РОД И СЕМЬЯ
Оценка 4.7

РОД И СЕМЬЯ

Оценка 4.7
docx
28.05.2022
РОД И СЕМЬЯ
Род и семья.docx

Род и семья – исток нравственных отношений

         Цель: воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности».

         Задачи:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

 - воспитание  взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

 - развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.

Предварительная подготовка к уроку учащихся и их родителей:

1)Составление учащимися совместно с родителями  генеалогического дерева своей семьи.

2) Написание творческой работы «География моего рода», в которой отражено географическое перемещение рода (это позволяет уточнить некоторые моменты генеалогической ситуации рода).

3)Принести семейные  фотографии.

Оборудование урока: учебник «Основы светской этики»; компьютер и мультимедийная установка; выставка фотографий «Моя семья».

 

План урока

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Актуализация знаний – 3 минуты

3. Проблемное объяснение нового знания – 25 минут

4. Закрепление знаний - 5 минут

5. Подведение итогов урока (рефлексия) – 5 минут

Ход урока

1. Организационный момент

      Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе.

       Учитель:

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Актуализация знаний

         Учитель: Ребята, прослушайте стихотворение Т. Кузовлёвой и подумайте, как можно его озаглавить?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя?

 «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

(Варианты  ответов  детей: «Происхождение слова «семья», «Семья», «Адам и Ева» и др.)

         Учитель говорит название стихотворения: «Как появилось слово «семья» и  формулирует тему урока.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

         Учитель:  Ребята, что мы должны сегодня узнать на уроке? Попробуйте сформулировать цели  урока.

         3. Проблемное объяснение нового знания

         А) Постановка проблемы

         Учитель: Ребята, что такое семья?  (Ответы детей)

         Учитель: Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка ...

         Учитель: Упражнение «Ассоциации»: напишите в тетради, с чем у вас ассоциируется слово «Семья».

Семья

         Очаг

 

         Уют

      Крепость                  Тепло            Радость   Любовь

         Учитель:  Ребята, прослушайте одну легенду и  запишите в свою тетрадь ещё одно качество семьи.

         В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит,  семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание.

         Б) «Открытие» нового знания (работа с понятиями  род и семья).

        Учитель:  Найдите данную тему в учебнике на стр. 38.  Что вы сегодня  узнаете на уроке?

* Что такое род, семья.

* Как возникли некоторые фамилии.

* Что такое родословная. 

       Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.

       Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 38), найдите, что там говорится о роде, семье.

       Учитель: Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?

Дети в парах записывают однокоренные слова к слову «род»:

род   - родство - Родина -  родители – родословная - народ

Учитель  подводит детей к обобщению.

        Учитель: Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка. Семья - это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.

         Учитель: Прочитайте 4-ый  абзац текста на стр.38. Что такое родословная?          (Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.)

     Выступление учащихся «Генеалогическое древо моей семьи», «География моего рода». 

         Учитель: Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная  Пушкина». Сколько поколений можно насчитать в родословной?

         Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка - Абрама Ганнибала. Теперь все упростилось до такой степени, сто мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.

         Учитель: Подумайте, почему важно знать своих предков?  В старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать ее до конца.

Не красна изба углами, а …

( красна  пирогами).

В гостях хорошо,…

(а дома лучше).

Где родился, …

(там и пригодился).

Мир да лад – …

(большой клад).

Не нужен клад, …

(когда в семье лад).

Каждый кулик …

(свое болото хвалит).

Чем богаты, …

(тем и рады).

Дома – как хочу, …

(а в людях – как велят).

 

      Учитель: Что могло являться символом рода? Почему родовые гербы разные?

Учащиеся под руководством учителя  рассматривают родовой герб Багратиона в учебнике на стр. 39.

      Учитель: Послушайте стихотворение  поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

       Учитель: О каком же тепле идет речь?

С единым телом я сравню семью:

Отец – глава, а руки – сыновья.

И в теле – мать, она, как сердце,

И от неё зависит вся семья.

Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац).

       Учитель: Ребята, в чём главная задача рода и семьи? (Ответы детей)

Заполнение таблицы «Обязанности в семье» (групповая работа)

Дети в мини группах заполняют таблицу  «Обязанности в семье»

Папа

Мама

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обсуждение заполнения таблицы.

         Учитель:  Ребята, смогли бы вы часть обязанностей мамы или папы взять на себя? (Ответы детей)

4.Закрепление знаний 

         Учитель: Ребята, прочитаем последний абзац текста учебника на странице 39.

Учитель предлагает учащимся вместе сформулировать  «Правила семьи» и записать их в тетрадь.

Правила семьи

1. Все члены семьи любят  и уважают друг друга.

2. Все члены семьи ведут совместное домашнее хозяйство.

3. Все члены семьи помогают друг другу.

4. Все члены семьи отдыхают  и проводят свободное время вместе.

5. Каждая семья должна чтить и соблюдать свои  семейные традиции.

1.      Подведение итогов  урока (рефлексия)

     Учитель:  Исследованию  какой темы был посвящён наш урок?

 - С какими понятиями мы познакомились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

- Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

 -  Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

-  Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет уютно, тепло и солнечно.

Домашнее задание:

1) Придумать и нарисовать герб своей семьи.

2) Придумать девиз своей семьи.

3)  Выполнить творческую работу «Традиции моей семьи».

 

Литература

1.Байбородова Л.В. Воспитание толерантности у школьников// Ярославль, Академия развития, 2007

2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Род и семья – исток нравственных отношений

Род и семья – исток нравственных отношений

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе

Учитель: Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с

Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с

Не красна изба углами, а … ( красна пирогами)

Не красна изба углами, а … ( красна пирогами)

Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац)

Работа с текстом учебника на странице 39 (4 абзац)

Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям?

Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022