Родители, малыш и детский сад: первый год вместе
Оценка 4.9

Родители, малыш и детский сад: первый год вместе

Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
детская психология
Детсад
30.08.2024
Родители, малыш и детский сад: первый год вместе
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является важным этапом в жизни ребенка и его семьи. В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем сильнее ребенок переживает напряжение, тем дольше длится период адаптации. Как снять психоэмоциональное напряжение? Этот вопрос всегда задается родителями малышей. В своей практике мы используем игры на развитие мелкой моторики. Учеными было доказано, что участие в деятельности, которая развивает и улучшает мелкую моторику, оказывает положительное влияние на снижение уровня стресса. Это связано с тем, что такие действия требуют сосредоточенного внимания, которое может помочь перенаправить ум от стрессоров в состояние расслабления и осознанности. Повторяющийся и успокаивающий характер многих видов деятельности мелкой моторики способствует ощущению спокойствия и вызывает хорошее самочувствие. Создавая проект «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе», мы учитывали, что снятие психоэмоционального напряжения через развитие мелкой моторики необходимо осуществлять в игровой форме. Наша цель: создать интересные и разнообразные игровые ситуации для детей и родителей, которые будут способствовать их эмоциональному и физическому развитию. Совместная игровая деятельность направлена на координацию движений, развитие мелкой моторики, дает возможность всем участникам получить удовольствие от общения и сформировать навыки самостоятельности
конкурс 2 корпус (2).docx

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Дельфинёнок»

города Димитровграда Ульяновской области»

 

Авторы: Шаршакова Валерия Владимировна, педагог-психолог

Кулиева Римма Фаргатовна, воспитатель 1 младшей «Б»

Рыжова Надежда Ивановна, воспитатель 1 младшей «Б»

 

Номинация: «Взаимодействие участников педагогического процесса»

 

Тема практики: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»

 

Актуальность.

 Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является важным этапом в жизни ребенка и его семьи. В  период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем сильнее ребенок переживает напряжение, тем дольше длится период адаптации. Как снять психоэмоциональное напряжение? Этот вопрос всегда задается родителями малышей. В своей практике мы используем игры на развитие мелкой моторики. Учеными было доказано, что участие в деятельности, которая развивает и улучшает мелкую моторику, оказывает положительное влияние на снижение уровня стресса. Это связано с тем, что такие действия требуют сосредоточенного внимания, которое может помочь перенаправить ум от стрессоров в состояние расслабления и осознанности. Повторяющийся и успокаивающий характер многих видов деятельности мелкой моторики способствует ощущению спокойствия и вызывает хорошее самочувствие.

Создавая проект «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе», мы учитывали, что снятие психоэмоционального напряжения через развитие мелкой моторики необходимо осуществлять в игровой форме. Наша цель: создать интересные и разнообразные игровые ситуации для детей и родителей, которые будут способствовать их эмоциональному и физическому развитию. Совместная игровая деятельность направлена на координацию движений, развитие мелкой моторики, дает возможность всем участникам получить удовольствие от общения и сформировать навыки самостоятельности.

Перед нами стояли задачи:

1.Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации детей раннего возраста  к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.

2.Создать проект по снятию психоэмоционального напряжения и развитию мелкой моторики в совместной деятельности всех участников образовательных отношений : воспитателей, родителей и детей.

Содержание практики:

Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения.  Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность.

У детей от 1 года до 3 лет ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная игра. В это время для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами. Дети пока не осознают, что играют: они просто действует с предметами, а формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. Для детей взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Поэтому основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей и родителей к педагогам ДОУ. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.

Реализация нашего проекта «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе» дала возможность создать условия для снижения психоэмоционального напряжения через  развития мелкой моторики в условия адаптации к ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание  предметно-развивающей среды.

2.Формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе через совместные игры детей и взрослых.

3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

4.Развитие навыков взаимодействия ребенок-родитель, родитель-педагог, ребенок-педагог. Повышение родительской компетенции в период адаптации детей к детскому саду.

5.Повышение двигательных навыков и умений пальчиковой моторки у детей раннего возраста.

Работа над проектом проводилась поэтапно:

1этап -Изучение специализированной литературы.

2 этап -Мониторинг исходных показателей (наблюдения) у детей проводился педагогом- психологом и воспитателями группы.

При проведении первичного, в августе, наблюдения у детей раннего возраста было отмечено, что у детей напряженное эмоциональное состояние и средний или низкий уровень развития двигательных навыков пальчиков.

3 этап-Разработка перспективного планирования. План состоит из девяти помесячных блоков (с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему.

