Родительские собрания 3 кл

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Собрания род 3 кл.docx

Собрание 1      «Трудно ли с «трудным» ребенком?»

 

Форма: Дискуссионный клуб.

Цель: Выявление трудностей, связанных с проблемами в воспитании ребенка. Развитие умения поиска выхода из трудных ситуаций.

Все трудности воспитания вытекают из того, что роди­тели, не только не исправляясь от своих недостатков, но, даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся труд­ность и вся борьба с детьми.

Л.Н. Толстой

 

Подготовительный этап

• Подготовить для каждого родителя конверт с «мудры­ми мыслями»:

Детей воспитывать трудно, потому что ничто челове­ческое им не чуждо.  NN

Лучший способ сделать детей хорошими — это сде­лать их счастливыми.  О. Уайльд

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это на­учить их любить себя.  Л. Хей

Цель воспитания — научить наших детей обходиться без нас.  Э. Легуве

Воспитанию хорошо поддаются лишь те, кто нуждается в воспитании. NN

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

Ребенок больше всего нуждается в любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек

Все в ваших руках, поэтому нельзя их опускать.  К Шанель

Хвали при всех, ругай наедине.  М. Е. Литвак

Один раз поругал — семь раз похвали. М. Е. Литвак

Не упрекай детей за то, что дал им, скажи спасибо, что они это приняли. М.Е. Аитвак

Не бойся прощать. Прощай как можно скорее. М.Е. Литвак

Криком завоюешь не любовь, но ненависть. М.Е. Литвак

От крика глупеет и тот, кто кричит, и тот, на кого кричат. М.Е. Литвак

Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.  Г. Гегель

 

      Вложить в конверт для родителей «если»-предложения

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.

Если дети живут среди насмешек, они становятся не­решительными или излишне скромными.

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чув­ство собственного достоинства уступает место чувству вины.

Дороти Нолт

 

      Подготовить чистые листы для написания сочинения- миниатюры, на каждом из которых будет написано первое предложение будущего сочинения:

Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ...

• Прикрепить к доске листы с фразами:

Чего не торопятся добиться, того добиваются обычно наверняка и очень быстро.

Дети могли бы делать больше открытий, если бы взрослые нас понимали.

Ира, 10 лет

Счастье для человечества, что мы не в силах подчи­нить детей нашим педагогическим влияниям и дидактичес­ким покушениям на их здравый рассудок и здравую чело­веческую волю.

Наказывать и поощрять ребенка одинаково плохо, так как и то и другое воспитывает послушание.

Человек воспитывается для свободы.

Г. Гегель

Если... наказывать ребенка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

И. Кант

Воспитать человека для свободы невозможно, если в детстве он не рос в атмосфере свободы.

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется...

Я. Корчак

 

Ход родительского собрания

1. Учитель приветствует родителей и благодарит за то, что они нашли время и пришли на собрание.

По данным многочисленных социологических опро­сов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень ярко оценивают действия педагогов. Многие родители считают, что у большинства педагогов низкий професси­ональный уровень, невысокие моральные качества. По­пав в такое разногласие между школой и семьей, дети вынуждены «выкручиваться», приспосабливаться, что приводит к безнравственности. Но педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным, чтобы создать единое вос­питательное поле, где наивысшие ценности станут осно­вой жизни, достойной Человека.

На первом родительском собрании, в одной из школ родителям первоклассников был задан вопрос: «Какого ребенка можно назвать идеальным ребенком?» Мнения родителей звучали так:

(Я же в свою очередь позволю себе прокомментировать их.)

Идеальный ребенок — это ребенок, который:

      слушается во всем своих родителей. (Но мы забыва­ем, что для творчества нужно дерзновение, а не по­слушание.)

      выполняет все то, что ему поручают в школе и дома. (А его мнение по этому поводу кто-нибудь выслушал, он же не солдат, чтоб выполнять приказ, не раздумы­вая.)

      помогает старшим, не обижает младших. (Всегда ли мы соответствуем этому требованию?)

