Собрание 1 «Трудно ли с «трудным» ребенком?»
Форма: Дискуссионный клуб.
Цель: Выявление трудностей, связанных с проблемами в воспитании ребенка. Развитие умения поиска выхода из трудных ситуаций.
Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми.
Л.Н. Толстой
Подготовительный этап
• Подготовить для каждого родителя конверт с «мудрыми мыслями»:
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо. NN
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. О. Уайльд
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их любить себя. Л. Хей
Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас. Э. Легуве
Воспитанию хорошо поддаются лишь те, кто нуждается в воспитании. NN
Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс
Ребенок больше всего нуждается в любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек
Все в ваших руках, поэтому нельзя их опускать. К Шанель
Хвали при всех, ругай наедине. М. Е. Литвак
Один раз поругал — семь раз похвали. М. Е. Литвак
Не упрекай детей за то, что дал им, скажи спасибо, что они это приняли. М.Е. Аитвак
Не бойся прощать. Прощай как можно скорее. М.Е. Литвак
Криком завоюешь не любовь, но ненависть. М.Е. Литвак
От крика глупеет и тот, кто кричит, и тот, на кого кричат. М.Е. Литвак
Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие. Г. Гегель
• Вложить в конверт для родителей «если»-предложения
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными или излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.
Дороти Нолт
• Подготовить чистые листы для написания сочинения- миниатюры, на каждом из которых будет написано первое предложение будущего сочинения:
Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ...
• Прикрепить к доске листы с фразами:
Чего не торопятся добиться, того добиваются обычно наверняка и очень быстро.
Дети могли бы делать больше открытий, если бы взрослые нас понимали.
Ира, 10 лет
Счастье для человечества, что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям на их здравый рассудок и здравую человеческую волю.
Наказывать и поощрять ребенка одинаково плохо, так как и то и другое воспитывает послушание.
Человек воспитывается для свободы.
Г. Гегель
Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
И. Кант
Воспитать человека для свободы невозможно, если в детстве он не рос в атмосфере свободы.
Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется...
Я. Корчак
Ход родительского собрания
1. Учитель приветствует родителей и благодарит за то, что они нашли время и пришли на собрание.
По данным многочисленных социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень ярко оценивают действия педагогов. Многие родители считают, что у большинства педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в такое разногласие между школой и семьей, дети вынуждены «выкручиваться», приспосабливаться, что приводит к безнравственности. Но педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, чтобы создать единое воспитательное поле, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
На первом родительском собрании, в одной из школ родителям первоклассников был задан вопрос: «Какого ребенка можно назвать идеальным ребенком?» Мнения родителей звучали так:
(Я же в свою очередь позволю себе прокомментировать их.)
Идеальный ребенок — это ребенок, который:
• слушается во всем своих родителей. (Но мы забываем, что для творчества нужно дерзновение, а не послушание.)
• выполняет все то, что ему поручают в школе и дома. (А его мнение по этому поводу кто-нибудь выслушал, он же не солдат, чтоб выполнять приказ, не раздумывая.)
• помогает старшим, не обижает младших. (Всегда ли мы соответствуем этому требованию?)
• самостоятелен и активен. (Как часто мы даем ему свободу и позволяем принимать решения самостоятельно?)
• умеет отвечать за свои поступки. (Как часто наказания не унижают ребенка, а дают ему возможность обдумать свой поступок и понять, что он был не прав ?)
• в любой ситуации всегда говорит правду. (Виноват не тот, кто врет, а тот, кому правду говорить опасно.)
· дорожит своей семьей, родными и близкими, бережно относится к своим родителям. (Соответственно отношение к нему со стороны родных и близких должно быть таким же.)
· имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится. (Каждый ли член семьи имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится?)
· умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни. (А мы, взрослые, уже научились ставить перед собой жизненные цели и достигать их? Всегда ли с огромным интересом и желанием трудимся сами?)
На поставленные вопросы отвечали и дети. Им был задан вопрос: «Какие они, идеальные родители?»
