Родительское собрание
Оценка 4.7

Родительское собрание

Оценка 4.7
docx
10.11.2021
Родительское собрание
roditelskoe_sobranie.3_klass.docx

                      Родительское собрание по теме:

« Культура речи и общения. Речевые навыки и их значение ». 3 класс.

1 .Мотивационный блок.

Экспресс-интервью

Раздаю родителям до начала собрания карточки с вопросами и они готовят на них свои  небольшие высказывания

ü Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения? Каким образом?

ü Говорит ли Ваш ребёнок бранные слова? Как реагируете на это? Говорили  ли  Вы дочке, что бранные слова недостойны женщины?

ü Умеет ли Ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи? Как Вы ему в этом помогаете?

ü Придаёте ли Вы значение развитию речи ребёнка? Какими способами это делаете?

Как вы думаете , какова будет тема собрания?

( Мы будем говорить о культуре речи и общения)

2 .Целеполагание

Какие вопросы мы можем рассмотреть?

1.     Что такое « культура речи»?

2.     Какое значение для человека имеет культура речи, общения?

3.     Как различные предметы в школе развивают речь ребёнка?

4.     Как помочь ребёнку освоить культуру речи?

5.     Какие высказывания великих писателей призывают нас беречь родной язык?

3.Исполнительский блок.

Вопросы, которые я предложила в экспресс-интервью волновали ещё Петра 1 и при нём  были введены следующие правила:

А) Не говорите о человеке  ничего в его отсутствие

Б) Бестактно прерывать разговор, если надо спросить срочно, надо прежде всего извиниться

В)Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не  теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать

Г)Не следует  разговаривать с дальнего расстояния: через коридор, через улицу

Д)Находясь в компании не следует шептаться

-Это культура общения или культура речи? ( это относиться к культуре общения)

- Культура речи- раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

             В культуре речи выделяются две стороны :

                    а) правильность речи;

                    б) речевое мастерство.

- В культуре речи рассматриваются  и этикетные моменты.

В 21 веке особенно заметно как уменьшилась чистота русского языка, он засоряется иностранными словами, бранными словами, а ведь речь человека-это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

Работу по повышению  речевой культуры начинается в 1 классе  и продолжаем до окончания школы.

1)     Мы, начиная с Букваря, изучаем новые  слова, объясняем их значение, учимся правильно ставить ударение , произносить и писать . Узнаём синонимы (слова имеющие одно значение, но разное написание), антонимы (слова с противоположным значением), многозначные слова ( слово одно, а значений много- плитка шоколада, плитка кафеля, плита газовая и т.д.)

2)      На уроках русского языка 1 раз в неделю занимаемся развитием речи:  изложения, сочинения, письмо по памяти, деформированные тексты, отзывы на произведение ( имеем памятки в учебнике, разрабатываем их совместно с детьми), участвуем в проектах.

3)     Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения,  окружающего мира  и т.д.

4)     Учим до 15 стихов в год, предлагаемых программой литературного чтения, проводим конкурсы чтецов стихов по критериям с участием родителей.

5)     Ведём разговор о красоте, образности, эмоциональности речи.

Мы развиваем  культуру  речи, но можно в семье продолжать наши усилия, так как бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от того, какое  внимание уделяется в семье.

Приведу примеры упражнений.

ü Как сказать по-другому: река течёт ( бежит, журчит, льётся)?

ü Узнай предмет по эпитетам: кудрявая, белоствольная, стройная?

ü Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным?

ü Река широкая, а ручей….

ü Ветер ( что делает?) воет, пыль поднимает, освежает, листья срывает, тучи гоняет…

ü Я надеваю увеличительные очки и теперь я вижу не дом, а домище; не кот, а котище…..

ü Составление рифм: мишка-шишка, оконце-солнце…

В учебнике по русскому языку есть  «Странички для любознательных», где можно прочитать вместе с ребёнком интересный материал,  обсудить  предложенную тему.

А теперь немного поиграем, посмотрите на экран, найдите ошибки в ударении (работаем вместе)

1)Красивéе, мы так хóчем

Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,

Квáртал, пóртфель, билютень

 Пóверх плана выполняем,

 Áгент звóнит целый день

А в этих словах поставим ударение вместе:

2)        Алфавит, баловать, балую,

Досуг, торты, километр, облегчить,

Красивее, звонит, столяр, шоферов,

Фарфор, создан, мастерски.

3) Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают  для всех.

Например, выражение «Сегодняшний день»

Данное выражение тавтологично, чтобы убедиться в этом  , достаточно разобрать слово  сегодня по составу: сей(этот) день . Вот и получается, что слово день в приведённом сочетании повторяется. Правильно сказать: нынешний день, сегодняшний случай.

«Иду со школы» Предлог со указывает , что движение направлено с поверхности чего-нибудь, поэтому не со школы, а из школы.

4) А теперь немного о происхождении слов.

Пельмени- это слово заимствовано  из финского языка благодаря сложению  слов пель- ухо и нянь- хлеб. Пельмени , действительно, напоминают по форме ухо. Их готовят из теста и мяса.

Салат- это слово связано  с глаголом солить и первоначально означало «солёная зелень». Затем словом салат стали называть и другие разновидности этого блюда.

Квас. Кисель.  Хотя по вкусу эти напитки совсем не похожи, их названия происходят от одного слова кысати, что означает киснуть. Первоначально квас и кисель считались кислыми напитками.

(Можно подобрать ещё несколько слов)

5)Важно поговорить и о вежливых словах. Заранее можно провести анкетирование детей и рассказать родителям о результатах

ü С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном?

ü С какими словами обращаешься утром к товарищам по классу, к учителю?

ü С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы пропустили вперёд , чтобы позвали кого-либо?( Будьте добры!, Будьте любезны! Пожалуйста!, )

ü С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы указали дорогу к музею, спросить время? ( Скажите, пожалуйста…)

ü Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю)

ü Что сказать , если ошибся, не сделал, опоздал? ( Извините)

Уважаемые родители! В этом направлении Ваша роль неоценима, Вы показываете пример культурного поведения, раскрываете нормы общения.

6)     Зачитаем высказывания великих писателей о родном русском языке.

Лев Николаевич Толстой «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, а можно вражде и ненависти. Берегитесь того слова, которое разъединяет» .

Иван Сергеевич  Тургенев «А просьба  моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»

Константин Дмитриевич Паустовский  « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому , как драгоценные камни излучают таинственный блеск»

Каждое новое поколение воспринимает литературный язык как культурную эстафету, переходящую из рук в руки от поколения к поколению. Освоить эти богатства, приумножить и сохранить их – такова общекультурная и нравственная  задача каждого цивилизованного человека. А это - мерило его достоинство как подлинного гражданина и патриота.

        Читаю стихотворение А. Ахматовой «Мужество»

Мы знаем, что ныне лежим на весах,

 И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебе, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым его пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

                 Навеки.

1.     Контроль и оценка

Подведём итоги  и  на экране появляется решение собрания:

1.Следить за своей речью и речью детей при общении с окружающими.

2. Уделять большое внимание вежливости в семье.

3. Развивать речь детей , используя произведения разных жанров.

Можно подарить памятку родителям с высказываниями писателей о культуре общения, о речи.

П.А. Вяземский : «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.»

И.С. Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык-это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».


 

Родительское собрание по теме: «

Родительское собрание по теме: «

В)Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать

В)Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать

Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и т

Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и т

Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают для всех

Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают для всех

Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю) ü

Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю) ü

Следить за своей речью и речью детей при общении с окружающими

Следить за своей речью и речью детей при общении с окружающими
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021