Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 48 «Дельфинёнок»
города Димитровграда Ульяновской области»
Авторы: Шаршакова Валерия Владимировна, педагог-психолог
Кулиева Римма Фаргатовна, воспитатель 1 младшей «Б»
Рыжова Надежда Ивановна, воспитатель 1 младшей «Б»
Номинация: «Взаимодействие участников педагогического процесса»
Тема практики: «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе»
Актуальность.
Адаптация к дошкольному образовательному учреждению является важным этапом в жизни ребенка и его семьи. В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем сильнее ребенок переживает напряжение, тем дольше длится период адаптации. Как снять психоэмоциональное напряжение? Этот вопрос всегда задается родителями малышей. В своей практике мы используем игры на развитие мелкой моторики. Учеными было доказано, что участие в деятельности, которая развивает и улучшает мелкую моторику, оказывает положительное влияние на снижение уровня стресса. Это связано с тем, что такие действия требуют сосредоточенного внимания, которое может помочь перенаправить ум от стрессоров в состояние расслабления и осознанности. Повторяющийся и успокаивающий характер многих видов деятельности мелкой моторики способствует ощущению спокойствия и вызывает хорошее самочувствие.
Создавая проект «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе», мы учитывали, что снятие психоэмоционального напряжения через развитие мелкой моторики необходимо осуществлять в игровой форме. Наша цель: создать интересные и разнообразные игровые ситуации для детей и родителей, которые будут способствовать их эмоциональному и физическому развитию. Совместная игровая деятельность направлена на координацию движений, развитие мелкой моторики, дает возможность всем участникам получить удовольствие от общения и сформировать навыки самостоятельности.
Перед нами стояли задачи:
1.Изучить и проанализировать состояние проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, их эмоциональное состояние в этот период.
2.Создать проект по снятию психоэмоционального напряжения и развитию мелкой моторики в совместной деятельности всех участников образовательных отношений : воспитателей, родителей и детей.
Содержание практики:
Существует множество рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения. Наиболее эффективным методом профилактики является игровая деятельность.
У детей от 1 года до 3 лет ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная игра. В это время для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами. Дети пока не осознают, что играют: они просто действует с предметами, а формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. Для детей взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Поэтому основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей и родителей к педагогам ДОУ. Игровые упражнения базируются на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития дошкольника.
Реализация нашего проекта «Родители, малыш и детский сад: первый год вместе» дала возможность создать условия для снижения психоэмоционального напряжения через развития мелкой моторики в условия адаптации к ДОУ.
Задачи проекта:
1.Создание предметно-развивающей среды.
2.Формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе через совместные игры детей и взрослых.
3.Снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
4.Развитие навыков взаимодействия ребенок-родитель, родитель-педагог, ребенок-педагог. Повышение родительской компетенции в период адаптации детей к детскому саду.
5.Повышение двигательных навыков и умений пальчиковой моторки у детей раннего возраста.
Работа над проектом проводилась поэтапно:
1этап -Изучение специализированной литературы.
2 этап -Мониторинг исходных показателей (наблюдения) у детей проводился педагогом- психологом и воспитателями группы.
При проведении первичного, в августе, наблюдения у детей раннего возраста было отмечено, что у детей напряженное эмоциональное состояние и средний или низкий уровень развития двигательных навыков пальчиков.
3 этап-Разработка перспективного планирования. План состоит из девяти помесячных блоков (с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему.
4этап- Осуществление проекта
Игры на мелкую моторику для снятия психоэмоционального напряжения мы разделили на блоки:
Игры с водой
Игры с гидрогелевыми шариками
Игры с однотипными антистерссами
Игры с воздушным пластилином
Игры с крупой
Игры с кинетическим песком
Игры с массажным мячиком
Игры с липкими игрушками
Игровые занятия с детьми и родителями проводились по подгруппам 1 раз в неделю, длились от 8 до 10 мин.
Принципы организации игровых занятий:
- игровые занятия проводятся систематически в предложенной последовательности;
- эмоционально готовим малышей, создаем игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр.;
- дети любят играть в одни и те же игры, поэтому, повторяем некоторые на каждом из этих занятий;
- занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях.