Вот ответы учащихся 4-х классов:
Идеальные родители:
· Понимают своих детей.
· Любят своих детей.
· Помогают решать проблемы.
· Не кричат на своих детей.
· Готовы к тому, чтобы выслушать и поддержать своих детей.
· Не читают нотации.
· Не бьют своих детей.
· Своим примером показывают, как надо жить.
· Не пьют.
Какого же ребенка мы называем «трудным»?
Необходимо выслушать мнение родителей.
Учитель: Я считаю, что «трудными» мы называем тех детей, которые нуждаются в нашем понимании и поддержке, тех, кто не может сдержать свои эмоции. Я думаю, что «трудными» делаем их мы, взрослые. Мы должны научиться жалеть и щадить, беречь и оберегать. Мы должны быть соучастниками доброго дела.
В книге «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский говорил: «Бессердечность не всегда злой умысел. Безжалостна не только злая воля. Глупость и невежество так же безжалостны, как и коварство. Чуткость требует здравой мысли».
Если вы чувствуете, что вам трудно с вашим ребенком, постарайтесь относиться к нему терпимее. Постарайтесь дать ему понять, что вы любите его и желаете ему добра, ведь в большей любви нуждается именно тот ребенок, который меньше всего ее заслуживает.
Очень часто «трудный» ребенок совершает необдуманные поступки, а получая наказание, не всегда осознает свою вину, злясь на взрослых и делая потом «на зло». Я хочу предложить вам памятки, которые рекомендую изучить вместе с ребенком.
Памятка. «Как понять и осознать свою вину»
• Большим человеческим богатством является умение чувствовать свою вину.
• Произнося слова «простите», «извините», мы рассчитываем на уважение к самому себе, на добрую волю, снисходительность.
• Развивай в себе умение чувствовать свой долг перед другим человеком — и совесть всегда подскажет тебе, когда нужно обращаться к ближнему со словами «простите», «извините».
• Умей быть скромным, оберегай себя от наглости, назойливости, надоедливости.
• Не лезь в чужую душу, умей беречь в человеке неприкосновенное и глубоко личное.
• Храни в душе свои переживания, не делай их предметом всеобщего обозрения.
• Умей сопереживать и сочувствовать. Подлинная чуткость не может быть болтливой. Она так же молчалива, как и скромность.
Памятка. «Правильное отношение к неодобрению, осуждению, наказанию»
• Люди, окружающие тебя, — оценивают твои поступки, твое поведение как добро или как зло, видят в тебе хорошее или плохое.
• Хорошее считается нормой жизни и очень часто не замечается. Плохое обращает на себя внимание значительно больше.
• Воспитывай требовательность к самому себе, самоконтроль, непримиримость к плохому в себе.
• Умей видеть и чувствовать, каким ты входишь в духовный мир других людей.
• Неодобрение, осуждение выражаются в человеческом обществе в нравственной оценке и нормах права.
• Нравственное неодобрение и осуждение начинается с направленного на тебя пристального, внимательного взгляда старших, в котором тебе надо уметь прочитать смущение, смятение, огорчение, возмущение, негодование, презрение. Осуждение твоего зла — большое благо для тебя.
• Непримиримость и нетерпимость твоих воспитателей к злу выражается и в наказаниях.
• Как и любое осуждение, наказание является благом и для общества, и для того, кого наказывают. Наказывая, тебе желают добра.
• Наказания ограничивают желания и свободу.
• Наказание — это резкое осуждение, оно не может быть приятным.
• Наказания существуют для того, чтобы человек смог побыть наедине с собой, заглянуть в себя.
• В осуждении твоих предосудительных поступков проявляется справедливость, без которой невозможно общее счастье.
• Самые горькие, самые суровые слова, если они справедливы, — это забота о тебе.
• В горьких и суровых словах отца, матери, учителя — огромный труд, духовные силы, энергия души.
• Обращаться к тебе с горькими словами очень нелегко.
• Если тебе неприятно слышать их, то еще меньше приятного доставляют они тому, кто вынужден их произносить.
• Умей благодарить.
