НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА, ИЛИ КАКОЙ ИДЕАЛ НУЖЕН ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?
(лаборатория нерешенных проблем)
Цели: помочь родителям понять разницу между стремлением к идеалу или фанатическим преклонениям перед кем-либо публичным человеком; дать возможность осознать важность присутствия в жизни ребенка идеала.
Ход собрания
Когда природа лишила человека
его способности ходить на четвереньках,
она дала ему, в виде посоха, – идеал!
И с той поры он бессознательно,
инстинктивно стремится к лучшему – все выше!
М. Горький
I. Организационный момент. Постановка целей.
Учитель. Добрый вечер, мои дорогие коллеги! Рада видеть вас на очередном заседании в нашей лаборатории нерешенных проблем. Проблема сегодняшнего разговора звучит так: «Не сотвори себе кумира, или какой идеал нужен вашему ребенку?»
Тот факт, что стремление к идеалу отличает человека от всех других живых существ, давно никем не оспаривается (см. эпиграф). Вопрос состоит в том, какой идеал должен быть у ребёнка, как отличит стремление к идеалу от болезненной, фанатической зависимости.
II. Основная часть
Учитель. Что такое идеал? Словарь С. И. Ожегова дает следующее толкование значения: 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. 2. Совершенное воплощение чего-нибудь.
К чему же стремятся ваши дети и на кого хотят быть похожи? (Учитель знакомит родителей с результатами анкетирования детей. Цель анкетирования: выявить героев и кумиров современных школьников.)
Учитель. Родители должны быть всегда рядом со своими детьми, особенно, если те находятся в столь юном возрасте. Знаете ли вы, родители, на кого хочет быть похож ваш ребенок? Ответьте на вопросы:
1. Какой любимый литературный герой вашего ребенка?
2. Самый любимый музыкальный исполнитель?
3. Самый любимый артист?
4. Самый любимый киногерой?
5. Самый любимый спортсмен? (Футбольный клуб? Баскетбольная команда?)
6. Чьи фотографии на дневнике и тетрадях вашего ребёнка?
(Родители отвечают на предложенные вопросы. После этого учитель предлагает им познакомиться с ответами их детей на те же самые вопросы.)
Учитель. Вашим детям были предложены такие же вопросы. У вас есть возможность познакомиться с их ответами. Все ли там ожидаемо? Все ли имена, указанные детьми, вам знакомы? Чем больше правильных ответов, тем очевидней факт, что вы не очень хорошо знакомы с увлечениями и нравственными устремлениями своих детей.
Ребенку свойственно стремление к чему-то. Если по каким-то причинам идеал у ребенка не появится, то место займет кумир. (Кумир – предмет восхищения, преклонения). В чем же опасность этой замены? Как вы думаете?
(Родители высказывают свои мнения.)
Учитель. Среди негативных последствий замены идеала кумиром вы назвали фанатичное преклонение перед звездами кино, эстрады, спорта. На этом мне хотелось бы остановиться чуть подробней.
Отношения между поклонниками и звездами часто вызывают отталкивающее впечатление. Но если в вашей семье растет подросток, не отводите глаза от бесчисленной толпы фанатов. Постарайтесь, чтобы ваш ребенок не оказался в этой толпе.
На что обратить внимание родителям? О чём нужно знать? Спросим совета у психолога.
Психолог.* Мы все давно привыкли к выражениям «хит-парад», «горячая десятка» и т. д. Кто голосует за тех или иных представителей шоу-бизнеса и других публичных людей? Как правило, основную аудиторию составляют молодые люди, подростки.
Шоу-бизнес заботится о поддержании собственного авторитета: непрерывно подводит итоги хит-парадов, организует нелепые премии типа «Гремми», «Овация» или «Серебряная калоша», присуждает романтические звания типа «Живая легенда», добивается государственных наград и средневековых титулов пэров и леди для своих представителей. Но сама по себе рекламная звездопляска малопонятна. Фанаты выражаются откровеннее и точнее. Например, в Америке поп-звезду называют «идолом». И тут есть тонкость, которую следует учитывать. Для наивного первобытного фетишиста деревянный истукан или каменная баба были не символом и не иконой, а Богом собственной персоной. Одним своим видом идол мог привести древнего охотника в экстаз, восстанавливающий спокойствие души, зоркость глаза и твердость руки.
