Род и семья – исток нравственных отношений
Цель: воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности».
Задачи:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;
- развитие интереса к истории своей
семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.
Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей:
1)Составление учащимися совместно с родителями генеалогического дерева своей семьи.
2) Написание творческой работы «География моего рода», в которой отражено географическое перемещение рода (это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода).
3)Принести семейные фотографии.
Оборудование урока: учебник «Основы светской этики»; компьютер и мультимедийная установка; выставка фотографий «Моя семья».
План урока
1. Организационный момент – 2 минуты
2. Актуализация знаний – 3 минуты
3. Проблемное объяснение нового знания – 25 минут
4. Закрепление знаний - 5 минут
5. Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе.
Учитель:
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение Т. Кузовлёвой и подумайте, как можно его озаглавить?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
«Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
(Варианты ответов детей: «Происхождение слова «семья», «Семья», «Адам и Ева» и др.)
Учитель говорит название стихотворения: «Как появилось слово «семья» и формулирует тему урока.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Учитель: Ребята, что мы должны сегодня узнать на уроке? Попробуйте сформулировать цели урока.
3. Проблемное объяснение нового знания
А) Постановка проблемы
Учитель: Ребята, что такое семья? (Ответы детей)
Учитель: Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка ...
Учитель: Упражнение «Ассоциации»: напишите в тетради, с чем у вас ассоциируется слово «Семья».
Семья
Очаг
Уют
Крепость Тепло Радость Любовь
Учитель: Ребята, прослушайте одну легенду и запишите в свою тетрадь ещё одно качество семьи.
В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.
Б) «Открытие» нового знания (работа с понятиями род и семья).
Учитель: Найдите данную тему в учебнике на стр. 38. Что вы сегодня узнаете на уроке?
* Что такое род, семья.
* Как возникли некоторые фамилии.
* Что такое родословная.
Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.
Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 38), найдите, что там говорится о роде, семье.
Учитель: Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Дети в парах записывают однокоренные слова к слову «род»:
род - родство - Родина - родители – родословная - народ
Учитель подводит детей к обобщению.
Учитель: Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка. Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.
Учитель: Прочитайте 4-ый абзац текста на стр.38. Что такое родословная? (Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.)
Выступление учащихся «Генеалогическое древо моей семьи», «География моего рода».
Учитель: Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина». Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка - Абрама Ганнибала. Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.
Учитель: Подумайте, почему важно знать своих предков? В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.
Не красна изба углами, а … |
( красна пирогами). |
В гостях хорошо,… |
(а дома лучше). |
Где родился, … |
(там и пригодился). |
Мир да лад – … |
(большой клад). |
Не нужен клад, … |
(когда в семье лад). |
Каждый кулик … |
(свое болото хвалит). |
Чем богаты, … |
(тем и рады). |
Дома – как хочу, … |
(а в людях – как велят). |
Учитель: Что могло являться символом рода? Почему родовые гербы разные?
Учащиеся под руководством учителя рассматривают родовой герб Багратиона в учебнике на стр. 39.
Учитель: Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Учитель: О каком же тепле идет речь?
С единым телом я сравню семью:
Отец – глава, а руки – сыновья.
И в теле – мать, она, как сердце,
И от неё зависит вся семья.
Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац).
Учитель: Ребята, в чём главная задача рода и семьи? (Ответы детей)
Заполнение таблицы «Обязанности в семье» (групповая работа)
Дети в мини группах заполняют таблицу «Обязанности в семье»
Папа |
Мама |
Я |
|
|
|
Обсуждение заполнения таблицы.
Учитель: Ребята, смогли бы вы часть обязанностей мамы или папы взять на себя? (Ответы детей)
4.Закрепление знаний
Учитель: Ребята, прочитаем последний абзац текста учебника на странице 39.
Учитель предлагает учащимся вместе сформулировать «Правила семьи» и записать их в тетрадь.
Правила семьи
1. Все члены семьи любят и уважают друг друга.
2. Все члены семьи ведут совместное домашнее хозяйство.
3. Все члены семьи помогают друг другу.
4. Все члены семьи отдыхают и проводят свободное время вместе.
5. Каждая семья должна чтить и соблюдать свои семейные традиции.
1. Подведение итогов урока (рефлексия)
Учитель: Исследованию какой темы был посвящён наш урок?
- С какими понятиями мы познакомились на уроке?
- Где можно применить полученные знания?
- Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.
- Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?
- Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
- Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет уютно, тепло и солнечно.
Домашнее задание:
1) Придумать и нарисовать герб своей семьи.
2) Придумать девиз своей семьи.
3) Выполнить творческую работу «Традиции моей семьи».
Литература
1.Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников// Ярославль, Академия развития, 2007
2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.