Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».
Оценка 4.9

Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».

Оценка 4.9
doc
19.05.2020
Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».
Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков»..doc

Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».

Актуальность проблемы.

Интенсивность нравственного формирования личности - важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Взаимосвязь нравственного и полового воспитания.

Темпы полового созревания. Акселерация и физиологически нормальные темпы полового созревания. Индивидуальная поло­вая конституция. Реорганизация образа тела, физического «я» подростка.

Изменение темпа полового созревания, формирование взрос­лой психики. Половое самосознание. Сексуальное поведение. Взрыв сексуальной активности. Медико-педагогические рекомен­дации. Роль родителей, атмосферы семьи в половом воспита­нии подростков.

Форма проведения - «круглый стол», беседа.

Половое воспитание, как указывают специалисты в этом воп­росе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Главнейшая цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сфе­рах деятельности».

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созрева­ние. Подростки к моменту полового созревания должны получить до­статочно точное представление об анатомии половых органов, о раз­множении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном луч­ше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчерк­нуть их естественность и важность.

Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Это общая закономерность. Каждый ребе­нок растет и развивается по индивидуальному «плану».

И это надо обя­зательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто из них не пе­реживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились рань­ше, чем у остальных. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот про­цесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века.

Все мы знакомы с термином «акселе­рация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь от­разилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подро­стков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих яв­лений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием - возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися жен­ственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, от­сюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гор­мональной системы в организме. Все это может отразиться и на психическом состоянии. Под­росток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зре­ния логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть ро­дителям.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возра­сте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрос­лые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничивать­ся только гигиеническими рекомендациями, а более широко оцени­вать наступившие в организме изменения.

Есть подростки, которых тревожат мнимые отклонения в их физическом развитии. Эти тревоги у тех подростков, у которых поло­вое созревание происходит либо быстрее, либо запаздывает. Родителям здесь необходимо проявить чуткость в разговоре с ребенком.

Некоторые подростки огорчают из-за появившихся у них угрей. Нужно объяснить, что это временное явление, которое обусловлено уси­ленной работой сальных желез кожи под влиянием гормональных пере­строек. Когда завершится половое созревание, исчезнут и угри. Необхо­димо подсказать подростку, что для уменьшения угрей необходимо строго соблюдать гигиену кожи, регулярно умываться с мылом. Можно очищать кожу с помощью специальных лосьонов.

Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь вместе с ма­терью готовит обед, занимается в свободное от занятий время руко­делием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родите­лями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следу­ет, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются. Девочка начинает осознавать себя жен­щиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2-3 года позднее. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взросло­сти, самостоятельности, ответственности.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития - фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эроти­ческих желаний - с другой. Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикос­новений - беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным..

Вопросы на эту тему задают, как правило, маленькие дети. Подростки вопросов практически не задают. По данным иссле­дований социологов, мальчики даже с отцами об этом стесняются раз­говаривать, скорее с матерями, как ни странно. Но и это случается не часто. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстни­кам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе свои чувства, влече­ния, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс - это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». Это состояние настолько противоречиво, что чувства буквально «раз­дирают» подростка. У него уже сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не ис­чезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что все это ерунда». Так происходит искусственное занижение значения секса, половые отношения обесце­ниваются. Необходимы такт и терпение взрослых, их при­знание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существу­ющей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание по­говорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близ­ких людей, а не от друзей с улицы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу под­росток пришел сам.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запре­тить? Устраивать слежку? Запугивать дочь возможнос­тью встречи с нехорошим человеком? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспита­ние на предыдущих этапах осуществлялось правильно они могут не беспокоиться - никаких неприятных послед­ствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возра­ста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний ока­зывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижает­ся. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексу­альным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, жен­щинам должно закладываться с детства. В воспитании правильного отношения к женщинам самую боль­шую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, окончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчи­ков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать муж­ской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслу­женно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское до­стоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на фор­мирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противопо­ложного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарека­ется вообще, когда бы то ни было выходить замуж.

