«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»
Оценка 4.8

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
29.01.2018
«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»
Содержание. В современном обществе происходит становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями (законными представителями). Важной социальной задачей, стоящей перед педагогами является оказание помощи семье в воспитании и образовании ребенка. В связи с этим изменяются не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны стать активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача дошкольного учреждения – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую, психологическую, логопедическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи современных детей дошкольного возраста, положительная динамика и наилучшие результаты в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.
Родительская компетентность в вопросах речевого развития .docx
Методическая разработка. «Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей» Цель этапа Инструмен Э та п ы Вв од н ы й О сн ов но й За кл ю чи те ль н ы й Повысить  образовател ьный  уровень  компетентн ости  родителей в вопросах  речевого  развития  детей,  установить  контакт с  членами  семьи. Ознакомить родителей с методическ ими играми, направленн ыми  на  развитие  речи детей. Обогатить  методическ ую копилку  для  родителей  «Помощник «Речевичок »». тарий педагога по достижени ю цели Педагогиче ские беседы. Наглядная информаци я. Наглядная пропаганда. Деятельность родителей Планируе мый результат Приглашения для родителей в  гостиную (изготовление своими  руками). Анкеты   для   родителей   по проблеме «Речевое развитие современных детей». Взаимодействие   педагогов   и родителей.   Знакомств о  родителей  в вопросах речевого  развития  детей. Презентаци я.  Анкетирова ние. Привлечени е к совместной деятельност и.   Обмен информацие й. Консультир ование. Создание (показ)  презентации «Игры и методические  пособия, используемые в ДОУ  направленные на речевое развитие  детей». Оформление выставки  дидактических игр, направленных  на развитие речи дошкольников. Активное педагогов и родителей. Памятки для родителей «Факторы  успешного речевого развития  современных детей». Индивидуальное общение с  родителями на тему: «Творческие и дидактические игры, направленные  на развитие речи дошкольников». Обмен опытом родителей.  взаимодействие   Совместна я деятельнос ть   всех участнико в мероприят ия. Повышени е уровня  компетент ности  родителей  в вопросах речевого  развития  детей. Содержание.   поэтому   с В   современном   обществе   происходит   становление   новой   системы дошкольного   образования,   введением   Федерального государственного  образовательного  стандарта большое  внимание уделяется  взаимодействию дошкольного учреждения с родителями  (законными   представителями). Важной   социальной   задачей,   стоящей   перед педагогами   является   оказание   помощи   семье   в   воспитании   и   образовании ребенка.   В   связи   с   этим   изменяются   не   только   формы   и   методы взаимодействия   с   родителями   воспитанников,   но   и   философия взаимодействия:   от   «работы   с   родителями»   до   «сотрудничества».   В соответствии   с   этим   родители   должны   стать   активными   участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая   деятельность   в   них   доминирует,   а   не   просто   сторонними наблюдателями. Задача дошкольного учреждения –   «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую, психологическую, логопедическую помощь, привлечь   семью   на   свою   сторону   в   плане   единых   подходов   в   воспитании ребёнка.   Необходимо,   чтобы   детский   сад   и   семья   стали   открытыми   друг другу   и   помогли   раскрытию   способностей   и   возможностей   ребёнка.   При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также   родительские   запросы   и   степень   заинтересованности   родителей   в воспитании своих детей. Взаимодействие   дошкольного   учреждения   и   семьи   является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является   исключением   и   работа   по   развитию   речи   современных   детей дошкольного возраста, положительная динамика и   наилучшие результаты в работе   можно   достичь,   если   педагоги   и   родители   будут   действовать согласованно. Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей. Задачи: 1. Повысить образовательный уровень компетентности родителей в  вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка. 2. Ознакомить родителей и апробировать систему методических игр,  направленных на развитие речи детей. 3. Обогатить методическую копилку для родителей «Помощник  «Речевичок»». Подготовительная работа:  Оформление приглашений для родителей в гостиную.  Анкетирование родителей по проблеме «Речевое развитие современных  детей» (приложение №1).  Создание презентации «Игры и методические пособия, используемые в  ДОУ направленные на речевое развитие детей».  Оформление выставки дидактических игр, направленных на развитие  речи дошкольников.  Памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития  современных детей» (приложение №2).  Индивидуальное общение с родителями на тему: «Творческие и  дидактические игры, направленные на развитие речи дошкольников». 1. Вступительное слово учителя­логопеда  «Развитие речи детей через  План проведения мероприятия: творческие игры». 2. Знакомство с результатами анкетирования родителей (старший  воспитатель). 