Вся работа разделена на два этапа: адаптационный и послеадаптационный периоды. Адаптационный период занял два блока, где занятия проводились только с детьми, т.к. их реакция на появление родителей могла быть непредсказуемой.
Работа с родителями в рамках проекта: консультации, буклеты и памятки по теме занятий каждого блока.
Перспективный план реализации проекта состоит из девяти помесячных блоков (с сентября по май), где каждый блок имеет свою тему. (Таблица 1).
Таблица 1
Месяц |
Неделя |
Название занятия |
Цель занятия |
Игры |
Игры с водой (адаптационный период) |
||||
Сентябрь |
1 неделя |
Ладошки здороваются с водой |
- снятие эмоционального напряжения; - создание доброжелательной атмосферы на занятии; |
Игра «Пальчики здороваются с водичкой» Игра «Ладошки здороваются с водичкой» |
2 неделя |
Игры с резиновыми уточками |
- снижение психологической напряженности; - сплочение группы; |
Игра «Волны» Игра «Уточки кря-кря» |
|
3 неделя |
Плывут рыбки |
- обучение произвольной саморегуляции; - формирование щепотного захвата; |
Игра «Рыбки, рыбки!» Игра «Едут лодочки» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Дождик, дождик мороси |
- развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам; - развивать соотносящие действия, координацию обеих рук; |
Игра «Удивительный дождик!» Игра «Пальчиковый дождик» |
|
Игры с гидрогелевыми шариками (адаптационный период) |
||||
Октябрь |
1 неделя |
Знакомство с шариками |
- создание доброжелательной атмосферы на занятии; |
Игра «Удивительные шарики!» Игра «Лови шарики» |
2 неделя |
В поисках клада |
- способствовать сплочению детского коллектива; - развитие тактильного восприятия; |
Игра «Что стпрятано?» Игра «Морская сенсорная коробка» |
|
3 неделя |
Ситичко |
- эмоциональное и мышечное расслабление; - развивать координацию правой и левой руки; |
Игра «Перекладываем шарики» Игра «Гидрогель и совочек» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Поиск зверей |
- обогащение словаря словами, отражающими природные явления; |
Игра «Найди картинку» Игра «Картинка появись» |
|
Игры с однотипными антистерссами (послеадаптационный период) |
||||
Ноябрь |
1 неделя |
Игры с гофрированной трубой |
- развитие творческих способностей и воображения; - развитие восприятия цвета и мелкой моторики; |
Игра «Разноцветные трубочки» Игра «» |
2 неделя |
Игры с поп-итом |
- создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей; |
Игра «Большие и маленькие мячики» Игра «Найди домик» |
|
3 неделя |
Игры с симпл-дипл |
- развитие социального доверия; - развитие мелкой моторике; |
Игра «Стихи-потешки» Игра «Кого (чего) не стало» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Игры со сквишом |
- сплочение группы; - снижение тонуса мышц; |
Игра «Жму, катаю» Игра «Катаю, щелкаю, стучу» |
|
Игры с воздушным пластилином (послеадаптационный период) |
||||
Декабрь |
1 неделя |
Знакомство с воздушным пластилином |
- развитие творческих способностей и воображения - познакомить с пластилином и его свойствами; |
Игра «Здравствуй, пластилин!» Игра «Аппетитный пончики» |
2 неделя |
Лепка формами |
- воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого человека; - учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их; |
Игра «Фрукты и овощи» Игра «Расплющиваем» |
|
3 неделя |
Снежиночка |
- развитие умения создавать хорошее настроение при помощи речи, средствами изотерапии и арттерапии; - учить скатывать шарики и "колбаски" между ладонями; |
Игра «Катаем колбаску» Игра «Собираем картинку» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Пластилиновые картинки |
- воспитание желания быть внимательным и заботливым к своим родным; -развивать умение ориентироваться на листе бумаги |
Игра «Лепим, катаем» Игра «Плющим» |
|
Игры с крупой (послеадаптационный период) |
||||
Январь |
1 неделя |
Ищем клад |
- повышение позитивного настроя; - развивать тактильное восприятие; |
Игра «Золушка» Игра «Секрет» |
2 неделя |
Собираем лес |
- достижение взаимопонимания и сплочённости; - развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев; |
Игра «Ёлочки» Игра «Сухой бассейн» |
|
3 неделя |