• Услышал похвалу — благодари и радуйся, что ты двигаешься в направлении к человеческому совершенству.
• Услышал упрек, порицание — благодари за то, что тебя учат жить по-человечески.
Учитель: Упрек и порицание должны быть емкими. Не стоит долго ругать ребенка. Он устанет вас слушать и перестанет понимать.
Я хочу предложить вам написать сочинения-миниатюры, первое предложение которых звучит так: Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.
Примеры таких сочинений:
Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.
Когда ругаешь человека, то тень печали на его лице остается до самой ночи. Ночью окно в его доме долго не может погаснуть. Человек лежит, и мысли его не могут прийти в равновесие. Душа человека хочет успокоиться. Люди должны быть счастливыми. Мечта, как светлый луч солнца, озаряет их жизнь. Если ранить душу человека, то он начинает верить в свою никчемность, и только свежие впечатления, добрый огонь мечты может восстановить ее из пепла.
Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.
Ругать — вообще никого не стоит, какой ты судья другим? Осуждения рождают страдания, унижение достоинства, а затем и гнев, злость на свою судьбу, на весь окружающий мир. Вырастает стена между человеком и обществом. Страшно ошибиться в своих суждениях о личности. Не судите, да не судимы будете.
Собрание 2 «Способность ребенка трудиться»
Форма: Диагностическая беседа.
Цель: Обсуждение проблемы формирования трудовых умений и обязанностей ребенка в семье.
Подготовительный этап
1. Подготовить анкеты для детей.
Анкета 1
Дома я: |
Всегда |
Часто |
Иногда |
Никогда |
Помогаю родителям по их просьбе |
|
|
|
|
Убираю свою постель |
|
|
|
|
Убираю свою комнату |
|
|
|
|
Стираю свои мелкие вещи |
|
|
|
|
Мою посуду |
|
|
|
|
Выношу мусор |
|
|
|
|
Хожу в магазин |
|
|
|
|
Умею кое-что готовить |
|
|
|
|
Помогаю маме накрывать на стол |
|
|
|
|
Выгуливаю собаку |
|
|
|
|
Помогаю в уборке квартиры |
|
|
|
|
Ухаживаю за младшими |
|
|
|
|
Анкета 2
Вопросы |
Да |
Нет |
||
Имеешь ли ты постоянные обязанности по дому? |
|
|
||
С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу? |
|
|
||
Что тебе нравится больше всего из домашних дел? |
|
|
||
Что тебе не нравится делать по дому? |
|
|
||
Помогаешь ли ты дедушке и бабушке? |
|
|
||
Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями? |
|
|
||
Получаешь ли ты похвалу за выполненную работу? |
|
|
||
Ругают ли тебя, если ты выполнишь что-либо не так? |
|
|
||
Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не позволяют тебе это сделать? |
|
|
||
Вопросы |
Да |
Нет |
||
Как ты думаешь, могут ли взрослые обойтись без твоей помощи? |
|
|
||
Можешь ли ты обойтись без помощи взрослых? |
|
|
||
Нужно ли вообще помогать друг другу? |
|
|
||
Какое из последних домашних дел было для тебя новым и необычным? |
|
|
||
2. Подготовить анкеты для родителей Анкета 1 |
|
|||
Вопросы |
Ответы |
|
||
Что любит ваш ребенок делать по дому? |
|
|
||
Любит ли ваш ребенок трудиться? |
|
|
||
Как долго может трудиться ваш ребенок? |
|
|
||
Ребенок выполняет работу увлеченно или неохотно? |
|
|
||
Ребенок выполняет работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? |
|
|
||
Часто ли ребенок наводит порядок в своей комнате без вашей просьбы? |
|
|
||
Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы? |
|
|
||
Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу? Как? |
|
|
||
Наказываете ли вы ребенка за плохо выполненную или не выполненную работу? Как? |
|
|
||
Помогаете ли вы ребенку, если он обращается к вам за помощью? |
|
|
||
Отказываете ли вы ребенку, если он предлагает вам помощь, аргументируя тем, что он еще мал? |
|
|
||
Анкета 2
Наш ребенок дома |
Да |
Нет |
Помогает родителям, бабушке, дедушке по их просьбе |
|
|
Сам предлагает помощь родителям, бабушке, дедушке |
|
|
Сам застилает свою постель |
|
|
Ухаживает за животными |
|
|
Выносит мусор |
|
|
Кое-что готовит сам |
|
|
Помогает накрывать на стол |
|
|
Моет посуду |
|
|
Убирает свою комнату |
|
|
Всегда принимает участие в уборке квартиры |
|
|
Ходит в магазин за покупками |
|
|
3. Подготовить конверты родителям с пословицами о труде:
Человек без труда, что земля без воды.
