Родительский клуб - занятие-2 - Типы семейного воспитания. возможные нарушения процесса воспитания в семье. направлено на то чтобы рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.одительский клуб - занятие-2 - Типы семейного воспитания. возможные нарушения процесса воспитания в семье. направлено на то чтобы рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Задача психолога научить участников клуба самостоятельно конструировать
собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать,
что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.
Цель: рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в
семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям.
Теоретическая часть
Целью встречи является выявление «неправильных» типов семейного воспитания, которые
могут привести к серьезным проблемам в отношениях с детьми.
Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предполо
жить, где находится тот тип, по которому они воспитывают своих детей (см. внизу).
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей.
1. Гиперпротекция
потворствующая
доминирующая
2. Гипопротекция
потворствующая
доминирующая
3. Повышенная моральная ответственность
4. Эмоциональное отвержение
5. Жестокое обращение
6. Воспитание в культе болезни
7. Противоречивое воспитание
Гиперпротекция потворствующая. Ребенок находится в центре внимания родителей и
других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это
кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате
страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.
Гиперпротекция доминирующая. Ребенок не имеет возможности совершать
самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У
ребенка не формируются инициатива и чувство долга.
Гипопротекция потворствующая. Ребенок предоставлен самому себе, родители не
контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.
Гипопротекция доминирующая.
За ребенком осуществляется только формальный
контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются.
Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и
свобода необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная сво
бода равняется одиночеству.
Повышенная моральная ответственность
Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям.
Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать
находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не
нужна! В итоге формируется тревожномнительная акцентуация личности.
Эмоциональное отвержение
1Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой
ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к фор
мированию невротических расстройств у ребенка.
Жестокое обращение с детьми. На первый план выходит эмоциональное отвержение.
Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не
удовлетворяют его потребности.
Воспитание в культе болезни
Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ
«больного», проявляют особую заботу. 8 результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда,
когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень
притязаний.
Противоречивое воспитание
Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания
к либеральному и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у
ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка. Причины
негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни
семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении
воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Практическая часть
Упражнение «Какой я родитель?»
По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечат
ления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Затем родитель
выходит на дветри минуты, происходит обсуждение, психолог записывает его итоги. Родитель
возвращается и пытается угадать, какой психологический портрет дала ему группа.
Упражнения «Мои сильные стороны»
Участники делятся на пары; партнеры рассказывают друг другу о своих проблемах во вза
имоотношениях с ребенком. Если ктото затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собе
седник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию и найти сильные стороны в по
ведении родителя. Затем собеседники меняются ролями. В итоге происходит обсуждение в круге.
В конце встречи участники делятся впечатлениями, отвечают на вопрос психолога: «Что
именно для вас было полезным на сегодняшнем занятии?»
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2е. М.: ЧеРо, 1998.
2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы
родителям. М.: Айрикпресс, 1999.
3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: ПедагогикаПресс, 1992.
5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
6. Материалы из газеты «Школьный психолог».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
2