Современный человек, даже подросток, конечно, далек от такой наивности. Но тем больнее ему, когда мечты не сбываются, притязания отвергаются, друзья предают, дела не клеятся. А поп-звезда одним своим видом снимает любой разлад чувств, мол: «Что вытворяю, а знаменита и богата!».
Тут не банальный пример для подражания. Тут встреча с идеалом, присоединение к существу высшего порядка, вместе с которым будешь счастлив, удачлив и во всем прав. И современный, может быть, даже атеистический подросток погружается в мистический фетишизм.
Но вот в чем разница. Каменная баба нема и неподвижна. Она только фокусирует идущие изнутри человека импульсы. Ведь первобытный фетишизм был, в сущности, внутренним механизмом концентрации собственных психических сил, способом самоорганизации личности. А поп-звезда поет и пляшет. Она агрессивно навязывает зрителям свои чувства и мысли, свой образ жизни. Это духовное насилие, потому что излюбленные позы и костюмы, жесты и интонации шоуменов воздействуют на подсознание. Повторяющиеся, словно на испорченном граммофоне, вскрики-заклинания типа: «Нас не догонят! Нас не догонят!»; «Ты бросил меня! Ты бросил меня!»; «Будь или не будь! Будь или не будь!» и тому подобное – провоцируют эхолалию – автоматическое повторение услышанных слов (как при аутизме); затверживание (как на ранних этапах усвоения языка младенцем) речемыслительных стереотипов, сращение рефлекторных действий со словами-командами (как окрик стражи или слоган рекламы). А потому агрессивные самооправдания шоу-бизнеса: «Не нравится – не смотри! Или «Не любишь – не слушай!» – злостный обман. Не дают поп-звезды сделать сознательный выбор: сначала «жмут» на безусловные рефлексы, потом – на возникшую зависимость.
Многим взрослым некоторая доля фетишизма в массовой культуре нужна, как процент алкоголя в пиве. Без этого не получается ни развлечься, ни расслабиться. Но дети в сфере шоу-бизнеса – совсем другое дело. Даже виртуальное поклонение кумиру нередко приводит к тому, что так и не случается в их жизни ни настоящей первой любви, ни взаимной беззаветной дружбы.
Пусть у вашего ребенка будет любимый герой. Это ему очень нужно для полноценного развития личности, для выбора жизненной цели, для подражания, наконец. Но лучше, если между ним и звездой будет дистанция.
Контактировать, дружить и конкурировать разумнее всего со сверстниками. Только им дано повлиять на отношение вашего ребенка к своему кумиру. Мнение взрослых, особенно родителей, он, скорее всего, отвергнет как предвзятое, неправильное и нечестное. И будет упорствовать, пока его не спросят те, с кем ему хочется дружить: «Скажи мне, кто твой кумир, и я пойму, чего можно ожидать от тебя самого».
Полное освобождение от «звездной» зависимости начнется в тот момент, когда подросток добьется успеха в сфере, которую его сверстники считают престижной: в спорте, творчестве, практических умениях. Почувствовав искреннюю заинтересованность друзей, он станет более критично относиться к своему кумиру.
Но что же в таком случае требуется от родителей?
Во-первых, понимание. Фанатами не рождаются. Чаще всего ими становятся дети, ощущающие свои недюжинные способности, но не встречающие признания. От кумира они ждут авторитетного признания своих достоинств, если хотите, благословения, и слияния с его силой и славой.
Поэтому нужно попытаться распознать способности и таланты ребенка. При их свободном и ускоренном развитии все остальные проблемы обычно решаются сами собой. Это непростое дело. Возможно, потребуется помощь специалистов. Для начала можно обратиться к школьному психологу.
Во-вторых, умение ненавязчиво, но резко исключить на время всякое воздействие кумира на ребенка и любые контакты с другими фанатами. Например, уехать на каникулы в поход на лыжах или на байдарках, где будет тяжелый рюкзак, обязанности кострового или судомойки, туристское братство, совсем другие песни под гитару и, может быть, появятся друзья тоже совсем другого склада. Или поехать к морю в такое место, где на дискотеках в моде совсем другие музыканты, а имя кумира вызывает только недоумение...