Землю красит солнце, а человека труд.
Птица крепнет в полете, а человек в труде.
Не спеши языком, торопись делом.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда ничего не дается.
Делу время — потехе час.
Ход родительского собрания
Учитель: Домашний труд, домашние повседневные обязанности часто бывают скучными и неинтересными. По статистике социологов, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на покупку продуктов — 6—8 часов, на стирку — 6—8 часов, на уборку квартиры — 4-8 часов. Какие же человеческие качества и умения необходимы для выполнения этих обязанностей? Необходимо умение жертвовать своими желаниями и временем для других людей, умение делать все перечисленное быстро и качественно. Учим ли мы наших детей выполнению домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи? Если нас интересуют только учебные успехи ребенка, не боимся ли мы вырастить черствого и эгоистичного человека?
Я предлагаю вам заполнить анкеты.
(Родители заполняют анкеты.)
Давайте проанализируем результаты анкет, которые заполняли наши дети.
(Лучше это сделать с помощью компьютерной презентации.)
Некоторые родители выполняют всю работу по дому сами, ссылаясь на то, что их дети учатся по сложной образовательной программе. Таким образом они растят потребителя. Родители, которые позволяют своему ребенку расти потребителем, ленивы сами. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий груд, состоящий из трех этапов. Вначале надо показать, потом помочь, а затем проконтролировать. Для этого надо уметь сдерживать себя, проявлять по отношению к ребенку такт и терпение, нужно делать усилия над собой, своей волей. А это не просто. Но ведь мы хотим, чтобы наш ребенок, взрослея, мог трудиться в школьном и рабочем коллективе, в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Многие родители говорят, когда их сын или дочь были малышами, они за все хватались, а теперь в магазин не заставишь сходить. Это значит, что «чувствительный» момент был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать так, как делают близкие взрослые. Предоставьте ребенку возможность удовлетворения этой потребности. И первый шаг к преодолению лени сделан! Дети в семье обязательно должны иметь постоянные обязанности. Выбор такой обязанности — дело не простое. Предстоит не пожалеть времени изобретательности. Во- первых, дело должно соответствовать возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постоянным. В-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а действительно необходимым для повседневной жизни.
Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если сначала он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что способен хорошо выполнить порученное дело. Родителям необходимо взять за правило как можно реже указывать на ошибки ребенка и предоставлять детям возможность для приложения усилий в самых разных делах. Воспитательная формула родителей «ты можешь» укрепляет веру ребенка в свои силы, придает ему уверенности в себе, в своих действиях. Постепенно формируется положительное мнение о своих способностях, развивается личность, уверенная в себе. Специальные психологические исследования показали, что способность к творческой деятельности, к инициативе в любой работе наиболее присуща именно достаточно уверенной в себе, принимающей себя личности.
Почитайте вместе с детьми пословицы о труде. Предложите детям памятку, которая поможет им преодолеть нежелание трудиться по дому.
Памятка. «Я постараюсь...»
• Я постараюсь понять, что моя помощь порадует моих родителей, самых дорогих и близких мне людей.
• Перед тем как начать работу, включу любимую музыку, если захочу, буду что-либо напевать во время работы.
• Выполнив какую-либо часть работы, оценю свой труд, похвалю себя. Я — молодец, что сделал это!
• Когда устану, не стану «валяться» на диване, лучше потанцую или поиграю с кошкой (собакой).
