Род и семья - исток нравственных отношений
Оценка 4.8

Род и семья - исток нравственных отношений

Оценка 4.8
Презентации учебные +2
doc
религиоведение
4 кл
20.01.2018
Род и семья - исток нравственных отношений
Рабочие листы (лист для учащихся)
Публикация является частью публикации:
urok_18.doc
Тема:  Род  и  семья  ­  исток  нравственных  отношений Цель:  Познакомить с понятием «семья», как частицей рода, в которой сливаются мысли,  Урок №18   традиции и культура русского народа. Задачи урока: ­ воспитание  интереса и любви к семейным традициям. ­  развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.  ­  актуализировать  знания  детей  о  семье,  роде,  о  ценности  семейных  отношений;    развивать  внимание,  речь, умение  анализировать  и  делать  выводы; воспитывать  уважение  и  любовь  к родным  людям. ­ познакомить детей с терминами ближайшего родства; представить детям  образ семьи в культурной традиции народов России и мира как великую духовную  ценность;       Участники: учащиеся 4 класса  Оборудование:  компьютер, учебник «Основы светской этики» полоски бумаги  с   названиями  ценностей,  учебник,  тетрадь,  сувенирные  свечки.  Организационный  момент Ход  урока (Слайд 1) Ребята,  сегодняшний    урок  я    начну  с  загадок.  Отгадайте их и скажите о чём  сегодня мы буем говорить на уроке. Кто  в  семье  со  всеми  дружен? Кто  всегда  нам  очень  нужен? Кто  готовит,  шьет,  стирает И  почти  не  отдыхает? Кто  заботится  о  нас Каждый  день  и  каждый  час?  (Мама)(щелчок) Детям  он  решит  задачу, Отвезет  семью  на  дачу Починить  готов  утюг, Если  тот  сломался  вдруг Сильный,  ловкий  и  отважный, После  мамы  ­  самый  важный  (Папа) )(щелчок) Он  стар,  но  это  ничего, Его  добрее  нет Он  папа  папы  моего А  для  меня  он… (дед) )(щелчок) Радость  в  глазах,  в  глазах   удивленье, В  семье  у  нас  нынче  еще   прибавленье! В  доме  у  нас  появилась   девчонка! Теперь  я  ей  брат,  а  она  мне…   (сестренка) )(щелчок) Она  совсем  не  старая, Хотя  совсем  седая, Я  сяду  с  нею  рядышком: Расскажи  мне сказку…  (бабушка) (щелчок) Она  все  на  свете  помнит  и  знает, 1 И  бабушка  мамой  ее  называет И  часто  приходят  к  ней  в  дом   доктора, Она  же  мне  пра…,  она  же  мне   пра…  (прабабушка)(щелчок) Дети  отвечают  учителю,  что  речь  на  уроке  пойдет  о  семье. Актуализация Учитель.   Правильно, )(щелчок) семья  и  род  ­  это  тема  нашего    урока.   Построение проблемы Как вы думаете какую семью можно назвать счастливой?  Что  мы  с  вами  можем   сделать,  чтобы  всем   членам   семьи  и   родственникам  было  хорошо?   Работа  с  учебником Найдите  на   странице 38  и    выразительно  прочтите,  что  обозначают понятия   род  и  семья. Запиши определение в тетрадь, задание 1. Внимательно послушайте стихотворение о семье  и  приготовьтесь  ответить  на   вопрос:  Зачем  человеку  нужна  семья? Задание в тетради 2. Семья  ­  это  счастье,  любовь  и  удача, Семья  ­  это  летом  поездки  на  дачу Семья  ­  это  праздник,  семейные  даты, Подарки,  покупки,  приятные  траты Рожденье  детей,  первый  шаг,  первый  лепет, Мечты  о  хорошем,  волненье  и  трепет Семья  ­  это  труд,  друг  о  друге  забота, Семья  ­  это  много   домашней  работы Семья  ­  это  важно! Семья  ­  это  сложно! Но  счастливо  жить  одному  невозможно! Всегда  будьте  вместе,  любовь  берегите, Обиды  и  ссоры  подальше  гоните, Хочу,  чтоб  про  нас  говорили  друзья: Какая  хорошая  Ваша  семья! Дети  отвечают    на  вопрос:  Зачем  человеку  нужна  семья? Первичное закрепление Дополните  свой  ответ   предложениями  из  текста  на  странице 39 Все ли семьи одинаковые?  А чем они отличаются?  2 Дети отвечают Конечно   своими   привычками,   укладом,   обычаями,   атмосферой,   традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт,   задумывается:   Кто   я?   Откуда   я?   Откуда   мои   корни?   Замечательная   русская пословица гласит: "Ищи добра на стороне, а дом люби по старине".­ Как понимаете эту пословицу?    (Слайд 2)    Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево) В жизни каждого человека есть свое дерево.  Оно называется  (щелчок)«родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом».  Родословное древо — что это значит?    ­   Вдумаемся   в   это   словосочетание:   древо,   несущее   слово   о   роде,   т.   е. рассказывающее об истории рода, семьи.  ­   Как   называются   люди,   объединенные   одной   семьей?   (Родственники,   родные.) Родственники бывают ближние и дальние.  ­  Давайте поговорим о ближних.    ­ Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?  (щелчок)(Родителей — маму, папу.) А   кем   вы   приходитесь   своим   родителям,   как   вас   называют?  (щелчок)(Дети, ребенок, сын, дочь.) 3 Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.   Кем они приходятся вам? (щелчок)(Бабушками и дедушками.)  А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (щелчок) (Дядями и тетями.)  Родословное дерево рассказывает историю семьи. (Слайд 3) Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы   и   ваши   родители,   и   все   ныне   живущие   родственники   —   это   прошлое?   будущее? настоящее?   Конечно,   настоящее.   Издавна   одной   из   традиций   в   русских   семьях   была традиция   узнавать   о   своих   предках,   составлять   свою   родословную   .Незнание   своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи. Работа с учебником  Рассмотрите иллюстрацию в тетради задание 3.  «Родословная Пушкина».(Слайд 4) Сколько поколений можно насчитать в родословной?  Трудно просчитать, но с уверенностью можно сказать, что много, более 17. О чем говорит этот факт? (Слайд 5) А какие записи вносят в окошки?  Фамилии, имена, отчества, даты жизни, степень родства, кем были при жизни,  фотографии. Поговорим об этих данных. Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах.)Какие красивые у вас имена!А вы умеете их красиво произносить? Не торопиться, не "жевать" имя, а произнести его так, чтобы все видели ­ вы им гордитесь.  Давайте попробуем. Пусть каждый встанет и красиво, громко, звучно произнесет свое полное имя.Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь какого­нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. 4 Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого­нибудь из родственников? Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку. А вы, ребята, знаете, что такое отчество? Работа со словарем.  Найдите и прочитайте, что такое отчество(Слайд 6) из словаря Ожегова: ОО 1. тчество—   часть   родового   имени,   которая   присваивается   ребёнку   по   имени   отца. 2.Отчество — патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец — сын) и выражало почтение (форма вежливости). Задание в тетради 4. Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об этом относится   к   945   году.   Однако   до   XIII   века   частота   употребления   отчеств   была невысокой. Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на «­ вич» восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси; «подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами. Начиная с 15 столетия, именование с «­вичем» считалось особой привилегией, такое право незнатным людям даровалось лично царём и за особые заслуги. Отчества   «подлых»,   то   есть   незнатных   людей,   в   России   первоначально образовывались   как   краткая   форма   притяжательного   прилагательного   от соответствующего   имени,   например:   «Иван   сын   Петров»   или,   в   более   позднем варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» — «Фёдор Лукин». Скажите, пожалуйста, а во что превратились позже эти отчества? Работа с родственными словами. Какие однокоренные, родственные слова вы можете подобрать к слову отчество? Отечество, отчизна — родная страна, родина.  Слово   отечество   обозначает   страну   предков   (отцов)   человека,   а   также   часто   имеет эмоциональный   подтекст,   подразумевающий,   что   некоторые   испытывают   к   отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).   