4этап- Осуществление проекта

Игры на мелкую моторику для снятия психоэмоционального напряжения мы разделили на блоки:

Игры с водой

Игры с гидрогелевыми шариками

Игры с однотипными антистерссами

Игры с воздушным пластилином

Игры с крупой

Игры с кинетическим песком

Игры с массажным мячиком

Игры с липкими игрушками

Игровые занятия с детьми и родителями проводились по подгруппам  1 раз в неделю, длились от 8 до 10 мин. 

Принципы организации игровых занятий:

- игровые занятия  проводятся систематически в предложенной последовательности;

- эмоционально готовим малышей, создаем игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр.;

- дети любят играть в одни и те же игры, поэтому, повторяем некоторые на каждом из этих занятий;

- занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях.

Вся работа разделена на два этапа: адаптационный и послеадаптационный периоды. Адаптационный период занял два блока, где занятия проводились только с детьми, т.к. их реакция на появление родителей могла быть непредсказуемой.

Работа с родителями в рамках проекта:  консультации,  буклеты и памятки по теме занятий каждого блока. 

Перспективный план реализации проекта состоит из девяти помесячных блоков (с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему. (Таблица 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Месяц

Неделя

Название занятия

Цель занятия

Игры

Игры с водой (адаптационный период)

Сентябрь

1 неделя

Ладошки здороваются с водой

- снятие эмоционального напряжения;

- создание доброжелательной атмосферы на занятии;

Игра «Пальчики здороваются с водичкой»

Игра «Ладошки здороваются с водичкой»

2 неделя

Игры с резиновыми уточками

- снижение психологической напряженности;

- сплочение группы;

Игра «Волны»

Игра «Уточки кря-кря»

3 неделя

Плывут рыбки

- обучение произвольной саморегуляции;

- формирование щепотного захвата;

Игра «Рыбки, рыбки!»

Игра «Едут лодочки»

4 неделя

 

Закрепляющее занятие

 Дождик, дождик мороси

- развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам;

- развивать соотносящие действия, координацию обеих рук;

Игра «Удивительный дождик!»

Игра «Пальчиковый дождик»

Игры с гидрогелевыми шариками (адаптационный период)

Октябрь

1 неделя

Знакомство с шариками

- создание доброжелательной атмосферы на занятии;

Игра «Удивительные шарики!»

Игра «Лови шарики»

2 неделя

В поисках клада

- способствовать сплочению детского коллектива;

- развитие тактильного восприятия;

Игра «Что стпрятано?»

Игра «Морская сенсорная коробка»

3 неделя

Ситичко

- эмоциональное и мышечное расслабление;

- развивать координацию правой и левой руки;

Игра «Перекладываем шарики»

Игра «Гидрогель и совочек»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Поиск зверей

- обогащение словаря словами, отражающими природные явления;

Игра «Найди картинку»

Игра «Картинка появись»

Игры с однотипными антистерссами (послеадаптационный период)

Ноябрь

1 неделя

Игры с гофрированной трубой

- развитие творческих способностей и воображения;

- развитие восприятия цвета и мелкой моторики;

Игра «Разноцветные трубочки»

Игра «»

2 неделя

Игры с поп-итом

- создание условий

для снижения

тревожности и

напряжения у детей;

Игра «Большие и маленькие мячики»

Игра «Найди домик»

3 неделя

Игры с симпл-дипл

- развитие социального доверия;

- развитие мелкой моторике;

Игра «Стихи-потешки»

Игра «Кого (чего) не стало»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Игры со сквишом

- сплочение группы;

- снижение тонуса мышц;

Игра «Жму, катаю»

Игра «Катаю, щелкаю, стучу»

Игры с воздушным пластилином (послеадаптационный период)

Декабрь

1 неделя

Знакомство с воздушным пластилином

- развитие творческих способностей и воображения

- познакомить с пластилином и его свойствами;

Игра «Здравствуй, пластилин!»