• Закончив работу, еще раз посмотрю на результат своего труда, исправлю, если сделал что-то не так, как задумал. Обязательно похвалю себя.
• Я молодец! Я сумел преодолеть себя, спою лень, свое нежелание выполнять эту работу. Я сильный! У меня все получится, стоит только захотеть!
Собрание 3
«Скромность, застенчивость или тревожность неуверенность ребенка в себе...»
Форма: Педагогический обучающий тренинг.
Цель: Выявление причин неуверенности детей и влияния их на учебные успехи.
Подготовительный этап
• Подготовить для родителей анкету по методике незаконченных предложений:
— Наш ребенок неуверен в себе, если...
— Наш ребенок стесняется, если...
— Наш ребенок волнуется, если...
— Наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если...
— Наш ребенок испытывает страх, когда...
• Подготовить анкету для учащихся по методике незаконченных предложений:
— Мне бывает стыдно, когда я...
— Мне бывает страшно, когда...
— Я не уверен в себе, когда...
— Я волнуюсь, когда...
— Я стесняюсь, когда...
• Провести социометрию детского коллектива (изучение статуса детей в коллективе).
Можно предложить детям ответить на вопросы:
• С кем из одноклассников я хотел бы пойти в разведку? (3 человека: и мальчики, и девочки)
• С кем из одноклассников я хотел бы жить в одной палатке во время похода? (3 человека: и мальчики, и девочки)
• С кем из одноклассников я взялся бы выполнять трудную работу? (3 человека: и мальчики, и девочки)
• С кем из одноклассников я хотел бы отправиться на веселый праздник? (3 человека: и мальчики, и девочки)
Обработка данных
(эта таблица прикрепляется к доске во время проведения классного часа)
№ учащегося |
Разведка |
Поход |
Работа |
Праздник |
I |
3,4,8, II |
3, 14,21,2 |
15, 11 |
7 |
2 |
1,6, 13 |
5 |
14, 17,6,5, 13,22, 10 |
14,21,5 |
3 |
18 |
6, 8, 18 |
|
|
4 |
4, 16, 19,23, 6, 17,3, 1 |
16,3,23, 19, 7, 14 |
19, 14, 16,3, 23, 1,7,2,25 |
16, 10,23,7, 9, 14,21, 13 |
5 |
|
4,6,9 |
|
4,8, 24 |
и т. д. |
|
|
|
|
Номера девочек и мальчиков можно выделить разным цветом.
Данные этой таблицы позволяют выявить лидеров, которым дети доверяют, на которых можно надеяться, с которыми им интересно общаться и играть.
Личность ученика в коллективе
(исследование проводит учитель)
№ п/п |
Список класса |
Социальный статус в коллективе |
Линия поведения |
Имеются ли близкие друзья? Кто они? |
Отношение к мнению коллектива,требованиям и критическим замечаниям товарищей |
Какие и как выполняет общественные поручения? |
Стремится ли воздействовать на товарищей? Воспитывает их? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
Социальный статус в коллективе: лидер, популярный, принятый, непопулярный, отверженный.
Линия поведения: стремление изменить или сохранить социальный статус.
Отношение к мнению коллектива, требованиям и критическим замечаниям товарищей: благожелательный, серьезный, равнодушный, враждебный.
Какие и как выполняет общественные поручения: хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет. Стремится ли воздействовать на товарищей: нет, да, редко, часто.
Ход родительского собрания
Учитель: Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, пауков, кошек. Встречаются дети, которые боятся людей. В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками, и тем более на уроке при общении с учителем. Такие дети могут знать учебный материал, но боятся поднимать руку, отвечать перед большой аудиторией, боятся допустить ошибку. У неопытных педагогов, работающих с такими детьми, складывается впечатление, что у них узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, постепенно формируется его низкий статус в коллективе. А всегда ли такой ребенок получает дома поддержку и внимание?