      самостоятелен и активен. (Как часто мы даем ему свободу и позволяем принимать решения самостоя­тельно?)

      умеет отвечать за свои поступки. (Как часто нака­зания не унижают ребенка, а дают ему возможность обдумать свой поступок и понять, что он был не прав ?)

       в любой ситуации всегда говорит правду. (Виноват не тот, кто врет, а тот, кому правду говорить опасно.)

·         дорожит своей семьей, родными и близкими, бе­режно относится к своим родителям. (Соответ­ственно отношение к нему со стороны родных и близ­ких должно быть таким же.)

·          имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится. (Каждый ли член семьи имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится?)

·          умеет и хочет трудиться, с раннего детства опреде­ляет, чего он хочет добиться в жизни. (А мы, взрос­лые, уже научились ставить перед собой жизненные цели и достигать их? Всегда ли с огромным интересом и желанием трудимся сами?)

На поставленные вопросы отвечали и дети. Им был задан вопрос: «Какие они, идеальные родители?»

Вот ответы учащихся 4-х классов:

Идеальные родители:

·         Понимают своих детей.

·         Любят своих детей.

·         Помогают решать проблемы.

·         Не кричат на своих детей.

·          Готовы к тому, чтобы выслушать и поддержать сво­их детей.

·         Не читают нотации.

·         Не бьют своих детей.

·         Своим примером показывают, как надо жить.

·         Не пьют.

Какого же ребенка мы называем «трудным»?

Необходимо выслушать мнение родителей.

Учитель: Я считаю, что «трудными» мы называем тех детей, которые нуждаются в нашем понимании и поддер­жке, тех, кто не может сдержать свои эмоции. Я думаю, что «трудными» делаем их мы, взрослые. Мы должны на­учиться жалеть и щадить, беречь и оберегать. Мы долж­ны быть соучастниками доброго дела.

В книге «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский говорил: «Бессердечность не всегда злой умысел. Безжалостна не только злая воля. Глупость и не­вежество так же безжалостны, как и коварство. Чуткость требует здравой мысли».

Если вы чувствуете, что вам трудно с вашим ребенком, постарайтесь относиться к нему терпимее. Постарайтесь дать ему понять, что вы любите его и желаете ему добра, ведь в большей любви нуждается именно тот ребенок, который меньше всего ее заслуживает.

Очень часто «трудный» ребенок совершает необдуман­ные поступки, а получая наказание, не всегда осознает свою вину, злясь на взрослых и делая потом «на зло». Я хочу предложить вам памятки, которые рекомендую изучить вместе с ребенком.

Памятка. «Как понять и осознать свою вину»

       Большим человеческим богатством является умение чувствовать свою вину.

       Произнося слова «простите», «извините», мы рас­считываем на уважение к самому себе, на добрую волю, снисходительность.

       Развивай в себе умение чувствовать свой долг перед другим человеком — и совесть всегда подскажет тебе, когда нужно обращаться к ближнему со слова­ми «простите», «извините».

       Умей быть скромным, оберегай себя от наглости, назойливости, надоедливости.

       Не лезь в чужую душу, умей беречь в человеке не­прикосновенное и глубоко личное.

      Храни в душе свои переживания, не делай их пред­метом всеобщего обозрения.

       Умей сопереживать и сочувствовать. Подлинная чуткость не может быть болтливой. Она так же мол­чалива, как и скромность.

Памятка. «Правильное отношение к неодобрению, осуждению, наказанию»

      Люди, окружающие тебя, — оценивают твои по­ступки, твое поведение как добро или как зло, ви­дят в тебе хорошее или плохое.

       Хорошее считается нормой жизни и очень часто не замечается. Плохое обращает на себя внимание зна­чительно больше.

       Воспитывай требовательность к самому себе, само­контроль, непримиримость к плохому в себе.

       Умей видеть и чувствовать, каким ты входишь в ду­ховный мир других людей.

       Неодобрение, осуждение выражаются в человеческом обществе в нравственной оценке и нормах права.