3. Показ презентации «Игры и методические пособия, используемые в  ДОУ» (педагог­психолог). 4. Обмен опытом родителей «Творческие и дидактические игры,  направленные на развитие речи дошкольников». 5. Памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей». Основная часть. Ход мероприятия:  Вступительное слово учителя­логопеда   «Развитие речи детей через  творческие игры». Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие в этом направлении – это коллективная игра, по существу, творческая работа,   а   значит,   интенсивное   ощущение   радости   жизни.   Радость   ребёнку необходима,   как   кислород,   она   вызывает   прилив   сил,   даёт   возможность полнее раскрыться творческим способностям. Всё грандиозное начинается с малого. Творческие игры – это   скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что   чем   раньше   начать   развивать   у   детей   речь,   логическое   мышление, фантазию,   наблюдательность,   внимание,   тем   плодотворнее   будет   работа   в данном направлении. Занятия по развитию речи с использованием творческих и дидактических игр —  это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно подзадоривать,  подталкивать.  Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый   из   сидящих   за   маленьким   столом,   уловить  нерв,   определяющий доминанту   занятия   –   и   рождается   Действие,   в   котором   все   участвуют   на равных основаниях. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство   его   речи.   И   от   этих   данных   во   многом   зависит   его   общее психическое   развитие   и   будущая   успешность   в   школе.   Вот   почему   в современной   педагогике   основное   внимание   уделяется   именно   этому направлению.   Способность   общаться,   познавать   мир,   планировать   свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи. Именно   развитие   самостоятельной   (креативной)   личности   позволили создать   методики   по   развитию   речи   дошкольника,   которые   наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Проводится   анализ   результатов   анкетирования   родителей «Речевое развитие детей» (приложение №1).                Показ презентации «Игры и методические пособия, используемые в ДОУ». ­ В нашем детском саду очень широко и активно используются игровые методы   и   приёмы.   С   некоторыми   из   них   мы   хотим   вас   познакомить   и поиграть. Методы   и   приемы   можно   охарактеризовать   с   разных   точек   зрения   (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой   в   методике   (как   и   в   дошкольной   дидактике   в   целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово   или   практическое   действие.   Выделяют три   группы   методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания   наглядности,   слова   или   действий   как   источника   и   основы высказывания. Круги Луллия. Пособие   представляет   собой   несколько   кругов   разного   диаметра, нанизанных   на   общий  стержень.  В  верхней  части   стержня  устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.  Цель   данного   пособия:   уточнять   знания   дошкольников   в   различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь   слово"   —   используется   для   составления   слов.   "Смешивание цветов" — закрепление получения цвета и его оттенков.  "Сочини сказку" — используется для составления различных вариантов сказок. Пособие «Паровозик». Формирует   умение   сравнивать   объекты   по   нескольким   различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных   символов.   Учить   классифицировать   объекты   по   данным признакам, составлять описательные рассказы. «Волшебная дорожка».  В   основе   сюжета   многих   сказок   —   действия   какого­   либо   героя:   он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует  с другими объектами (преодолевает   препятствия,   решает   задачи,   изменяясь   при   этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. "Кубик эмоций»  Активно   используется   во   всех   возрастных   группах.   Пособие   "   Кубик эмоций ", с помощью которого у  детей формируем умение находить слова в соответствии   со   своим   настроением.   Приведём   пример   использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей: педагог предлагает слово   —   существительное (прилагательное,   глагол),   а   ребёнок   говорит   и показывает   похожее   по   значению.   Пример:   грусть   —   радость;   плакать   — смеяться. Пособие «Часы». Символы   имён   признаков   вводились   постепенно:   от   простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие универсальное: используется на разных видах   занятий   и   как   алгоритм   для   составления   описательных   рассказов   и загадок. «Волшебное поле»  Игра,   способствующая   расширению   и   активизации   словарного   запаса детей,   поле   разделено   на   несколько   предметных   областей:   птицы,   посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. Обмен   опытом   родителей «Творческие   и   дидактические   игры, направленные на развитие речи дошкольников» Игра «Дразнилка» На   столе   разложены   картинки   с   отгадками.   Не   произнося   настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена­дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. — … глаза Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток. Разгадав   загадку,   игроки   стараются   как   можно   скорее   поставить пальчики   на   соответствующую   картинку.  