Родительский лекторий. Гиперактивность.
Оценка 5

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
13.03.2017
Родительский лекторий. Гиперактивность.
Материалы уроков касаются воспитания детей разных возрастов. Советы проверены в ходе работы с родителями. Урок первый - гиперактивность и ее коррекция. Помогут родителям воспитывать шалуна. Предложен комплекс игр для воспитания усидчивости, внимательности. Гиперактивные дети сами страдают от своей избыточной энергии
Гиперактивность и ее коррекция Урок 1.docx
Педагогический лекторий для родителей Урок №1 Гиперактивность и ее коррекция Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой,  что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по  головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?  Активный ребенок ­ это хорошо, это значит, что он, во­первых, здоров (стал бы  больной скакать по диванам!), а во­вторых, имеет в своем распоряжении вполне  адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для  детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и  собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит ­ и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой  доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"  Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность  патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть  большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.                                          Тест на гиперактивность Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок: ­ Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать ­ может и книжку с мамой почитать, и тот же  пазл собрать. ­ Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. ­ Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) ­ скорее исключение. ­ Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный ­ в  садике, в гостях у малознакомых людей. ­ Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге  по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.                                                   Гиперактивный ребенок: ­ Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть  даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и  истерит. ­ Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион  вопросов, но редко выслушивает ответы на них. ­ Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто  кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. ­ Ребенок ­ неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения.  И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково  активно. ­ Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию ­ дерется, кусается,  толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным  ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его  воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей.  Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным  или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.               Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее  "всем миром". Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести  свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и  учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под  возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких­то  поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо  тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше  всего может помочь игра!            Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель  должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным  ребенком. Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной  функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на  стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что  если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих  действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через  продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только  внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий. Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя  переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также  соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку. Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он  нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних  рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что  ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться  вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак­жетон  (сумму которых вы обменяете на что­то приятное), но их передача ребенку должна  являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий. Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и  только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные  особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый,  если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение  придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих. Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в  следующих направлениях: ­ игры на развитие внимания; ­ игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации); ­ игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления); ­ игры, способствующие закреплению умения общаться.     Игра для развития внимания                                                                     "Учитель" Эта игра наверняка понравится тем, кто уже учится в школе, особенно в начальных  классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием  побудут на его месте.        А вот вам, наоборот, придется представить себя нерадивым школьником и  подготовиться к уроку, списав несколько предложений из книги. При этом вы должны  допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно  допускать пропуски букв, изменения окончаний, несогласованность слов в лице и падеже.  Пусть ребенок войдет в роль учителя и проверит вашу работу. Когда все ошибки будут  найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы,  что ваши сын или дочь с нескрываемой радостью поставят двойку в ваш      воображаемый  дневник. Хорошо еще, если родителей в школу не будут требовать!       Примечание. Если у вас неразборчивый почерк, то лучше напечатать текст с ошибками .                                          Игры для релаксации                                                  "Прикосновение"        Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную  восприимчивость.        Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки  меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что­нибудь из бумаги и т. д. Положите  их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и  попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.        Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши  касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.                                                         "Солдат и тряпичная кукла"         Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться ­ это обучить их  чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта  и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.         Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как  нужно стоять на плацу, ­ вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого  военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой  напряженной позе, произнесите другую команду ­ "тряпичная кукла". Выполняя ее,  мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так,  чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить,  что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.        Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы  почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.                                       Игры, развивающие волевую регуляцию                                                           "Молчу ­ шепчу ­ кричу"       Как вы наверняка заметили, гиперактивным детям трудно регулировать свою речь ­ они часто говорят на повышенных тонах. Эта игра развивает способность осознанно  регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то  громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например,  когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и  передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна,  ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то  можно разговаривать громко, кричать и бегать.       Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить  игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.                                                         "Говори по сигналу"       Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но  отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не  сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются,  даже если ответ вертится у него на языке.       Примечание. Во время этой игры­беседы можно достигать дополнительные цели в  зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о  его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего  сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по  содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с  развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.                                          Коммуникативные игры                                                  "Ожившие игрушки"       Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек.  Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей,  игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не  разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую­нибудь игрушку, например медвежонка.  Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам  покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что  вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у  ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места,  таким образом игра будет окончена.       Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без  использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался,  что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше  крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает  игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать  взрослому.                                                     "Разговор через стекло"       Эта игра похожа на предыдущую игру, но изображать без слов в ней придется уже не  отдельные слова, а предложения.       Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно  закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего  одноклассника. Тот что­то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пусть  ребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда вы в  роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно  использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например,  если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно  изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если  ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть пожмет плечами. Тогда  попробуйте показать то же самое каким­то другим способом. Если же у него готов какой­ то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова  отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что­то  вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте там и бабушку, и соседку, и  учительницу и пр.      Примечание. Эта игра, как и предыдущая, тренирует невербальное мышление, а также  фокусирует внимание ребенка на другом человеке, на том, что тот хочет ему передать.  Таким образом, развивается способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям. ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ И У ВАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!! Желаю успеха Психолог МОБУ Новобурейской СОШ № 1     В.Н. Рухля.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.

Родительский лекторий. Гиперактивность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017