Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».

  • doc
  • 19.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков»..doc

Родительский всеобуч «Проблемы полового воспитания подростков».

Актуальность проблемы.

Интенсивность нравственного формирования личности - важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Взаимосвязь нравственного и полового воспитания.

Темпы полового созревания. Акселерация и физиологически нормальные темпы полового созревания. Индивидуальная поло­вая конституция. Реорганизация образа тела, физического «я» подростка.

Изменение темпа полового созревания, формирование взрос­лой психики. Половое самосознание. Сексуальное поведение. Взрыв сексуальной активности. Медико-педагогические рекомен­дации. Роль родителей, атмосферы семьи в половом воспита­нии подростков.

Форма проведения - «круглый стол», беседа.

Половое воспитание, как указывают специалисты в этом воп­росе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Главнейшая цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сфе­рах деятельности».

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созрева­ние. Подростки к моменту полового созревания должны получить до­статочно точное представление об анатомии половых органов, о раз­множении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном луч­ше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчерк­нуть их естественность и важность.

Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Это общая закономерность. Каждый ребе­нок растет и развивается по индивидуальному «плану».

И это надо обя­зательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто из них не пе­реживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились рань­ше, чем у остальных. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот про­цесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века.

Все мы знакомы с термином «акселе­рация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь от­разилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подро­стков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих яв­лений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием - возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися жен­ственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, от­сюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гор­мональной системы в организме. Все это может отразиться и на психическом состоянии. Под­росток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зре­ния логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть ро­дителям.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возра­сте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Взрос­лые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничивать­ся только гигиеническими рекомендациями, а более широко оцени­вать наступившие в организме изменения.

Есть подростки, которых тревожат мнимые отклонения в их физическом развитии. Эти тревоги у тех подростков, у которых поло­вое созревание происходит либо быстрее, либо запаздывает. Родителям здесь необходимо проявить чуткость в разговоре с ребенком.

Некоторые подростки огорчают из-за появившихся у них угрей. Нужно объяснить, что это временное явление, которое обусловлено уси­ленной работой сальных желез кожи под влиянием гормональных пере­строек. Когда завершится половое созревание, исчезнут и угри. Необхо­димо подсказать подростку, что для уменьшения угрей необходимо строго соблюдать гигиену кожи, регулярно умываться с мылом. Можно очищать кожу с помощью специальных лосьонов.

Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь вместе с ма­терью готовит обед, занимается в свободное от занятий время руко­делием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родите­лями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следу­ет, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются. Девочка начинает осознавать себя жен­щиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2-3 года позднее. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взросло­сти, самостоятельности, ответственности.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития - фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эроти­ческих желаний - с другой. Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикос­новений - беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным..

Вопросы на эту тему задают, как правило, маленькие дети. Подростки вопросов практически не задают. По данным иссле­дований социологов, мальчики даже с отцами об этом стесняются раз­говаривать, скорее с матерями, как ни странно. Но и это случается не часто. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстни­кам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе свои чувства, влече­ния, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс - это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». Это состояние настолько противоречиво, что чувства буквально «раз­дирают» подростка. У него уже сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не ис­чезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что все это ерунда». Так происходит искусственное занижение значения секса, половые отношения обесце­ниваются. Необходимы такт и терпение взрослых, их при­знание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существу­ющей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание по­говорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близ­ких людей, а не от друзей с улицы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу под­росток пришел сам.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запре­тить? Устраивать слежку? Запугивать дочь возможнос­тью встречи с нехорошим человеком? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспита­ние на предыдущих этапах осуществлялось правильно они могут не беспокоиться - никаких неприятных послед­ствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возра­ста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний ока­зывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижает­ся. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексу­альным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

Правильное отношение к девочкам, девушкам, жен­щинам должно закладываться с детства. В воспитании правильного отношения к женщинам самую боль­шую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, окончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчи­ков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать муж­ской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслу­женно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское до­стоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на фор­мирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противопо­ложного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарека­ется вообще, когда бы то ни было выходить замуж.