       Нравственное неодобрение и осуждение начинает­ся с направленного на тебя пристального, внима­тельного взгляда старших, в котором тебе надо уметь прочитать смущение, смятение, огорчение, возмущение, негодование, презрение. Осуждение твоего зла — большое благо для тебя.

       Непримиримость и нетерпимость твоих воспитате­лей к злу выражается и в наказаниях.

       Как и любое осуждение, наказание является благом и для общества, и для того, кого наказывают. Нака­зывая, тебе желают добра.

       Наказания ограничивают желания и свободу.

       Наказание — это резкое осуждение, оно не может быть приятным.

       Наказания существуют для того, чтобы человек смог побыть наедине с собой, заглянуть в себя.

       В осуждении твоих предосудительных поступков проявляется справедливость, без которой невоз­можно общее счастье.

       Самые горькие, самые суровые слова, если они справедливы, — это забота о тебе.

       В горьких и суровых словах отца, матери, учителя — огромный труд, духовные силы, энергия души.

       Обращаться к тебе с горькими словами очень нелегко.

       Если тебе неприятно слышать их, то еще меньше приятного доставляют они тому, кто вынужден их произносить.

       Умей благодарить.

       Услышал похвалу — благодари и радуйся, что ты двигаешься в направлении к человеческому совер­шенству.

       Услышал упрек, порицание — благодари за то, что тебя учат жить по-человечески.

Учитель: Упрек и порицание должны быть емкими. Не стоит долго ругать ребенка. Он устанет вас слушать и пе­рестанет понимать.

Я хочу предложить вам написать сочинения-миниатю­ры, первое предложение которых звучит так: Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.

 

Примеры таких сочинений:

Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.

Когда ругаешь человека, то тень печали на его лице остается до самой ночи. Ночью окно в его доме долго не может погаснуть. Человек лежит, и мысли его не могут прийти в равновесие. Душа человека хочет ус­покоиться. Люди должны быть счастливыми. Мечта, как светлый луч солнца, озаряет их жизнь. Если ра­нить душу человека, то он начинает верить в свою никчемность, и только свежие впечатления, добрый огонь мечты может восстановить ее из пепла.

Но нельзя долго ругать человека, если он ни слова в ответ.

Ругать — вообще никого не стоит, какой ты судья другим? Осуждения рождают страдания, унижение достоинства, а затем и гнев, злость на свою судьбу, на весь окружающий мир. Вырастает стена между чело­веком и обществом. Страшно ошибиться в своих сужде­ниях о личности. Не судите, да не судимы будете.

Собрание 2      «Способность ребенка трудиться»

Форма: Диагностическая беседа.

Цель: Обсуждение проблемы формирования трудовых умений и обязанностей ребенка в семье.

Подготовительный этап

1. Подготовить анкеты для детей.

Анкета 1

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Помогаю родителям по их просьбе

 

 

 

 

Убираю свою постель

 

 

 

 

Убираю свою комнату

 

 

 

 

Стираю свои мелкие вещи

 

 

 

 

Мою посуду

 

 

 

 

Выношу мусор

 

 

 

 

Хожу в магазин

 

 

 

 

Умею кое-что готовить

 

 

 

 

Помогаю маме накрывать на стол

 

 

 

 

Выгуливаю собаку

 

 

 

 

Помогаю в уборке квартиры

 

 

 

 

Ухаживаю за младшими

 

 

 

 

Анкета 2

Вопросы

Да

Нет

Имеешь ли ты постоянные обязанности по дому?

 

 

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

 

 

Что тебе нравится больше всего из домашних дел?

 

 

Что тебе не нравится делать по дому?

 

 

Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

 

 

Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?

 

 

Получаешь ли ты похвалу за выполненную работу?

 

 

Ругают ли тебя, если ты выполнишь что-либо не так?

 

 

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не позволяют тебе это сделать?

 

 

Вопросы

Да

Нет

Как ты думаешь, могут ли взрослые обойтись без твоей помощи?

 

 

Можешь ли ты обойтись без помощи взрослых?

 

 

Нужно ли вообще помогать друг другу?