Степень тревожности, испытываемая ребенком, непосредственно связана со стилем его воспитания. Тревожности способствует повышенная родительская требовательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требованиям, «не дотягивает» до них. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, недостаточная самостоятельность, склонность к бездействию. Неуверенность ребенка возникает часто при противоречивых требованиях, когда один родитель задает очень высокие требования, а другой склонен занижать их и все делать за ребенка. Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опасности, чувство повышенной тревожности.
Родителям необходимо помочь своему ребенку преодолеть собственную застенчивость.
Поиграйте вместе с ребенком. Помогите ему.
Игра 1. «Я — эмоциональный человек»
Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. Например страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд. Найдите старые журналы, подберите к каждой эмоции «подходящее лицо», предложите ребенку вырезать его, наклеить на лист бумаги и подписать эмоции. Попросите ребенка показать позитивные эмоции, такие как радость, счастье, уверенность в себе. Проведите с журналами аналогичные действия.
Игра 2. «Я себя рисую сам»
Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. Затем попросите ребенка описать портрет от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая...»
Учитель: Давайте проанализируем статус детей в коллективе исходя из социометрического опроса (желательно использовать компьютерную презентацию и не называть фамилии детей).
Далее необходимо сопоставить и проанализировать анкеты детей и родителей.
Уважаемые папы и мамы, ваш ребенок неуверен в себе. Он очень застенчив. Это мешает ему быть успешным в академической деятельности. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Я хочу предложить вам памятку, которая поможет вам решить эту проблему.
Памятка. «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость и неуверенность в себе»
• Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость.
• Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.
• Поощряйте игры своего ребенка с младшими детьми. Это придаст ему большую уверенность в себе.
• Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при людях.
• Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Чаще говорите: «Я уверен в тебе».
• Критикуйте своего ребенка как можно реже. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
• Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему с трудом.
• Ставьте перед ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
• Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
• Не мешайте своему ребенку ошибаться. Не подменяйте его жизненный опыт своим.
• Спрашивайте ребенка, если он вам сам ничего не говорит. Делайте это тепло и тактично.
• Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.
Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку — это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок — освобожденный от страха и излишней тревоги, а значит, подготовленный для обретения жизненного опыта, открытый для радости и счастья.
Собрание4 «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка»
Форма: Школа интеллектуального развития.
Цель: Понимание значения развития воображения для формирования надпредметных умений и навыков.
Подготовительный этап
На одном из уроков ИЗО предложить детям выполнить рисунки на тему «Необычное в обычном». Для этого дети должны на мокром листе бумаги поставить «акварельные кляксы». После высыхания бумаги, фломастерами обвести получившиеся контуры. Увидеть в них какой-нибудь образ и дорисовать его. Дать название своей работе. Придумать небольшой рассказ о том, что можно увидеть на рисунке.
• Подготовить выставку детских рисунков на тему «Необычное в обычном». Рядом с каждым рисунком повесить рассказ-миниатюру к нему.
• Подготовить анкеты для детей: Нравится ли тебе:
— наблюдать за облаками, звездами;
— смотреть на небо во время заката;
— участвовать в исследовательской деятельности;
— делать творческие проекты;
— писать сочинения, стихи;
— рисовать;
— делать что-либо необычное из обычных вещей;
— представлять себя путешественником, исследователем прошлого или будущего, космонавтом и т. д.;
— конструировать;
— наблюдать за явлениями природы;
— фантазировать и придумывать что-нибудь.
• Подготовить анкеты для родителей:
• Наш ребенок:
— фантазер;
— сочинитель невероятных историй;
— экспериментатор и изобретатель;
— Вы хотите развить в нем эти качества?
— Вы стараетесь развивать в ребенке наблюдательность?
— Как часто вы обращаете внимание ребенка на явления природы?
— Как часто вы вместе с ребенком любуетесь природой?
— Как часто вы вместе с ребенком наблюдаете за облаками?
— Считаете ли вы, что такое умение, как наблюдательность, является важным в учебной деятельности ребенка?