В-третьих, активность в поиске секций, кружков, студий, где можно заниматься престижными вещами и где уважают за талант и мастерство, а не за дурацкую приближенность к кумиру. Может быть, целесообразно даже пригласить на дом хорошего тренера или учителя дизайна или иностранного языка, чтобы умелость ребенка приближалась к профессиональному уровню. И это будут эффективные инвестиции в ребенка, а не бросовые траты на погоню за кумирами.
В-четвертых, и это, может быть, самое главное: нужно постоянно расширять круг общения семьи, собирая в одну компанию детей и взрослых, которые вместе ходят в музеи, на концерты, выставки и презентации и говорят об этом горячо и много.
Учитель. Ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день, какие происшествия произошли. Будьте внимательны к этим рассказам: психологи считают, что внимательные родители обязательно должны услышать о мечтах, надеждах и опасениях ребенка.
Проанализируйте детские рассказы и ответьте на вопросы теста (см. Приложение 1).
III. Заключительная часть
Учитель. Наш разговор подходит к концу. Очень хочется верить, что работа нашей лаборатории поможет уменьшить количество ваших педагогических проблем хотя бы на одну. Помогите вашему ребенку найти в своей жизни истинный маяк и отличить его от блуждающих обманных огоньков.
А перед сном расскажите сказку Леонардо да Винчи (Вы ведь еще делаете это?).
МОТЫЛЕК И ПЛАМЯ
Порхая в вечерних сумерках и наслаждаясь прохладой, нарядный мотылек вдруг приметил мерцающий вдали огонек. Он тотчас направился к освещенному месту, а когда оказался рядом, стал летать вокруг горящего на окне ночника, с удивлением разглядывая его. Как же красив этот незнакомец!
Налюбовавшись вдоволь, мотылек решил поближе познакомиться с ярким огоньком и поиграть с ним, как обычно забавлялся в саду с цветами, раскачиваясь на их венчиках, словно на качелях. Отлетев немного
в сторону, он сделал крутой разворот и пролетел, почти касаясь желтого язычка пламени и как бы приглашая его к игре.
Но что-то больно кольнуло его и подбросило вверх. Присев на подо-конник у ночника, мотылек в изумлении обнаружил, что потерял одну лапку и подпалил края крылышек.
– Как же могло такое стрястись? – в недоумении спрашивал себя мотылек и не находил ответа. Он никак не мог допустить, чтобы такой дивный, безобидный огонек способен был причинить ему зло. Придя немного в себя от потрясения, мотылек вновь расправил крылышки и вспорхнул.
Сделав несколько кругов над горящим ночником, он спокойно полетел прямо на пламя, желая покачаться на нем, но тут же упал в масло, коим питался коварный огонек.
– Какой же ты жестокий, – промолвил мотылек, теряя силы. – Я надеялся найти в тебе друга, а обрел погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность...
Бедный мотылек! – ответил ему опечаленный ночник. – Моя ли вина, что я не цветок, а пламя. Ты не внял моему предупреждению и стал играть со мной.
Учитель. Сберегите своего мотылька от напрасных жертв и усилий. Удачи!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест для родителей**
И н с т р у к ц и я: необходимо проанализировать рассказы ребенка и ответить на вопросы «да» или «нет».
1. Его возмущают одноклассники, которые командуют всеми вокруг.
2. Жалуется, что в классе все думают только о себе.
3. Терпеть не может тех, которые всегда стараются быть
в центре внимания.
4. Время от времени сожалеет, что напрасно доверял кому-то.
5. Возмущается, когда люди лгут для того, чтобы добиться успеха.
6. Обожает мечтать. Представляет себя богатым; могущественным, знаменитым.
7. Одноклассники считают, что он зазнается.
8. Любит, когда им восхищаются.
9. Способен работать очень упорно, больше других в сфере, которая приносит успех.
10. У него быстро портится настроение, становится пассивным или раздражительным, если его не оценивают по достоинству.
11.Часто неправильно понимает чувства и поступки других людей, производит впечатление недостаточно чуткого.
12. Если приходится стоять в очереди, пытается пройти вперед, считает, что имеет на это право.
13. Считает, что одноклассники завидуют ему.
14. Часто просит купить ему те или иные игрушки, вещи, которые есть у одноклассников.
15. Гордится статусом своей школы, секции.
16. Стремится заниматься престижными видами спорта, завести модное хобби.
17. Обижается, когда хвалят других.
18. Старается превзойти одноклассников своими успехами.
19. В соревнованиях стремится победить любой ценой.