 

 

Какое из последних домашних дел было для тебя новым и необычным?

 

 

2. Подготовить анкеты для родителей

Анкета 1

 

Вопросы

Ответы

 

Что любит ваш ребенок делать по дому?

 

 

Любит ли ваш ребенок трудиться?

 

 

Как долго может трудиться ваш ребенок?

 

 

Ребенок выполняет работу увлеченно или неохотно?

 

 

Ребенок выполняет работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

 

 

Часто ли ребенок наводит порядок в своей комнате без вашей просьбы?

 

 

Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?

 

 

Поощряете ли вы ребенка за выполненную домашнюю работу? Как?

 

 

Наказываете ли вы ребенка за плохо выполненную или не выполненную работу? Как?

 

 

Помогаете ли вы ребенку, если он обращается к вам за помощью?

 

 

Отказываете ли вы ребенку, если он предлагает вам помощь, аргументируя тем, что он еще мал?

 

 

Анкета 2

Наш ребенок дома

Да

Нет

Помогает родителям, бабушке, дедушке по их просьбе

 

 

Сам предлагает помощь родителям, бабушке, дедушке

 

 

Сам застилает свою постель

 

 

Ухаживает за животными

 

 

Выносит мусор

 

 

Кое-что готовит сам

 

 

Помогает накрывать на стол

 

 

Моет посуду

 

 

Убирает свою комнату

 

 

Всегда принимает участие в уборке квартиры

 

 

Ходит в магазин за покупками

 

 

3. Подготовить конверты родителям с пословицами о труде:

Человек без труда, что земля без воды.

Землю красит солнце, а человека труд.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Не спеши языком, торопись делом.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда ничего не дается.

Делу время — потехе час.

Ход родительского собрания

Учитель: Домашний труд, домашние повседневные обязанности часто бывают скучными и неинтересными. По статистике социологов, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на покупку продуктов — 6—8 часов, на стирку — 6—8 часов, на уборку квартиры — 4-8 часов. Какие же человеческие качества и умения не­обходимы для выполнения этих обязанностей? Необхо­димо умение жертвовать своими желаниями и временем для других людей, умение делать все перечисленное быс­тро и качественно. Учим ли мы наших детей выполнению домашних обязанностей или нас волнуют только их учеб­ные успехи? Если нас интересуют только учебные успехи ребенка, не боимся ли мы вырастить черствого и эгоис­тичного человека?

Я предлагаю вам заполнить анкеты.

(Родители заполняют анкеты.)

Давайте проанализируем результаты анкет, которые заполняли наши дети.

(Лучше это сделать с помощью компьютерной презен­тации.)

Некоторые родители выполняют всю работу по дому сами, ссылаясь на то, что их дети учатся по сложной об­разовательной программе. Таким образом они растят по­требителя. Родители, которые позволяют своему ребенку расти потребителем, ленивы сами. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий груд, состоящий из трех этапов. Вначале надо показать, потом помочь, а затем проконтролировать. Для этого надо уметь сдерживать себя, проявлять по отношению к ребенку такт и терпение, нужно делать усилия над собой, своей волей. А это не про­сто. Но ведь мы хотим, чтобы наш ребенок, взрослея, мог трудиться в школьном и рабочем коллективе, в своем доме, не испытывая психологического и душевного дис­комфорта.

Многие родители говорят, когда их сын или дочь были малышами, они за все хватались, а теперь в магазин не заставишь сходить. Это значит, что «чувствительный» мо­мент был упущен. Малыши имеют самую настоящую по­требность делать так, как делают близкие взрослые. Пре­доставьте ребенку возможность удовлетворения этой потребности. И первый шаг к преодолению лени сделан! Дети в семье обязательно должны иметь постоянные обя­занности. Выбор такой обязанности — дело не простое. Предстоит не пожалеть времени изобретательности. Во- первых, дело должно соответствовать возрастным воз­можностям, во-вторых, оно должно быть постоянным. В-третьих, оно не должно быть специально придуман­ным, а действительно необходимым для повседневной жизни.

Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если сначала он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что способен хорошо выполнить порученное дело. Роди­телям необходимо взять за правило как можно реже ука­зывать на ошибки ребенка и предоставлять детям воз­можность для приложения усилий в самых разных делах. Воспитательная формула родителей «ты можешь» укреп­ляет веру ребенка в свои силы, придает ему уверенности в себе, в своих действиях. Постепенно формируется по­ложительное мнение о своих способностях, развивается личность, уверенная в себе. Специальные психологичес­кие исследования показали, что способность к творчес­кой деятельности, к инициативе в любой работе наиболее присуща именно достаточно уверенной в себе, принима­ющей себя личности.

Почитайте вместе с детьми пословицы о труде. Пред­ложите детям памятку, которая поможет им преодолеть нежелание трудиться по дому.

Памятка. «Я постараюсь...»

       Я постараюсь понять, что моя помощь порадует моих родителей, самых дорогих и близких мне людей.

       Перед тем как начать работу, включу любимую му­зыку, если захочу, буду что-либо напевать во время работы.

       Выполнив какую-либо часть работы, оценю свой труд, похвалю себя. Я — молодец, что сделал это!

       Когда устану, не стану «валяться» на диване, лучше потанцую или поиграю с кошкой (собакой).

       Закончив работу, еще раз посмотрю на результат своего труда, исправлю, если сделал что-то не так, как задумал. Обязательно похвалю себя.

       Я молодец! Я сумел преодолеть себя, спою лень, свое нежелание выполнять эту работу. Я сильный! У меня все получится, стоит только захотеть!

 

 

           

Собрание 3  

«Скромность, застенчивость или тревожность неуверенность ребенка в себе...»

Форма: Педагогический обучающий тренинг.

Цель: Выявление причин неуверенности детей и влия­ния их на учебные успехи.

Подготовительный этап

       Подготовить для родителей анкету по методике не­законченных предложений:

   Наш ребенок неуверен в себе, если...

   Наш ребенок стесняется, если...

   Наш ребенок волнуется, если...

   Наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если...

   Наш ребенок испытывает страх, когда...

       Подготовить анкету для учащихся по методике не­законченных предложений:

   Мне бывает стыдно, когда я...

   Мне бывает страшно, когда...

  Я не уверен в себе, когда...

  Я волнуюсь, когда...

  Я стесняюсь, когда...

        Провести социометрию детского коллектива (изу­чение статуса детей в коллективе).

Можно предложить детям ответить на вопросы:

      С кем из одноклассников я хотел бы пойти в развед­ку? (3 человека: и мальчики, и девочки)

       С кем из одноклассников я хотел бы жить в одной палатке во время похода? (3 человека: и мальчики, и девочки)

       С кем из одноклассников я взялся бы выполнять трудную работу? (3 человека: и мальчики, и девочки)

       С кем из одноклассников я хотел бы отправиться на веселый праздник? (3 человека: и мальчики, и де­вочки)

Обработка данных

(эта таблица прикрепляется к доске во время проведения классного часа)

№ учащегося

Разведка

Поход

Работа

Праздник

I

3,4,8, II

3, 14,21,2

15, 11

7

2

1,6, 13

5

14, 17,6,5, 13,22, 10

14,21,5

3

18

6, 8, 18

 

 

4

4, 16, 19,23, 6, 17,3, 1

16,3,23, 19, 7, 14

19, 14, 16,3, 23, 1,7,2,25

16, 10,23,7, 9, 14,21, 13

5

 

4,6,9

 

4,8, 24

и т. д.

 

 

 

 

Номера девочек и мальчиков можно выделить разным цветом.

Данные этой таблицы позволяют выявить лидеров, которым дети доверяют, на которых можно надеяться, с которыми им интересно общаться и играть.

Личность ученика в коллективе

(исследование проводит учитель)

№ п/п

Список класса

Социальный статус в коллективе

 Линия поведения

Имеются ли близкие друзья? Кто они?

Отношение к мнению коллектива,требованиям и критическим замечаниям товарищей

Какие и как выполняет общественные поручения?

