Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если кто-то не нашел опоры, —
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
Отрывок из трагедии «Антигона»
Софокла — великого драматурга Древней Греции
I. Законы жизни и семьи
Закон 1. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
Закон 2. Закон значимости похвалы
для ребенка.
Закон 3. Закон трудового участия
каждого члена семьи в ее жизни.
Закон 4. Закон разделения в равной
мере материальных и моральных благ
между взрослыми и детьми.
Проверим, какие законы у вас получились
II. Формирование трудовых умений детей в семье
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 ч, на покупки — 6-8 ч, на уборку квартиры — 4-8 ч. Согласитесь, для того чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо умение жертвовать своими желаниями для других людей и выполнять все перечисленные обязанности по дому быстро и качественно.
Нужно, чтобы ребенок вырос и смог трудиться и в рабочем коллективе, и в доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Слов К.Д. Ушинского:
«Лучшая форма наследства,
оставляемая родителями своим
детям, — это не деньги, не вещи
и даже не образование,
а воспитание безграничного
трудолюбия».
Причина 1: борьба за внимание. Непослушание — это возможность
привлечь к себе внимание,
необходимое для эмоционального благополучия ребенка.
Причина 2: борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение — это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Причина 3: желание отомстить за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами; унижение членами семьи друг друга; разводы и появление в доме нового члена семьи; несправедливость и невыполненные обещания; чрезмерное проявление любви взрослых друг к
Причина 4: неверие в собственный успех, обусловленное учебными неуспехами, взаимоотношениями с одноклассниками и учителем, низкой самооценкой.
IV. Методы воспитания в семье
С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но они забывают или не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Убедить ребенка, быть доказательным
гораздо труднее, чем навязать ему
свою волю и заставить его
подчиниться
старшим.
Главный метод воспитания — убеждение
Для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его.
Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
V. Подведение итогов родительского собрания
Притча о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай».
Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне:
«Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Правила «заключения» договоров с подростком
1. Договариваться нужно «на берегу» – до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т.д
Если вы не успеете договориться вовремя – поезд ушёл. Согласитесь, абсурдно
требовать от ребёнка то,
о чём заранее не
договаривались.
2. Сразу нужно определить, что является «штрафом» несоблюдения договора.
Лучше всего для этого выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции.
Помните:
ограничивая ребёнка,
вы повышаете значимость
того, в чём ему отказываете.
3. В случае несоблюдения договора вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете их вслух .
После этого вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции – вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Волинова Т.В. Учитель и семья. М., 1979.
Дереклеева ИМ. Справочник классного руководителя. М., 2005.
Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.
Коляда MS. Шпаргалка для родителей. Донецк, 2007.
Маищева В.А. Работа с родителями. М., 1997.
Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2006.
Разумихина ГЛ. Мир семьи. М., 2006.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М., 2007.
http://www.pressfoto.ru/categories/people/families/
http://www.mamashkam.ru/roditeli/semiya_otnosheniya/schastlivaya_semiya.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.