Родительское собрание по теме:
« Культура речи и общения. Речевые навыки и их значение ». 3 класс.
1 .Мотивационный блок.
Экспресс-интервью
Раздаю родителям до начала собрания карточки с вопросами и они готовят на них свои небольшие высказывания
ü Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения? Каким образом?
ü Говорит ли Ваш ребёнок бранные слова? Как реагируете на это? Говорили ли Вы дочке, что бранные слова недостойны женщины?
ü Умеет ли Ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи? Как Вы ему в этом помогаете?
ü Придаёте ли Вы значение развитию речи ребёнка? Какими способами это делаете?
Как вы думаете , какова будет тема собрания?
( Мы будем говорить о культуре речи и общения)
2 .Целеполагание
Какие вопросы мы можем рассмотреть?
1. Что такое « культура речи»?
2. Какое значение для человека имеет культура речи, общения?
3. Как различные предметы в школе развивают речь ребёнка?
4. Как помочь ребёнку освоить культуру речи?
5. Какие высказывания великих писателей призывают нас беречь родной язык?
3.Исполнительский блок.
Вопросы, которые я предложила в экспресс-интервью волновали ещё Петра 1 и при нём были введены следующие правила:
А) Не говорите о человеке ничего в его отсутствие
Б) Бестактно прерывать разговор, если надо спросить срочно, надо прежде всего извиниться
В)Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать
Г)Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через коридор, через улицу
Д)Находясь в компании не следует шептаться
-Это культура общения или культура речи? ( это относиться к культуре общения)
- Культура речи- раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяются две стороны :
а) правильность речи;
б) речевое мастерство.
- В культуре речи рассматриваются и этикетные моменты.
В 21 веке особенно заметно как уменьшилась чистота русского языка, он засоряется иностранными словами, бранными словами, а ведь речь человека-это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Работу по повышению речевой культуры начинается в 1 классе и продолжаем до окончания школы.
1) Мы, начиная с Букваря, изучаем новые слова, объясняем их значение, учимся правильно ставить ударение , произносить и писать . Узнаём синонимы (слова имеющие одно значение, но разное написание), антонимы (слова с противоположным значением), многозначные слова ( слово одно, а значений много- плитка шоколада, плитка кафеля, плита газовая и т.д.)
2) На уроках русского языка 1 раз в неделю занимаемся развитием речи: изложения, сочинения, письмо по памяти, деформированные тексты, отзывы на произведение ( имеем памятки в учебнике, разрабатываем их совместно с детьми), участвуем в проектах.
3) Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и т.д.
4) Учим до 15 стихов в год, предлагаемых программой литературного чтения, проводим конкурсы чтецов стихов по критериям с участием родителей.
5) Ведём разговор о красоте, образности, эмоциональности речи.
Мы развиваем культуру речи, но можно в семье продолжать наши усилия, так как бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от того, какое внимание уделяется в семье.
Приведу примеры упражнений.
ü Как сказать по-другому: река течёт ( бежит, журчит, льётся)?
ü Узнай предмет по эпитетам: кудрявая, белоствольная, стройная?
ü Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным?
ü Река широкая, а ручей….
ü Ветер ( что делает?) воет, пыль поднимает, освежает, листья срывает, тучи гоняет…
ü Я надеваю увеличительные очки и теперь я вижу не дом, а домище; не кот, а котище…..
ü Составление рифм: мишка-шишка, оконце-солнце…
В учебнике по русскому языку есть «Странички для любознательных», где можно прочитать вместе с ребёнком интересный материал, обсудить предложенную тему.
А теперь немного поиграем, посмотрите на экран, найдите ошибки в ударении (работаем вместе)
1)Красивéе, мы так хóчем
Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, билютень
Пóверх плана выполняем,
Áгент звóнит целый день
А в этих словах поставим ударение вместе:
2) Алфавит, баловать, балую,
Досуг, торты, километр, облегчить,
Красивее, звонит, столяр, шоферов,
Фарфор, создан, мастерски.
3) Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают для всех.
Например, выражение «Сегодняшний день»
Данное выражение тавтологично, чтобы убедиться в этом , достаточно разобрать слово сегодня по составу: сей(этот) день . Вот и получается, что слово день в приведённом сочетании повторяется. Правильно сказать: нынешний день, сегодняшний случай.
«Иду со школы» Предлог со указывает , что движение направлено с поверхности чего-нибудь, поэтому не со школы, а из школы.
4) А теперь немного о происхождении слов.
Пельмени- это слово заимствовано из финского языка благодаря сложению слов пель- ухо и нянь- хлеб. Пельмени , действительно, напоминают по форме ухо. Их готовят из теста и мяса.
Салат- это слово связано с глаголом солить и первоначально означало «солёная зелень». Затем словом салат стали называть и другие разновидности этого блюда.
Квас. Кисель. Хотя по вкусу эти напитки совсем не похожи, их названия происходят от одного слова кысати, что означает киснуть. Первоначально квас и кисель считались кислыми напитками.
(Можно подобрать ещё несколько слов)
5)Важно поговорить и о вежливых словах. Заранее можно провести анкетирование детей и рассказать родителям о результатах
ü С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном?
ü С какими словами обращаешься утром к товарищам по классу, к учителю?
ü С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы пропустили вперёд , чтобы позвали кого-либо?( Будьте добры!, Будьте любезны! Пожалуйста!, )
ü С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы указали дорогу к музею, спросить время? ( Скажите, пожалуйста…)
ü Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю)
ü Что сказать , если ошибся, не сделал, опоздал? ( Извините)
Уважаемые родители! В этом направлении Ваша роль неоценима, Вы показываете пример культурного поведения, раскрываете нормы общения.
6) Зачитаем высказывания великих писателей о родном русском языке.
Лев Николаевич Толстой «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, а можно вражде и ненависти. Берегитесь того слова, которое разъединяет» .
Иван Сергеевич Тургенев «А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
Константин Дмитриевич Паустовский « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому , как драгоценные камни излучают таинственный блеск»
Каждое новое поколение воспринимает литературный язык как культурную эстафету, переходящую из рук в руки от поколения к поколению. Освоить эти богатства, приумножить и сохранить их – такова общекультурная и нравственная задача каждого цивилизованного человека. А это - мерило его достоинство как подлинного гражданина и патриота.
Читаю стихотворение А. Ахматовой «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежим на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебе, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым его пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
1. Контроль и оценка
Подведём итоги и на экране появляется решение собрания:
1.Следить за своей речью и речью детей при общении с окружающими.
2. Уделять большое внимание вежливости в семье.
3. Развивать речь детей , используя произведения разных жанров.
Можно подарить памятку родителям с высказываниями писателей о культуре общения, о речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.