Стремится ли воздейство­вать на товарищей? Воспитывает их?

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

Социальный статус в коллективе: лидер, популярный, приня­тый, непопулярный, отверженный.

Линия поведения: стремление изменить или сохранить соци­альный статус.

Отношение к мнению коллектива, требованиям и критическим за­мечаниям товарищей: благожелательный, серьезный, равнодуш­ный, враждебный.

Какие и как выполняет общественные поручения: хорошо, с удо­вольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет. Стремится ли воздействовать на товарищей: нет, да, редко, часто.

Ход родительского собрания

Учитель: Детские страхи — весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления дет­ских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, другие отказываются ос­таваться одни в комнате, боятся темноты, пауков, кошек. Встречаются дети, которые боятся людей. В первую оче­редь, это касается застенчивых и неуверенных в себе де­тей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками, и тем более на уроке при общении с учителем. Такие дети могут знать учебный материал, но боятся поднимать руку, отвечать перед большой аудиторией, боятся допустить ошибку. У неопытных педагогов, работающих с такими детьми, складывается впечатление, что у них узкий кру­гозор, неразвитые учебные умения. Ребенок становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстни­ками, постепенно формируется его низкий статус в кол­лективе. А всегда ли такой ребенок получает дома под­держку и внимание?

Степень тревожности, испытываемая ребенком, не­посредственно связана со стилем его воспитания. Тре­вожности способствует повышенная родительская требо­вательность при недостаточном учете возможностей ребенка. Ребенок постепенно приходит к ощущению, что он постоянно не соответствует предъявляемым требова­ниям, «не дотягивает» до них. Постепенно переживания ребенка могут зафиксироваться, стать устойчивой чертой личности. Для таких детей характерны пассивность, не­достаточная самостоятельность, склонность к бездей­ствию. Неуверенность ребенка возникает часто при про­тиворечивых требованиях, когда один родитель задает очень высокие требования, а другой склонен занижать их и все делать за ребенка. Все это повышает неспособность ребенка к принятию решений и усиливает чувство опас­ности, чувство повышенной тревожности.

Родителям необходимо помочь своему ребенку пре­одолеть собственную застенчивость.

Поиграйте вместе с ребенком. Помогите ему.

Игра 1. «Я — эмоциональный человек»

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. Например страх, ужас, не­уверенность, застенчивость, стыд. Найдите старые жур­налы, подберите к каждой эмоции «подходящее лицо», предложите ребенку вырезать его, наклеить на лист бума­ги и подписать эмоции. Попросите ребенка показать позитивные эмоции, такие как радость, счастье, уверен­ность в себе. Проведите с журналами аналогичные дей­ствия.

Игра 2. «Я себя рисую сам»

Предложите ребенку нарисовать свой портрет и опи­сать его с положительной стороны. Затем попросите ре­бенка описать портрет от лица другого человека. Напри­мер: «На этом портрете нарисована девочка, которая...»

 

Учитель: Давайте проанализируем статус детей в кол­лективе исходя из социометрического опроса (желатель­но использовать компьютерную презентацию и не назы­вать фамилии детей).

Далее необходимо сопоставить и проанализировать анкеты детей и родителей.

Уважаемые папы и мамы, ваш ребенок неуверен в себе. Он очень застенчив. Это мешает ему быть успеш­ным в академической деятельности. Он нуждается в ва­шей помощи и поддержке. Я хочу предложить вам памят­ку, которая поможет вам решить эту проблему.

Памятка. «Как помочь ребенку преодолеть застенчивость и неуверенность в себе»

       Никогда не подчеркивайте вслух такую черту харак­тера ребенка, как застенчивость.

       Не демонстрируйте эту его черту характера посто­ронним людям.

       Поощряйте игры своего ребенка с младшими деть­ми. Это придаст ему большую уверенность в себе.

       Не ставьте ребенка в неловкие ситуации, особенно при людях.

       Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Чаще говорите: «Я уверен в тебе».