Приготовить задания для детей и родителей:
1. Нарисуйте как можно больше портретов используя бесформенные фигуры
2. Нарисуйте левой рукой с закрытыми глазами: зайца, снеговика, горящую свечу
3.Нарисуйте кляксу, как рука поведет. Дорисуйте эту кляксу, чтобы получился кто-либо. Напишите о нем, отвечая на вопросы:
• Кто это?________________________________
• Как его зовут?___________________________
• Какова продолжительность его жизни?________
• Где живет?______________________________
• Чем занимается?
• Что любит на завтрак?_____________________
• Какая у него мечта?_______________________
4. Нарисуйте, что хочется, но так, чтобы непрерывная
линия рисунка обязательно прошла через все 5 точек.
А теперь — вы!
Написать на доске высказывания:
Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
II. Пикассо
Воображение — бурный океан, по которому человек плывет часто на авось.
Н. Добролюбов
Воображение — есть талисман, с помощью которого производятся все чудеса.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.
Платон
События в нашем воображении могут увеличиваться или уменьшаться, как удаляются или приближаются скалы во мгле.
В. Гюго
Ход родительского собрания
Учитель: Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми. Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника. Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.
Что же такое воображение? Каким оно бывает?
Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Благодаря воссоздающему воображению происходит конструирование новых образов у людей в соответствии с воспринятыми сообщениями, схемами, условными изображениями. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результат своих действий. Творческое воображение — вид воображения, при котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Пассивное воображение подчинено внутренним факторам, желаниям. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций.
После всего услышанного подумайте, пожалуйста, и скажите — какое значение имеет воображение в интеллектуальном развитии ребенка. Есть ли необходимость развивать воображение?
Одним из главных путей развития детского воображения является расширение опыта ребенка. Развитию творческого мышления и воображения способствует обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности: метафор, эпитетов, гипербол. Если взрослый хочет помочь ребенку, он должен поддерживать познавательный интерес, стремление активно пробовать, преобразовывать, изобретать. Каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта и воображения сделать это довольно трудно.
• Классный руководитель обращает внимание родителей на выставку детских рисунков.
• Анализ анкет учащихся и родителей.
• Предложение родителям выполнить задания, направленные на развитие воображения, которые уже выполняли их дети. Сравнение их результатов с детскими.
• Для завершения собрания можно использовать следующую притчу:
Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят — киоск на поляне. На нем надпись — «У нас есть все». Купили они папе средство, которое само моет машину, маме — платье, меняющее цвет по настроению, дочке — куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, самолет для полетов во сне и наяву, машина времени». Опять придется с них только пыль вытирать».
Учитель: Я надеюсь, что вы, уважаемые родители, сделаете правильный выбор — найдете возможность и время для общения с вашими детьми, будете вместе с ними более наблюдательными, поддержите в ребенке его фантазийность и поможете ему развивать воображение.
Советы Мери Поппинс
(Родителям о детях)
Ø Воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека. Ему должна сопутствовать доброжелательность.
Ø Дети не рождаются готовыми людьми. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, смелыми, добрыми, веселыми — воспитывайте их такими.
Ø Дети стремятся к самостоятельности. Предоставьте ее ребенку. Старайтесь ребенку помочь, а не выполняйте то или иное дело вместо него.
Ø Не подсказывайте ребенку готового решения, помогите ему найти путь к поставленной цели. При этом важен ваш немедленный положительный отклик на каждое достижение ребенка, хвалите ребенка за каждый удачный шаг.
Ø Помните, ребенок имеет право на ошибку. Укажите ребенку на допущенную ошибку корректно. Дайте оценку его поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
Ø Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что вы верите в него, любите его, что вы о нем хорошего мнения, несмотря на его оплошность.
Ø Воспитание — это последовательность целей. Необходимы терпение и выдержка.
Темы сочинений для родителей третьеклассников
«Каким я вижу своего ребенка в будущем»; «Мы — семья, мы — друзья»; «Ценить или оценивать...»; «Сто добрых дел нашей семьи».
Взаимодействие с психологом школы
Чтобы воспитание третьеклассников было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка, чтобы взаимодействие между педагогом, родителями и детьми имело позитивный характер, необходимо продолжать сотрудничество учителя с психологом.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.