20. Уверен, что достоин всяческих похвал.
21. Одноклассникам не нравится, что он всегда первый.
22. Очень расстраивается от проигрыша на соревнованиях.
24. Скептически относится к тому, чем хвастаются одноклассники.
25. Есть человек, которым он восхищается, которому подражает.
М н е н и е п с и х о л о г а. Такие жалобы и обстоятельства достаточно типичны. Родители в этом случае начинают беспокоиться, что в классе сложился неудачный коллектив или, может быть, учитель несправедлив к ученику. Однако есть и еще одна вероятность: ребенок ищет объяснения своему чувству дискомфорта, истинная причина которого кроется в нем самом. Переводя ребенка в другой класс и другую школу, родители могут столкнуться с той же проблемой. Поэтому, прежде чем принимать кардинальные меры, стоит задуматься, что мешает школьнику найти контакт со сверстниками.
Интерпретация ответов
Если вы отметили 10 пунктов и менее, то, скорее всего, причина жалоб действительно внешняя и случайная Недостаточно взвешенное решение педагога, конкуренция со стороны сверстников и так далее. Это неприятно, но преодолимо и опасности для внутреннего состояния ребенка нет.
От 11 до 20 ответов «Да»
От 11 до 20 пунктов – в событиях имеется некая тенденция. Самое время поговорить с ребенком. Попытайтесь незаметно выяснить (не обижая свое чадо недоверием), какие реальные факты и события вызывают его обиду. Если таковые причины действительно существуют, имеет смысл посоветоваться с учителем. Если же на ваш взгляд ничего серьезного не происходит, значит, причиной является внутреннее состояние самого ребенка, как это описано далее.
Более 20 ответов «Да»
Если вы отметили более 20 пунктов, можно предположить наличие у ребенка нереализованных потребностей в признании, которые провоцируют его «странное» поведение и негативную реакцию на окружающих. Школьник страдает от несправедливого, как ему кажется, отношения к себе, он неудовлетворен своим местом в коллективе, но не потому, что оно низкое или не соответствует его способностям, а потому, что ему хочется самого высокого, даже если он пока не в состоянии подтвердить свои притязания реальными достижениями. В желании пользоваться авторитетом, уважением нет ничего плохого. Проблема появляется тогда, когда стремление к признанию становится самоцелью, важнее учебы, важнее дружбы, важнее прежних увлечений. Как правило, причиной такого смещения интересов становится нарушение самооценки, формирование нереалистической, чрезмерно высокой, «грандиозной» оценки собственной личности, поддерживать которую может только постоянное признание со стороны окружающих. Условием возникновения подобного нарушения являются некоторые особенности воспитания в семье. И, прежде всего, чрезмерно высокие ожидания в отношении ребенка, когда родителям хочется, чтобы он был лучшим во всем (или хотя бы в чем-то), чтобы он достиг того, чего хотелось бы достичь им самим. Каждый шаг ребенка интерпретируется ими как успех или поражение, и соответственно колеблется отношение близких к ребенку от тщеславной гордости до плохо скрываемого разочарования. Усугубляют положение постоянные разговоры в семье об успехе, необходимости чего-то достичь в жизни, сравнение с чужими достижениями и так далее.
Важно иметь в виду, что сверхвысокая самооценка не обязательно стимулирует настойчивость в продвижении вперед, как считают некоторые. Напротив, неудовлетворенная гордость может привести к фанатическому поклонению кумиру, которому приписываются исключительные, сверхчеловеческие качества и добродетели. Не имея возможности доказать окружающим свое превосходство, ребенок присоединяется к личности более значительной и сильной (в его понимании), которой приписывает исключительные, сверхчеловеческие достоинства и возможности. Преданная любовь к «такому» человеку (неважно: широко известному или знаменитому только в своем дворе, классе), ощущение сопричастности к «великому» позволяет поклоннику кумира чувствовать и себя исключительным, «избранным».
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, при первых же неблагоприятных симптомах взрослым необходимо пересмотреть свои отношения с ребенком, а также свои собственные ценности. Не становится ли ребенок орудием нашего родительского тщеславия, продолжением нашего грандиозного «Я»? Одновременно нужно помочь ребенку овладеть каким-либо мастерством, умением, которое помимо оценок окружающих позволило бы ему самореализоваться, почувствовать свои реальные, а не вымышленные возможности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.