Игра «Аппетитный пончики»

2 неделя

Лепка формами

- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека;

- учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их;

Игра «Фрукты и овощи»

Игра «Расплющиваем»

3 неделя

Снежиночка

- развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, средствами изотерапии и арттерапии;

- учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями;

Игра «Катаем колбаску»

Игра «Собираем картинку»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Пластилиновые картинки

- воспитание желания быть внимательным и заботливым к своим родным;

-развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Игра «Лепим, катаем»

Игра «Плющим»

Игры с крупой (послеадаптационный период)

Январь

1 неделя

Ищем клад

- повышение позитивного настроя;

- развивать тактильное восприятие;

Игра «Золушка»

Игра «Секрет»

2 неделя

Собираем лес

- достижение взаимопонимания и сплочённости;

- развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев;

Игра «Ёлочки»

Игра «Сухой бассейн»

3 неделя

Закрепляющее занятие

Веселые стаканчики

- создание доброжелательной атмосферы на занятии;

Игра «Пересыпаем»

Игра «Чтобы было чисто»

Игры с кинетическим песком (послеадаптационный период)

Февраль

1 неделя

Знакомство с кинетическим песком

- снижение эмоционального напряжения;

Игра «Ах, какой песочек!»

Игра «Ручки радуются песочку»

2 неделя

Лепка с формочками

- уменьшение тревожности

-учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их

Игра «Я пеку, пеку, пеку…»

Игра «Лепим из кинетического песка»

3 неделя

В поисках насекомых

- развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам;

-Повышение тактильной чувствительности

Игра «Прятки»

Игра «Угадайка»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Мозаичный песок

-преодоление  негативных переживаний;

Игра «Волшебные отпечатки на печке»

Игра «Маленькие-большие следы»

Игры с обычным песком (послеадаптационный период)

Март

1 неделя

Знакомство с песочком

- научение видеть прекрасное в природных явлениях;

- развивать тактильную чувствительность рук детей;

Игра «Здравствуй, песок!»

Игра «Песочный дождик»

2 неделя

Рисуем пальчиком

- развитие творческих способностей и воображения;

- учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики);

Игра «Песочные узоры»

Игра «Рисуем палочкой»

3 неделя

Дыхательная гимнастика

- снижение психомышечного напряжения;

Игра «Песочный ветер»

Игра «Песочные прятки»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Световой песок

- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств;

- закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений;

Игра «Необыкновенные следы»

Игра «Кто к нам приходил?»

Игры с массажным мячиком (послеадаптационный период)

Апрель

1 неделя

Знакомство с массажными мячиками

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развивать общую координацию движений;

Игра «Непростой шарик»

Игра «Мячик»

2 неделя

Солнышко

- расширение знаний о способах улучшения настроения;

- снижение мышечного тонуса рук;

Игра «Лучики»

Игра «Ласковое солнышко»

3 неделя

Месим тесто

- снижение психологической напряженности;

- активизировать активные и пассивные движения пальцев рук;

Игра «Веселый счет»

Игра «Месим тесто»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Гостинцы

- снижение мышечных зажимов;

- развитие вращательных движений кистей рук;

Игра «Орех»

Игра «Ёжик»

Игры с липкими игрушками (послеадаптационный период)

Май

1 неделя

Знакомство с липкими предметами

- создание доброжелательной атмосферы на занятии;

- развитие у ребенка умения загибать пальчики по очередности на правой и левой руке;

Игра «Разноцветный скотч»

Игра «Штучки-липучки»

2 неделя

Овощи и фрукты на липучках

- повышение психического тонуса;

- формировать зрительно-двигательную координацию;

Игра «Десятое королевство»

Игра «Фруктовые заплатки»

3 неделя

Собираем цветочную поляну

- способствовать сплочению детского коллектива;

-развивать координацию общих движений;

Игра «Разноцветные цветы»

Игра «Собери поляну»

4 неделя

Закрепляющее занятие

Сказки на липучках

- преодоление негативных переживаний;

-развивать сенсорные способности детей раннего возраста;

Игра «Репка»

Игра «Теремок»

 

Заключение:

Игра на развитие мелкой моторики – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь

Совместные игры детей и взрослых создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей в период адаптации к детскому саду.

 

Литература:

1.И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторике у малышей»

2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторике с использованием нестандартного оборудования»

3.И. В. Дубровина «Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками»

4.И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека»

5.О. А. Медведев «Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды»

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города

Задачи проекта: 1.Создание предметно-развивающей среды

Задачи проекта: 1.Создание предметно-развивающей среды

Таблица 1 Месяц Неделя

Таблица 1 Месяц Неделя

Таблица 1 Месяц Неделя

Таблица 1 Месяц Неделя

Закрепляющее занятие Игры со сквишом - сплочение группы; - снижение тонуса мышц;

Закрепляющее занятие Игры со сквишом - сплочение группы; - снижение тонуса мышц;

Овощи и фрукты на липучках - повышение психического тонуса; - формировать зрительно-двигательную координацию;

Овощи и фрукты на липучках - повышение психического тонуса; - формировать зрительно-двигательную координацию;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024