       Критикуйте своего ребенка как можно реже. Ищи­те любую возможность показать его положительные стороны.

       Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

       Хвалите своего ребенка за достижения, которые да­лись ему с трудом.

       Ставьте перед ребенком посильные задачи и оцени­вайте их достижение.

       Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

       Не мешайте своему ребенку ошибаться. Не подме­няйте его жизненный опыт своим.

       Спрашивайте ребенка, если он вам сам ничего не говорит. Делайте это тепло и тактично.

       Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.

Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую не­жность. Помочь ребенку — это значит пережить совмест­ную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нуж­но не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жа­леть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок — освобожденный от страха и излишней тревоги, а значит, подготовленный для обретения жизненного опыта, открытый для радости и счастья.

 

 

Собрание4 «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка»

Форма: Школа интеллектуального развития.

Цель: Понимание значения развития воображения для формирования надпредметных умений и навыков.

Подготовительный этап

На одном из уроков ИЗО предложить детям выпол­нить рисунки на тему «Необычное в обычном». Для этого дети должны на мокром листе бумаги поста­вить «акварельные кляксы». После высыхания бу­маги, фломастерами обвести получившиеся контуры. Увидеть в них какой-нибудь образ и дорисовать его. Дать название своей работе. Придумать неболь­шой рассказ о том, что можно увидеть на рисунке.

       Подготовить выставку детских рисунков на тему «Необычное в обычном». Рядом с каждым рисун­ком повесить рассказ-миниатюру к нему.

       Подготовить анкеты для детей: Нравится ли тебе:

   наблюдать за облаками, звездами;

  смотреть на небо во время заката;

  участвовать в исследовательской деятельности;

  делать творческие проекты;

  писать сочинения, стихи;

  рисовать;

  делать что-либо необычное из обычных вещей;

представлять себя путешественником, исследовате­лем прошлого или будущего, космонавтом и т. д.;

   конструировать;

  наблюдать за явлениями природы;

  фантазировать и придумывать что-нибудь.

       Подготовить анкеты для родителей:

       Наш ребенок:

  фантазер;

  сочинитель невероятных историй;

  экспериментатор и изобретатель;

   Вы хотите развить в нем эти качества?

Вы стараетесь развивать в ребенке наблюдатель­ность?

Как часто вы обращаете внимание ребенка на яв­ления природы?

Как часто вы вместе с ребенком любуетесь при­родой?

Как часто вы вместе с ребенком наблюдаете за облаками?

— Считаете ли вы, что такое умение, как наблюда­тельность, является важным в учебной деятель­ности ребенка?

Приготовить задания для детей и родителей:

1. Нарисуйте как можно больше портретов исполь­зуя бесформенные фигуры

2. Нарисуйте левой рукой с закрытыми глазами: зайца,        снеговика, горящую свечу

3.Нарисуйте кляксу, как рука поведет. Дорисуйте эту кляксу, чтобы получился кто-либо. Напиши­те о нем, отвечая на вопросы:

       Кто это?________________________________

       Как его зовут?___________________________

       Какова продолжительность его жизни?________

       Где живет?______________________________

       Чем занимается?

       Что любит на завтрак?_____________________

       Какая у него мечта?_______________________

4. Нарисуйте, что хочется, но так, чтобы непрерывная

линия рисунка обязательно прошла через все 5 то­чек.

А теперь — вы!

Написать на доске высказывания:

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, что­бы остаться художником, выйдя из детского возраста.

II. Пикассо

Воображение — бурный океан, по которому чело­век плывет часто на авось.

Н. Добролюбов

Воображение — есть талисман, с помощью которо­го производятся все чудеса.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Платон

События в нашем воображении могут увеличивать­ся или уменьшаться, как удаляются или приближают­ся скалы во мгле.

В. Гюго

Ход родительского собрания

Учитель: Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной дея­тельности, будет трудно взаимодействовать с людьми. Основой творчества является воображение. По мнению психологов, развитое воображение играет огромную роль для становления интеллектуальных умений школьника. Без развитого воображения нет мыслительной деятельности.