Девочкам и девуш­кам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственно­го достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизио­логическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна полу­чать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит прида­вать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересован­ных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви... Но необходи­мо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной бли­зостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юно­ша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнориру­ют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внима­ние, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опас­ности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знаком­ства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набира­ются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливос­ти материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка пра­вил поведения с представителями противоположного пола. В отно­шениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставать­ся (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни -рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная ра­дость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности по­мыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто не­правильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной лич­ности. Бесспорно, также, что приучение девочки к опрятности, утрен­ней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому вос­питанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, не­посредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам от­рицательное отношение к циничным надписям и рисункам, неприс­тойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в об­ществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Разговор с ребенком. Мама и папа должны просвещать ре­бенка в вопросах полового воспитания. Если этого не делать, то ребе­нок найдет информацию у подруг или у друзей, а она может быть неправильна. Это, конечно, очень деликатная тема, и нет здесь гото­вых рецептов, советов. Многое будет зависеть от конкретной семьи, сложившихся взаимоотношений в ней.

Но некоторые моменты родителям необходимо знать:

Первое условие успешности таких бесед - полное дове­рие и уважение подростка в отношениях с родителями.

Второе условие: необходимо вести разговор наедине с подростком. При этом с мальчиком должен вести разговор отец, с девочкой - мать.

Третье условие: начиная беседу, не нужно пытаться сразу выложить всю физиологию полового созревания. Такая поспешность только насторожит ребенка, и он может подумать: с чего это вдруг ре­шили меня просвещать? Лучше, если такой разговор начнется как бы невзначай, легко и непринужденно.

Для начала надо деликатно сказать несколько фраз, например, «Я вижу, что с тобой происходит, я готов (а) помочь тебе, разъяснив и дав совет».

Задача беседы - расположить к себе ребенка, уменьшить его стеснительность, настроить его так, чтобы он, не стесняясь, мог задавать вопросы.

Если эта задача успешно решена, то через несколько дней раз­говор может быть продолжен в последующих беседах. Подростку надо дать основные сведения о строении половой сферы, назначении ее от­дельных органов, об особенностях их развития. Отдельно следует ос­тановиться на двух основных функциях половых желез: образовании половых клеток, выделении в кровь гормонов и обусловленности ими таких явлений у мальчиков, как эрекция, а у девочек - менструация. При этом необходимо подчеркнуть значение и необходимость соблю­дения личной гигиены. Девочки должны усвоить следующие правила: в период менструаций следует не допускать переохлаждения (тепло оде­ваться), ограничить раздражающую пищу, уменьшить физическую на­грузку, соблюдать правила туалета (подмывание). И мальчиков надо учить содержать в чистоте наружные половые органы.

Подростки в период полового созревания могут проявлять любопытство к сексуальной сфере.

Это происходит потому, что ребенок осознает суть физиологических отношений между мужчиной и женщиной, которые вызывают у него повышенный интерес в связи с процессами созревания, происходящими в организме.

Сейчас стала доступной информация о сексе, по телевизору показывают передачи, кинофильмы, где присутствуют откровенные сны. Родителям необходимо контролировать, что смотрит, что читает их ребенок.

Несколько слов о гигиене тела подростка.

Если ребенку назойливо напоминать, что надо умываться и т.п., то ребенок, чтобы продемонстрировать свою независимость, пере­станет следить за чистотой своего тела. Некоторые подростки, наобо­рот, начинают уделять усиленное внимание гигиене кожи и волос, и если родители будут иронически подшучивать над этим, то у ребенка это может отбить тягу к чистоте. Уважаемые родители, необходимо быть тактичными и неназойливыми в вопросах полового воспитания.

Подростки, особенно девочки, начинают большое внимание уделять одежде. Известно, что определенный стиль одежды имеет сек­суальное значение. Поэтому чрезмерное обнажение тела девочками может стимулировать юных представителей противоположного пола не только к ухаживаниям, но и к сексуальному поведению. Родителям необходимо следить, как одеваются дочки.

Решение родительского собрания:

Половое воспитание необходимо, и большую роль в нем играют взрослые. Родителям необходимо проявлять тактичность в разговорах с подростками на эту тему. Именно семья формирует нравственность подростков. Ребенок должен видеть взаимную любовь родителей, ибо стиль внутрисемейных отношений, усвоенный в детстве, взрослые дети могут повторять в жизни.