Можно   поменяться   ролями,  дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь. Игра «По кругу» Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок   вынимает   из   этой   стопки   любую   картинку,   например «шуба»,   и придумывает   какое­нибудь   словосочетание, «шуба   пушистая».   Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением   и   передвигает   по   кругу.   Игрок,   назвавший   последнее словосочетание,   оставляет   картинку   у   себя   и   получает   право   вынуть   из стопки   следующую   картинку.   Победителем   становится   обладатель наибольшего количества картинок. Игра «Шкатулка со сказками». Понадобится коробочка с 8­10 любыми игрушками. Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3  предложения, следующий вынимает другой предмет   и   продолжает   рассказ.   Когда   история   закончилась,   предметы собирают   вместе   и   начинается   новая   история.   Важно,   чтобы   каждый   раз получилась   законченная   история,   и   чтобы   ребенок   в   разных   ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом. Игра «Исправь ошибку». Взрослый   произносит   предложение,   в   котором   сопоставляются   два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения.  Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая». Примерный речевой материал:  внучка маленькая, а бабушка старенькая;  Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;  Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;  Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;  Заяц серый, а петушок смелый;  Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;  Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;  У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п. Итоги мероприятия. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет   его   жизнь,   именно   поэтому   важно   не   упустить   этот   период   для раскрытия   творческого   потенциала   каждого   ребёнка.   Технологии используемые в работе с дошкольниками, позволяют воспитывать ребёнка под девизом «Творческие дети!». Работа   с   дошкольниками   в   данном   направлении   интересная   и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе детского   сада,   дополняет   её   с   получением   большей   эффективности   в результатах. Предлагается памятка «Факторы успешного речевого развития детей». Литература. 1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература,  2. Герасимова А. Развиваем речь ребенка от рождения до семи лет.– М., 1984 г. — 243 с. 2012. 3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению  развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий  воспитателей Центра. ­Ульяновск, 1996г. ­100 с. центр, Сфера, 2011. педагогического образования, 2012. 4. Зенина   Т.Н. Родительские   собрания   в   детском   саду.–   М.:   Центр 5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М.: Творческий 6. Максаков А.И. Учите, играя. ­ М.: Мозаика – Синтез, 2012. 7. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". ­Рига 1994 г. 8. Нестеренко А.А. Страна загадок. — Ростов­на­Дону, 1993г. — 32 с. 9. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей  дошкольного возраста. — М, 1998 г. 10. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования  системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб.  Проблемы образ. в системе детский сад — школа: традиции и  инновации, ­г. Ростов­на­Дону, 1994г. — стр. 75­77. 11. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей  дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных  учреждений. — Обнинск: ООО "Росток", 1998. ­64 с. 12. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать  творческие задачи. ­Ульяновск, 1996г. ­152с. Анкета для родителей.  «Речевое развитие ребенка» Приложение №1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ Дата рождения___________________________________________________ Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста,  подробное обоснование. 3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи  ребенка? (Родители, детский сад.) __________________________________ 4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его  речи? (Да, нет.) __________ 5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да,  нет.) ______________ 6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________ 7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________ 8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________ 9. Нарушения речи ребенка носят психологические проблемы? Какие? ____________________________________________________________ 10. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? _______________________________________ 11. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? __________________________ 12. Присутствуете ли на детских праздниках? ___________________________ 13. Как относитесь к продуктам совместной деятельности? _______________ Благодарим за сотрудничество! Приложение №2. Факторы успешного речевого развития дошкольника. (памятка для родителей)  Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.  Создавать условия для общения с другими детьми.  Речь взрослого – пример для подражания.  Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.  Совместные игры взрослого и ребёнка.  Чтение художественной литературы, разучивание стихов.  Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».  Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музе.  Речь и общение – главное в речевом развитие ребенка.

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития современных детей»

«Родительская компетентность в вопросах речевого развития  современных детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018