Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей.
С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.
Именно к такому понимаю должен прийти ребенок.
Ребенок должен осознать,
что ответственность дает человеку:
уважение со стороны окружающих,
уверенность в себе и своих силах,
возможность самоконтроля
и контроля над разнообразными жизненными ситуациями,
а также вносит смысл в саму жизнь.
Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни.И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у ребенка,
настолько ответственным
и самостоятельным он вырастет.
1. Учим убирать за собой самостоятельно
Ситуация:
туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите и вежливо попросите убрать обувь: – Мы всегда убираем свои вещи на место.
Если ваш подход позитивный и дружелюбный, ребенок не станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.
Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору не спешите: а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок.
Скажите:
«В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!»
Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина. Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием.
Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.
2. Учим заботиться о семье
Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие.
Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой,
рисование или пение,
еженедельная уборка с папой под музыку,
телефонные разговоры с родственниками и т.д.
Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи.
Исследования показывают:
дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.
Главное — это желание ребенка.
Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу,
а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным
3. Крики и принуждение — никогда не выход.
Вы добьетесь разовой победы, а дети просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.
Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества
требуется много времени и родительского терпения.
4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому
Дело может быть совсем простым:
каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.
Важно:
если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой»,
у ребенка не сложится логическая цепочка.
5. Перестаём критиковать.
Очень сложный пункт, правда?
Утром/вечером вместо крика:
«Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий...
Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.
Но ваш ребенок — не вы.
А вы — не ваши родители.
Старайтесь быть терпеливыми,
когда ребенок забывает
что-то сделать или
выполняет задачу не так,
как вам бы того хотелось.
6. Создаем необходимые условия
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным
необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом.
Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины.
Если вы хотите, чтобы успевал вовремя тогда, обеспечьте его будильником.
Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь,
что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей.
Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.
ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор
Если у ребенка будет возможность
сделать пространство «своим»,
он с большим удовольствием будет следить за чистотой.
7. Даём возможность разобраться ребёнку самому
Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод.
Подросток (но !!! ученик 2 класса не подросток еще)
должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней.
Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия. Дайте почву для размышления
8. Поощряем
Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату.
Не обязательно начинать с денежных сумм.
Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня.
Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным.
А после привить их как зону ответственности
9. Учим составлять график
Кому-то это может показаться излишним,
но в современной жизни составление графиков и расписаний
считается крайне полезным навыком.
Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время.
После спросите ребенка,
что ему нужно сделать в эти дни,
какие у него планы
Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы.
Это могут быть самые незначительные дела,
но их лучше тоже внести в расписание.
Большинство психологов считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса,
так как дети знают, что и когда нужно сделать.
Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.
10. Стремимся стать хорошим примером
Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей.
Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь,
как ведете себя в повседневной жизни,
какая у вас манера разговора,
и как вы сами выполняете обещания
и относитесь к своим обязанностям.
Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.
например
Пример 1. Отрицательный —
Ой, чашка разбилась!
Вот же я криворукая, а!
Вы сами себя ругаете за незначительный промах,
ребенок видит, что любая его ошибка в будущем приведет к неприятному чувству обиды и, вероятно, порицанию со стороны окружающих.
Пример 2. Отрицательный —
Чашка разбилась.
Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!
Ругать близких при ребенке нельзя ни при каких обстоятельствах.
А тут налицо еще и перекладывание ответственности. Не мама разбила чашку, а папа во всем виноват, «растяпа». Двойной отрицательный урок.
В семье должна быть гармония – наблюдая за вашими отношениями с близкими, ребенок строит собственные паттерны поведения.
Паттерны - это Привычка действовать определённым образом в определённых ситуациях
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.