Родительский клуб - занятие-2 - Типы семейного воспитания. возможные нарушения процесса воспитания в семье.

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительский клуб - занятие-2 - Типы семейного воспитания. возможные нарушения процесса воспитания в семье. направлено на то чтобы рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.одительский клуб - занятие-2 - Типы семейного воспитания. возможные нарушения процесса воспитания в семье. направлено на то чтобы рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
Иконка файла материала Занятие 2 - ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ..doc
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ Задача   психолога   ­   научить   участников   клуба   самостоятельно   конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует. ВТОРОЕ   ЗАНЯТИЕ ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ. Цель:  рассмотреть типы воспитания; определить психологические причины отклонений в семейном воспитании; показать возможности изменения стиля родительского отношения к детям. Теоретическая часть Целью встречи является выявление «неправильных» типов семейного воспитания, которые могут привести к серьезным проблемам в отношениях с детьми. Родителям раздаются схемы типов воспитания. После обсуждения предлагается предполо­ жить, где находится тот тип, по которому они воспитывают своих детей (см. внизу). Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей. 1. Гиперпротекция ­ потворствующая ­  доминирующая 2. Гипопротекция          ­ потворствующая           ­ доминирующая  3. Повышенная моральная ответственность 4. Эмоциональное отвержение 5. Жестокое обращение 6. Воспитание в культе болезни 7. Противоречивое воспитание Гиперпротекция потворствующая.  Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы. Гиперпротекция   доминирующая.  Ребенок   не   имеет   возможности   совершать самостоятельные   поступки,   перед   ним   ставятся   многочисленные   ограничения   и   запреты.   У ребенка не формируются инициатива и чувство долга. Гипопротекция   потворствующая.  Ребенок   предоставлен   самому   себе,   родители   не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению. Гипопротекция   доминирующая.  За   ребенком   осуществляется   только   формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода ­ необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная сво­ бода равняется одиночеству. Повышенная моральная ответственность Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна! В итоге формируется тревожно­мнительная акцентуация личности. Эмоциональное отвержение 1Это воспитание по типу «Золушки». Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к фор­ мированию невротических расстройств у ребенка. Жестокое обращение с детьми.  На первый план выходит эмоциональное отвержение. Родители   злоупотребляют   наказаниями,   избивают   ребенка,   лишают   его   удовольствий,   не удовлетворяют его потребности. Воспитание в культе болезни Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. 8 результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний. Противоречивое воспитание Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к   либеральному   ­   и   наоборот.   Подобное   отношение   родителей   содействует   формированию   у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка. Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи,   мешающие   наладить   адекватное   воспитание.   Но   нередко   основную   роль   в   нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Практическая часть Упражнение  «Какой я родитель?» По желанию родитель встает перед группой, а все молча стараются сформулировать впечат­ ления о нем: как он воспитывает своего ребенка, наказывает и поощряет его. Затем родитель выходит на две­три минуты, происходит обсуждение, психолог записывает его итоги. Родитель возвращается и пытается угадать, какой психологический портрет дала ему группа. Упражнения «Мои сильные стороны»  Участники делятся на пары; партнеры рассказывают друг другу о своих проблемах во вза­ имоотношениях с ребенком. Если кто­то затрудняется, психолог «подбрасывает» идею. Собе­ седник, выслушав партнера, должен проанализировать ситуацию и найти сильные стороны в по­ ведении родителя. Затем собеседники меняются ролями. В итоге происходит обсуждение в круге. В конце встречи участники делятся впечатлениями, отвечают на вопрос психолога: «Что именно для вас было полезным на сегодняшнем занятии?» ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2­е. М.: ЧеРо, 1998. 2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик­пресс, 1999. 3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997. 4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика­Пресс, 1992. 5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996. 6. Материалы из газеты «Школьный психолог». Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 2