Закрепляющее занятие Веселые стаканчики |
- создание доброжелательной атмосферы на занятии; |
Игра «Пересыпаем» Игра «Чтобы было чисто» |
|
Игры с кинетическим песком (послеадаптационный период) |
||||
Февраль |
1 неделя |
Знакомство с кинетическим песком |
- снижение эмоционального напряжения; |
Игра «Ах, какой песочек!» Игра «Ручки радуются песочку» |
2 неделя |
Лепка с формочками |
- уменьшение тревожности -учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их |
Игра «Я пеку, пеку, пеку…» Игра «Лепим из кинетического песка» |
|
3 неделя |
В поисках насекомых |
- развитие интереса и дружелюбного отношения к сверстникам; -Повышение тактильной чувствительности |
Игра «Прятки» Игра «Угадайка» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Мозаичный песок |
-преодоление негативных переживаний; |
Игра «Волшебные отпечатки на печке» Игра «Маленькие-большие следы» |
|
Игры с обычным песком (послеадаптационный период) |
||||
Март |
1 неделя |
Знакомство с песочком |
- научение видеть прекрасное в природных явлениях; - развивать тактильную чувствительность рук детей; |
Игра «Здравствуй, песок!» Игра «Песочный дождик» |
2 неделя |
Рисуем пальчиком |
- развитие творческих способностей и воображения; - учить выполнять упражнение как правой, так и левой рукой (вовлекая все пальчики); |
Игра «Песочные узоры» Игра «Рисуем палочкой» |
|
3 неделя |
Дыхательная гимнастика |
- снижение психомышечного напряжения; |
Игра «Песочный ветер» Игра «Песочные прятки» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Световой песок |
- развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных средств; - закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений; |
Игра «Необыкновенные следы» Игра «Кто к нам приходил?» |
|
Игры с массажным мячиком (послеадаптационный период) |
||||
Апрель |
1 неделя |
Знакомство с массажными мячиками |
- снятие эмоционального и мышечного напряжения; - развивать общую координацию движений; |
Игра «Непростой шарик» Игра «Мячик» |
2 неделя |
Солнышко |
- расширение знаний о способах улучшения настроения; - снижение мышечного тонуса рук; |
Игра «Лучики» Игра «Ласковое солнышко» |
|
3 неделя |
Месим тесто |
- снижение психологической напряженности; - активизировать активные и пассивные движения пальцев рук; |
Игра «Веселый счет» Игра «Месим тесто» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Гостинцы |
- снижение мышечных зажимов; - развитие вращательных движений кистей рук; |
Игра «Орех» Игра «Ёжик» |
|
Игры с липкими игрушками (послеадаптационный период) |
||||
Май |
1 неделя |
Знакомство с липкими предметами |
- создание доброжелательной атмосферы на занятии; - развитие у ребенка умения загибать пальчики по очередности на правой и левой руке; |
Игра «Разноцветный скотч» Игра «Штучки-липучки» |
2 неделя |
Овощи и фрукты на липучках |
- повышение психического тонуса; - формировать зрительно-двигательную координацию; |
Игра «Десятое королевство» Игра «Фруктовые заплатки» |
|
3 неделя |
Собираем цветочную поляну |
- способствовать сплочению детского коллектива; -развивать координацию общих движений; |
Игра «Разноцветные цветы» Игра «Собери поляну» |
|
4 неделя |
Закрепляющее занятие Сказки на липучках |
- преодоление негативных переживаний; -развивать сенсорные способности детей раннего возраста; |
Игра «Репка» Игра «Теремок» |
Заключение:
Игра на развитие мелкой моторики – это психологически комфортная деятельность детей, которая предполагает: снятие всех стрессовых факторов, раскрепощенность, развитие творческой активности. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь
Совместные игры детей и взрослых создают атмосферу безопасности и снимают эмоциональное напряжение у детей в период адаптации к детскому саду.
Литература:
1.И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторике у малышей»
2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторике с использованием нестандартного оборудования»
3.И. В. Дубровина «Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками»
4.И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека»
5.О. А. Медведев «Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.