Что же такое воображение? Каким оно бывает?

Основные виды воображения — пассивное и активное. Пассивное воображение делится на произвольное (мечта­тельность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое со­стояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения на­ходится эмпатия — способность понимать другого челове­ка, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображе­ние направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Благодаря воссоздающему воображению про­исходит конструирование новых образов у людей в соот­ветствии с воспринятыми сообщениями, схемами, услов­ными изображениями. Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать бу­дущие события, предвидеть результат своих действий. Творческое воображение — вид воображения, при кото­ром человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Пассивное воображение подчинено внутренним факторам, желаниям. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение от­рицательных эмоций.

После всего услышанного подумайте, пожалуйста, и скажите — какое значение имеет воображение в интел­лектуальном развитии ребенка. Есть ли необходимость развивать воображение?

Одним из главных путей развития детского воображе­ния является расширение опыта ребенка. Развитию твор­ческого мышления и воображения способствует обучение ребенка сравнению, формирование у него культуры по­нимания и использования в речи средств выразительнос­ти: метафор, эпитетов, гипербол. Если взрослый хочет помочь ребенку, он должен поддерживать познавательный интерес, стремление активно пробовать, преобразовывать, изобретать. Каждая семья надеется на то, что ребенок, ко­торого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способности к творчеству, без развитого интеллекта и воображения сделать это довольно трудно.

       Классный руководитель обращает внимание родите­лей на выставку детских рисунков.

      Анализ анкет учащихся и родителей.

       Предложение родителям выполнить задания, на­правленные на развитие воображения, которые уже вы­полняли их дети. Сравнение их результатов с детскими.

      Для завершения собрания можно использовать сле­дующую притчу:

Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят — киоск на поляне. На нем надпись — «У нас есть все». Купили они папе средство, которое само моет машину, маме — платье, меняющее цвет по настроению, дочке — куклу, умеющую говорить. Ушла семья довольная. А продавец загрустил: «Опять не понадобились шлем для творчества, самолет для полетов во сне и наяву, машина времени». Опять придется с них только пыль вытирать».

Учитель: Я надеюсь, что вы, уважаемые родители, сде­лаете правильный выбор — найдете возможность и время для общения с вашими детьми, будете вместе с ними бо­лее наблюдательными, поддержите в ребенке его фантазийность и поможете ему развивать воображение.

Советы Мери Поппинс

(Родителям о детях)

Ø  Воспитание детей — одно из самых прекрасных за­нятий человека. Ему должна сопутствовать добро­желательность.

Ø  Дети не рождаются готовыми людьми. Если вы хо­тите, чтобы ваши дети были умными, смелыми, добрыми, веселыми — воспитывайте их такими.

Ø  Дети стремятся к самостоятельности. Предоставьте ее ребенку. Старайтесь ребенку помочь, а не выпол­няйте то или иное дело вместо него.

Ø  Не подсказывайте ребенку готового решения, помо­гите ему найти путь к поставленной цели. При этом важен ваш немедленный положительный отклик на каждое достижение ребенка, хвалите ребенка за каждый удачный шаг.

Ø   Помните, ребенок имеет право на ошибку. Укажите ребенку на допущенную ошибку корректно. Дайте оценку его поступку и сделайте паузу, чтобы ребе­нок осознал услышанное.

Ø   Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребен­ку ощутить, что вы верите в него, любите его, что вы о нем хорошего мнения, несмотря на его оплош­ность.

Ø  Воспитание — это последовательность целей. Необ­ходимы терпение и выдержка.

Темы сочинений для родителей третьеклассников

 «Каким я вижу своего ребенка в будущем»; «Мы — семья, мы — друзья»; «Ценить или оценивать...»; «Сто добрых дел нашей семьи».

Взаимодействие с психологом школы

Чтобы воспитание третьеклассников было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ре­бенка, чтобы взаимодействие между педагогом, родите­лями и детьми имело позитивный характер, необходимо продолжать сотрудничество учителя с психологом.

 


 

Скачано с www.znanio.ru