Девочкам и девуш­кам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственно­го достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизио­логическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна полу­чать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит прида­вать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересован­ных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви... Но необходи­мо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной бли­зостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юно­ша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнориру­ют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внима­ние, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опас­ности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знаком­ства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набира­ются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливос­ти материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола. В отно­шениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставать­ся (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни -рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная ра­дость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности по­мыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто не­правильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной лич­ности. Бесспорно, также, что приучение девочки к опрятности, утрен­ней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому вос­питанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, не­посредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам от­рицательное отношение к циничным надписям и рисункам, неприс­тойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в об­ществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Разговор с ребенком. Мама и папа должны просвещать ре­бенка в вопросах полового воспитания. Если этого не делать, то ребе­нок найдет информацию у подруг или у друзей, а она может быть неправильна. Это, конечно, очень деликатная тема, и нет здесь гото­вых рецептов, советов. Многое будет зависеть от конкретной семьи, сложившихся взаимоотношений в ней.

Но некоторые моменты родителям необходимо знать:

Первое условие успешности таких бесед - полное дове­рие и уважение подростка в отношениях с родителями.

Второе условие: необходимо вести разговор наедине с подростком. При этом с мальчиком должен вести разговор отец, с девочкой - мать.

Третье условие: начиная беседу, не нужно пытаться сразу выложить всю физиологию полового созревания. Такая поспешность только насторожит ребенка, и он может подумать: с чего это вдруг ре­шили меня просвещать? Лучше, если такой разговор начнется как бы невзначай, легко и непринужденно.

Для начала надо деликатно сказать несколько фраз, например, «Я вижу, что с тобой происходит, я готов (а) помочь тебе, разъяснив и дав совет».

Задача беседы - расположить к себе ребенка, уменьшить его стеснительность, настроить его так, чтобы он, не стесняясь, мог задавать вопросы.

Если эта задача успешно решена, то через несколько дней раз­говор может быть продолжен в последующих беседах. Подростку надо дать основные сведения о строении половой сферы, назначении ее от­дельных органов, об особенностях их развития. Отдельно следует ос­тановиться на двух основных функциях половых желез: образовании половых клеток, выделении в кровь гормонов и обусловленности ими таких явлений у мальчиков, как эрекция, а у девочек - менструация. При этом необходимо подчеркнуть значение и необходимость соблю­дения личной гигиены. Девочки должны усвоить следующие правила: в период менструаций следует не допускать переохлаждения (тепло оде­ваться), ограничить раздражающую пищу, уменьшить физическую на­грузку, соблюдать правила туалета (подмывание). И мальчиков надо учить содержать в чистоте наружные половые органы.

Подростки в период полового созревания могут проявлять любопытство к сексуальной сфере.

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызывают у него повышенный интерес в связи с процессами созревания, происходящими в организме.

Сейчас стала доступной информация о сексе, по телевизору показывают передачи, кинофильмы, где присутствуют откровенные сны. Родителям необходимо контролировать, что смотрит, что читает их ребенок.

Несколько слов о гигиене тела подростка.

Если ребенку назойливо напоминать, что надо умываться и т.п., то ребенок, чтобы продемонстрировать свою независимость, пере­станет следить за чистотой своего тела. Некоторые подростки, наобо­рот, начинают уделять усиленное внимание гигиене кожи и волос, и если родители будут иронически подшучивать над этим, то у ребенка это может отбить тягу к чистоте. Уважаемые родители, необходимо быть тактичными и неназойливыми в вопросах полового воспитания.

Подростки, особенно девочки, начинают большое внимание уделять одежде. Известно, что определенный стиль одежды имеет сек­суальное значение. Поэтому чрезмерное обнажение тела девочками может стимулировать юных представителей противоположного пола не только к ухаживаниям, но и к сексуальному поведению. Родителям необходимо следить, как одеваются дочки.

Решение родительского собрания:

Половое воспитание необходимо, и большую роль в нем играют взрослые. Родителям необходимо проявлять тактичность в разговорах с подростками на эту тему. Именно семья формирует нравственность подростков. Ребенок должен видеть взаимную любовь родителей, ибо стиль внутрисемейных отношений, усвоенный в детстве, взрослые дети могут повторять в жизни.


Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков»

Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков»

Это следует учесть ро­ дителям

Это следует учесть ро­ дителям

Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу под­ росток пришел сам

Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу под­ росток пришел сам

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызыва ют у него повышенный интерес в связи с процессами созревания,…

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызыва ют у него повышенный интерес в связи с процессами созревания,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020