследование,
оценка (измерение) влияния
отдельных факторов;
анализ результатов и поиск новых решений.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с
обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование,
программирование, моделирование физических процессов и явлений и т.д.).
Дети с большим удовольствием посещают занятия, участвуют и
побеждают в различных конкурсах.
Если обучающийся интересуется данной сферой с начальной школы, он
может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те
умения, которые ему понадобятся для получения профессии в его будущем.
Доминирующей целью использования образовательной робототехники в
системе образования является овладение навыками технического
конструирования и моделирования, изучение понятий конструкции и
основных свойств (жесткости,
взаимодействия в группах, парах (элементы сотрудничества).
прочности,
устойчивости),
навыков
Новые стандарты обучения обладают отличительной особенностью
ориентацией на результаты образования, которые рассматриваются на основе
системно деятельностного подхода, который применяется в системе
школьного образования. Такую стратегию обучения помогает реализовать
образовательная среда Лего3. Основное оборудование это ЛЕГО
конструкторы4. В распоряжение детей поступают конструкторы, оснащенные
микропроцессором и наборами датчиков. С их помощью обучающийся может
запрограммировать робота умную машинку на выполнение определенных
функций.
3 Конструктор Lego «Перворобот», наборы № 9786 «Индустрия развлечений» с программным
обеспечением к нему LEGO Robolab 2.5.4.
4 LEGO Mindstorms NXT 2.0. Набор LEGO Mindstorms №85471
3 Но, к сожалению, методических материалов по данному направлению на
сегодняшний день не достаточно. Педагогам, как и обучающимся, приходится
осваивать новый предмет. Как правило, они разрабатывают собственные
планы занятий, которые соответствуют индивидуальным особенностям
обучающихся, соблюдая общую последовательность при их составлении5:
Сформулировать общие принципы простого механизма.
Познакомить обучающихся с активной лексикой.
Собрать и изучить одну или все принципиальные модели.
Собрать и изучить основную модель и выполнить задание, но только
после того, как будут выполнены задания для принципиальной модели.
Попытаться выполнить творческое задание.
Также робототехника используется педагогами при решении
коммуникативных проблем обучающихся, так как робототехника — это
командная работа. Проблемы сплачивают ребят. Решая задачи совместно,
команда производит анализ проблемы, составляет план для её решения,
определяет каждому роль для выполнения подзадач, ищет ресурсы от
информационных до материальных. В процессе работы учащиеся имеют
возможность проявить инициативу, реализовать свои лидерские и творческие
способности.
Помимо этого робототехника позволяет разнообразить уроки
информатики и других предметов, помогая ответить на извечные вопросы
учеников: «Зачем мне это нужно? Где мне это пригодится? Зачем мне знать
закон Ома? Где геометрия пригодится в жизни?». Она помогает на практике
глубже изучить некоторые темы по другим предметам, позволяя раскрыть
потенциал учащегося и помочь ему в дальнейшем с выбором будущей
профессии.
Вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберет
сегодняшний школьник в будущем, его работа так или иначе будет связана с
использованием новейших технологий.
Современное первоклассное
5 Юревич, Е. И. Основы робототехники — 2е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВПетербург, 2015.
4 образование тесно связано с применением информационных разработок и
робототехники, востребованных для решения задач широкого профиля. Такое
взаимодействие обеспечивает условия для организации инновационной
деятельности, развития научнотехнического потенциала, стимуляции
социальной активности, как в отдельном общеобразовательном учреждении,
так и в масштабах государства.
Список используемой литературы:
1. Гайсина И. Р. Развитие робототехники в школе [Текст] //
Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г.
Москва, декабрь 2012 г.). — М.: БукиВеди, 2012. — С. 105107.
2. Юревич, Е. И. Основы робототехники — 2е изд., перераб. и доп. —
СПб.: БХВПетербург, 2015. — 416 с.
3. Василенко, Н.В. Никитан, КД. Пономарёв, В.П. Смолин, А.Ю. Основы
робототехники Томск МГП "РАСКО" 2013. – 470 с.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты
[Электронный ресурс].
www.eidos.ru. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2014.
ИНТЕРНЕТЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –
5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе.– М., 2014.
5
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.