Работа с учебником  Знает ли кто­нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии? Попробуем найти ответ в учебнике на странице 38. Попытайтесь дома исследовать образование вашей фамилии. Задание сложное, но в этом могут помочь ваши родители. Задание в тетради 5. Любовь  ­  это  важное  качество,  которое  объединяет  всех  членов  семьи.  Если   человек  ощущает  на  себе  любовь  и  заботу  близких,  знает,  что  в  любой  жизненной   ситуации  он  найдет  помощь  и  поддержку  в  семье,  то  он  чувствует  себя  уверенным,  защищенным,  сильным.  Важно,  чтобы  теплота  человеческих  отношений,   5 взаимопонимание,  привязанность,  сочувствие  среди  членов  семьи  были  взаимными.   Тогда  семья  будет  крепкой  и  дружной,  и  не  страшны  ей  никакие невзгоды. А   какие  ценности, по вашему,  должны  преобладать  в  семье,  чтобы  она  была   счастливой? Послушайте китайскую притчу. (Слайд 7) Жила­была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось  в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы  скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была  особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни,  Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду  ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота,  достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты  добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то  писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке.  Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три  слова были начертаны на бумаге.  Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:  «И все?» ­ Да, ­ ответил старик, ­ это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: ­ И мира тоже. Как вы думаете какие слова были написаны на листочке?  (щелчок)Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Запиши данные ценности в тетрадь, задание 6. Посмотрите притчу «Воробей» и скажите, какими ценностями пренебрёг сын?  Понял ли он свою ошибку? Ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, но издревле каждая семья имела свой  семейный герб.(Слайд 8)  На нём   символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности. Рассматривают гербы на слайде и пытаются определить, чем отличалась тот или другой род. Закрепление (Слайд 9)Попробуем собрать сюрприз (Семья оленёнка Бемби) ­ Ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас?(семья) ­Семья кто это?(родственники близкие и далёкие) ­Главные ценности счастливой семьи? (любовь, прощение, терпение, понимание) ­Где можно узнать о истории семьи? (генеалогическое древо) 6 ­Какие записи вносят на такое древо? (Ф.И.О., даты жизни, фото и др.) Рефлексия.  Игра  «Свеча  любви» Давайте  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Свеча  любви» Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы  она  ни  была  ­   большой  или  маленькой,  полной  или  не  полной.  Но  наверняка  вы  редко   задумываетесь  о  своих  чувствах  к  членам  семьи.  Просто  любите  их  ­  и  все.  Сейчас  же  я  предлагаю  вам  задуматься  именно  об  этом  ­  о  том,  как  дороги  вам  ваши   близкие. Описание  игры. Дети  становятся  в  круг.  Каждый  получает  маленькую  сувенирную  свечку.   Учитель  зажигает  свечу  одного  из  учащихся  и  просит  всех  подумать  о  своей  семье, вспомнить  какие­либо  волнующие  моменты  из  истории  семьи,  а  затем  предлагает   ученику,  чья  свеча  уже  зажжена,  сказать,  глядя  на  пламя,  слова  благодарности   конкретному  лицу  (маме,  папе,  бабушке,  сестренке  и  т. д.)  и  пояснить,  за  что  он   его  (их)  благодарит.  После  этого  ученик  зажигает  своей   свечой  свечу  соседа.  Игра  продолжается,  пока  в  кругу  не  зажгутся  все  свечи.  Затем  учитель  предлагает  детям повторить  три  раза  слова  «Мир  дому  моему»,  глядя  на  свечу  любви,  после  чего   свечи  одновременно  тушатся Домашнее  задание  1.  Составить  генеалогическое  древо  своей  семьи.  2.  Нарисовать герб своей семьи. 3.  Подобрать  пословицы  о семье   7

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений

Род и семья - исток нравственных отношений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018