Родительское собрание для родителей четвероклассников на тему: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"
Оценка 4.7

Родительское собрание для родителей четвероклассников на тему: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"

Оценка 4.7
Лекции +3
docx
Междисциплинарный 6
Взрослым
03.05.2022
Родительское собрание  для родителей четвероклассников на тему: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"
roditelskoe_sobranie.docx

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

 

Родительское собрание

для родителей четвероклассников

дата проведения 15.09.2021

Тема: «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка»

 

Выполнил студент группы Ш-27 Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Виноградов Данил Иванович

Проверила: ________ (Глазырина Е.В.)

Оценка: ______

 

г. Соликамск, 2021 г.

Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка.

Дата проведения: 15.09.2021

Задачи собрания:

1.     Дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды;

2.     Проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми;

3.     Найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

Вопросы для обсуждения*:

1.     Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.

2.     Кризисы взросления младшего школьника.

Методы, использованные при проведении родительского собрания: беседа

Формы: родительское собрание (собрание – беседа)

Время проведения: 30 минут

Место проведения: МАОУ «СОШ № 7» города Соликамска, кабинет № 46

 

 

 

 

 

 

План проведения собрания

I.                   Выступление классного руководителя по теме собрания.

II.                Актуальность.

III.             Причины подросткового кризиса.

IV.             Подведение итогов родительского собрания.

V.               Решение родительского собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход родительского собрания.

(За два дня до родительского собрания, обучающиеся прошли анкетирование (Приложение № 1), где по результатам будет произведена работа на родительском собрании)

I. Выступление классного руководителя по теме собрания.

         - Добрый вечер, уважаемые родители, меня зовут Данил Иванович, сегодня я проведу у вас родительское собрание.

         - Хотелось бы начать наше собрание с такого вопроса. Как вы понимаете, что такое «взросление» и «физиология»? (ответы родителей)

         - Взросление – это процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от "Я не могу!" к "Все будет сделано", от надежды, что за тебя все сделают - к личной ответственности. Также хочется отметить, что это готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности – это один из важнейших критериев взросления.

         - А термин физиология (от греч. φύσις — природа и греч. λόγος — знание) — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений от неё.

         - Теперь у нас возникает вопрос, что такое «физиологическое взросление». Давайте рассмотрим и познакомимся с данным термином более подробно.

1.1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка:

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни. Заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста.

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию мышления в доступных учащимся данного возраста формах.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков.

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

В рассматриваемый переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

Если говорить об общении с взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти выделение значимых фигур как обычных людей. Началом процесса выделения является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки взрослого, окончанием - умение сравнивать взрослых.

Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует   над   мнением   значимых   взрослых.   Развивается сотрудничество, и как предпосылка его социальный интерес, т.е. способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. 

В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у детей этого возраста потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослым необходимо помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Некоторые дети уже в этот период по своим психическим и физиологическим характеристикам приближаются к стадии предподросткового возраста. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчеркнутого уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко игнорируя обязанности. Поэтому желательно уделить внимание такой теме как «Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека. 

- А какие вы замечали изменения в поведении у вашего ребёнка? Как вы справлялись (справляетесь) с этим? (отвечают родители)

Права и обязанности ребенка становятся осознанными. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

1.2. Кризисы взросления младшего школьника:

К окончанию 4 школьного года дети должны обогатить представления о собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. Многие дети любят принимать участие в делах друзей, стараясь помочь им в трудовой ситуации, оказать психологическую поддержку. Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:

1.        Трудности при взаимодействии с учителями.

2.        Тревожность при ответах у доски.

3.        Страх перед контрольными работами.

4.        Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.

5.        Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

II. Актуальность. 

Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.

·        Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться.» и т.п.. В чем причины такого поведения? Виноват сам ребенок? Или, может быть, на него кто-то оказывает дурное влияние? А может, виноваты сами родители? Ребенок переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

·       Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и не хочет идти в школу.

III. Причины подросткового кризиса.

Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.

·        Более значимой становится оценка сверстников;

·        Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;

·        Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;

·        Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;

·        У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;

·        Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:

      «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;

      «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;

      «Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;

      «Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;

      «Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);

      «Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;

      Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы.  Но не каждому человеку он дан;

В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей.  «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.

При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.

Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении с взрослыми и сверстниками (знакомство с результатами анкетирования)

При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы:

      болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрослых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости;

      желание отомстить за обиду сверстникам;

      стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками;

      приоритет общения со сверстниками.

 

 

IV. Подведение итогов родительского собрания.

         Сейчас я вам раздам буклет (Приложение № 2), в которой отражены рекомендации, как лучше взаимодействовать с детьми в период физиологического взросления. Предлагаю вам прочитать её. Каждый должен прочитать один пункт и так по цепочке. Начнём с первой парты, первого ряда. (родители читают памятку по цепочке)

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

      все более возрастает ценность общения со сверстниками;

       ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;

       он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;

      развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

 

V. Решение родительского собрания

Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей.

1.     Обсудить информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.

2.     В общении с детьми учитывать рекомендации классного руководителя, осознавать причины их неадекватного поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Анкета

Ф.И.__________________________________________________________

- Выбери один из ответов и подчеркни его.

1.     Если вы приходите с прогулки, то:

- сразу рассказываете об этом родителям;

- на ваше опоздание не обратят внимание;

- вас отругают

2. Если вы совершили плохой поступок, вы:

 - расскажите об этом родителям;

- расскажите, но дождётесь удобной минуты;

- вообще об этом не расскажите

3. Если вас родители ругают, то вы будете:

- молчать;

- доказывать свою правоту и даже, если не правы;

- оправдываться

4. Если вас накажут несправедливо, вы:

- согласитесь с этим;

- промолчите;

- будете доказывать свою правоту

5. Если вас обидели сверстники, вы:

- простите своих обидчиков;

- молча проглотите обиду;

- накажите своих обидчиков при удобном случае

6. Если у вас на душе плохо, вы обратитесь:

- родителям;

- друзьям;

- посторонним людям

7. Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим:

- соглашаются;

- не обращают на это внимание;

- не соглашаются

8. Вы себя лучше чувствуете:

- дома;

- в школе;

- среди друзей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение № 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени

Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка

Тема: Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка

План проведения собрания I.

План проведения собрания I.

Ход родительского собрания. (За два дня до родительского собрания, обучающиеся прошли анкетирование (Приложение № 1), где по результатам будет произведена работа на родительском собрании)

Ход родительского собрания. (За два дня до родительского собрания, обучающиеся прошли анкетирование (Приложение № 1), где по результатам будет произведена работа на родительском собрании)

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка

Если говорить об общении с взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти выделение значимых фигур как обычных людей

Если говорить об общении с взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти выделение значимых фигур как обычных людей

А какие вы замечали изменения в поведении у вашего ребёнка?

А какие вы замечали изменения в поведении у вашего ребёнка?

В чем причины такого поведения?

В чем причины такого поведения?

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее

Надежный друг, верный товарищ » - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить; •

Надежный друг, верный товарищ » - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить; •

IV . Подведение итогов родительского собрания

IV . Подведение итогов родительского собрания

V . Решение родительского собрания

V . Решение родительского собрания

Приложение №1 Анкета Ф.И.__________________________________________________________ -

Приложение №1 Анкета Ф.И.__________________________________________________________ -

Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим: - соглашаются; - не обращают на это внимание; - не соглашаются 8

Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим: - соглашаются; - не обращают на это внимание; - не соглашаются 8

Приложение № 2.

Приложение № 2.

Родительское собрание для родителей четвероклассников на тему: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"

Родительское собрание  для родителей четвероклассников на тему: "Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребёнка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022